Исторические события оцениваются разными людьми. Взгляд
очевидца порой резко отличается от точки зрения исследователя. Одно поколение
людей рассматривает те или иные исторические факты с одной позиции, а другое находит в них иногда иное содержание. Разные
факты неодинаково воздействуют на людей.
Поэтому данную технологию можно использовать в различных направлениях.
Первой такой разновидностью можно назвать «Взгляд очевидцев исторических
событий на факты, свидетелями которых они были».
Преимущество такое
технологии заключается в том, что очевидец, приглашенный на урок, открыто демонстрирует свою нравственную оценку изучаемого события, а у учащихся есть возможность
непосредственно вступить с ним в диалог этического характера, сравнивать
свои собственные наблюдения по изучаемому
материалу или вопросу. Такие беседы необходимо проводить либо до изучения новой
темы, чтобы пробудить интерес к объективному анализу события, либо после изучения темы, как логическое завершение
работы над учебным материалом. Можно
идти от субъективного к объективному или от объективного к
субъективному.
Такая технология хорошо применима к урокам, на которых
изучаются войны (Афганская, Чеченская и т.д.). Встреча с ветеранами помогает
ученикам услышать мнение живых свидетелей
военных событий, которые, как правило, нигде не опубликованы. Опыт
преодоления трудностей, моральных дилемм очень ценен для учеников. Один из
возможных сценариев такого урока будет дан в приложении к работе.
Другой разновидностью этой технологии может стать
осмысление событий прошлого глазами разных
поколений людей, в частности детей. Так 3 класса старшего, среднего и младшего звеньев разделить по 7-8 человек, так,
чтобы на одном ряду сидели учащиеся из 2 класса, на другом из 6 класса,
на третьем из 11 класса. Учащиеся оценивают
наследие войн XX века путем выполнения разноуровневых разновозрастных заданий, излагая
свои личные впечатления о войнах ушедшего века и об их уроках. Данный
урок выигрывает в своем качестве, если на него будут приглашены участники
Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн. Содержание такого урока
описывается в приложении к работе.
Третьим направлением,
связанным с данной технологией может стать исследовательская деятельность учащихся, которая направлена на поиск
новых фактов, основанных на опыте жизни своих родственников. Так урок о
войне 1941 - 1945 годов можно начинать с
сообщений учащихся о судьбе своих родственников в годы войны и послевоенный период. Стержневым вопросом, который будет исследован каждым учеником самостоятельно,
является проблема - как повлияла война
1941 -1945 годов на жизнь ваших родственников. Учащиеся озвучивают на уроке свою работу с этой области. Приводимые факты
носят неповторимый характер и воздействуют на сердце детей.
Исследовательская
деятельность может быть очень разнообразной. Так учитель может применить методику журналистского
исследования с применением телевизионной камеры. Учащимся дается конкретная
проблема, связанная с выражением мнений разных людей по поводу того или
иного исторического факта. Например, учащиеся выясняют у населения своего
района, села, города мнение о необходимости
или ненадобности восстановления в Москве Храма Христа Спасителя, попутно
выясняя, что об этом архитектурном памятнике знают люди. Данная технология
включает в себя разные формы деятельности: интервью, съемку сюжета,
монтирование пленки, просмотр её на уроке, обсуждение и формулировку выводов.
Опыт проведения такого урока описан в приложении к работе.
Исследовательская работа может включать в себя также
подбор телесюжетов с историческим содержанием, например, используя опыт
передачи «Старая квартира» и т.д.
Данная технология может
быть использована при составлении памятки № 9 «Уроки войны». Вот как выглядит
её текст:
«Уроки
войны»
Война - это не только столкновение экономик,
полководческих талантов, идеологических копий, война - это ещё и
столкновение духов.
Ужасна не война, состояние народов, приводящее к войне.
Война красива только издалека и для тех, кто на ней не
был.
Победа в войне — это не только умелый выбор позиции,
удачи маневра, это душа народа в единстве с замыслом полководца.
На войне исход сражения решает не первая, не вторая, а
последняя атака или битва.
Война - явление
сложного характера, она может быть смесью добра и зла, быть чистым злом,
но беспримесным добром она не бывает никогда.
Война - священное дело
для тех, кто предпринимает её по необходимости в защиту правды и
Отечества.
Солдат войны не выбирает.
Пойми одного солдата,
и ты поймешь всю войну.
10. Смотри
всегда за собственной войной и никогда не думай о том - будет ли война.
Порядок работы с этой памяткой может быть очень
разнообразным. Так, если встреча учащихся с очевидцем одной из войн может
происходить под эпиграфом из 9 пункта
памятки. Можно предложить ветерану войны блиц-опрос, ответы на который
могут стать новой памяткой о войне.
А можно озадачить учеников таким заданием, как
составление памятки «Уроки войны» самостоятельно, предложив им ответить на
следующие вопросы:
что такое война?
может ли война быть священной?
с чем у вас
ассоциируется любая война? почему на земле продолжаются войны? и т.д.
В рамках этой
технологии рекомендуется использовать памятку № 10 «События и человек». Вот её текст:
1.Помни, что события и
люди взаимосвязаны; эта связь может быть минимальной или максимальной в
зависимости от человека и события.
2.Определи, какое место в событиях занимали конкретные
люди, живущие в ту историческую эпоху.
3.Выяви, какие мотивы
были у человека в связи с его участием в данном событии,
4.Определи, какие события стали следствием участия
человека в разбираемом событии.
5.Проанализируй, как это событие повлияло на ход истории.
6.Проанализируй как
повлияли поступки людей конкретно на тебя, связанные с этим событием.
7.Оцени, исходя из
своей системы ценностей влияние события на человека и человека на
события.
Цель данной памятки
заключается в том, чтобы ученик научился анализировать роль взаимодействия
события на человека и человека на события. Разбирая жизнь людей, живущих в разные исторические периоды,
учащиеся анализируют
собственные
возможности влияния на жизнь и людей, с которыми он соприкасается. Нравственная проблема здесь может
быть выражена так: человеком руководят обстоятельства или человек руководит
обстоятельствами?
Чтобы
яснее представлять необходимость того или иного выбора учащимся следует дать памятку № 11 «Люди и
трудности» (или «Мой выбор»). Вот как она выглядит:
Определи,
что побуждало действовать людей так, а не иначе.
Выскажи мнение
о причинах, почему
одни люди смиряются
с
действительностью, а
другие сопротивляются судьбе?
Попытайся найти
мотивы выбранных действий
(обстоятельства, страх,
жажда славы и т.д.) теми людьми и что
двигает тобой?
Предположи, какие дилеммы
возникали перед людьми в момент принятия ими
решения.
Выскажи
свое мнение о том, чтобы ты сделал в подобных обстоятельствах.
Определи, что можно
предпринять в сфере
обучения, чтобы избежать повторения
печальных событий или повторить положительный опыт.
Разумеется,
что ряд событий одних людей делают счастливыми, а других несчастными. Часто
жизнь требует от людей своего выбора условий, которые предлагаются людьми,
находящимися в состоянии конфликта. История полна таких примеров, когда человеку надо
было выбрать, то или иное решение. Например, Александр Невский оказался перед выбором открытой войны с немецкими и шведскими рыцарями или мира с ними на условиях
рыцарей - меченосцев. Ему же предстояло сделать выбор между покорностью перед
татарами или борьбы с ними. Ученикам
можно предложить задание: почему в
первом случае Александр выбрал
военное противостояние, а в другом случае - предпочел избегать войны и придерживаться тактики «соломенного мира». Лучше
всего сделать это, анализируя
несколько точек зрения.
Учащимся
так же предстоит изучать в курсе Отечественной истории восстания, крестьянские
войны, дворцовые перевороты, революции, мировые войны, в основе которых лежит конфликтное состояние
общества. Поэтому я предлагаю использовать при изучении этих тем памятку № 12 «Конфликт и его
разрешение»:
Знай,
что любой конфликт имеет свои истоки.
Проанализируй
видимые и невидимые причины данного конфликта.
Определи участников
конфликта, как явных,
так и скрытых
и его заинтересованные стороны.
Рассмотри
цели и методы конфликтующих сторон.
Попытайся
встать на позицию всех участников конфликта и попытайся понять их позиции.
Проанализируй
итоги этого конфликта и возможные последствия.
Определи, что
ты считаешь идеальным
решением этого конфликта, удовлетворил ли он все конфликтующие стороны.
Рассмотри
все фазы конфликта и определи, на какой стадии его можно было предотвратить.
9. Ответь на вопрос: чему тебя научил этот
конфликт.
Несмотря на то, что события мирной жизни по популярности
уступают место конфликтным ситуациям в освящении учебников, они играют
важнейшую роль в нравственном плане для
людей. События мирной жизни негромко воспитывают многие поколения людей,
живущих в разные эпохи. К событиям можно отнести появление творений искусства.
Однако особенностью нынешнего времени является то, что люди не понимают его
язык и не хотят у него учится.
Памятка № 13 «Как
читать произведения искусства» призвана помочь ученикам осознать внутреннюю ценность произведений
искусства, их нравственный смысл. Вот
её содержание:
Ознакомься с сюжетом данного произведения.
Попытайся раскрыть
смысл образа.
Определи, что связывает данный образ или изображение
лично с тобой.
Ответь на вопрос о
том, что ты чувствуешь от соприкосновения с этим образом духовно, и
какие нравственные чувства возникают в душе.
Подумай, какую цель
ставил автор этого произведения, создавая его, и как ему это удалось.
Если имя
автора неизвестно, задайся
вопросом, в чем
здесь причина (беспамятство
или тайна истории).
Признайся сам
себе, хватает ли
тебе необходимых знаний,
чтобы по достоинству
оценить это произведение.
Предположи, сохранит
ли время этот образ, останется ли он актуальным в будущем.
Пользование такого рода памяткой дает учащимся
дополнительный стимул к осмыслению
произведений искусства разных эпох, начиная с творений древнерусских зодчих и иконописцев и заканчивая
современными модернистскими направлениями. Более подробно эта тема будет
рассмотрена ниже.
Подводя итог применению технологии «Исторические события
глазами разных людей» замечу, что любое
событие истории можно рассматривать через нравственную призму. Любое событие поучительно, нужно только пробудить в учениках
желание узнать о нем как можно больше и глубже, чтобы оно не прошло мимо их внимания.
|