Задача истории, как предмета гуманитарного цикла,
сводится к тому, чтобы способствовать
формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим
опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым, как духовные ценности. Морально-нравственные ориентиры
способствуют складыванию у учеников
этической культуры, которая так же может стать предметом исследования на материалах исторического наследия. А вопросы, которые
возникают у учащихся, связанные с их моральными установками могут пересекаться с проблемами, которые решали люди в
разных исторических эпохах. 
  Так
источниками нравственной культуры могут стать: 
  1) труды выдающихся мыслителей
отечественных и зарубежных; 
  2) народная педагогика; 
  3) нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд; 
  4) произведения искусства, где воплощены духовные идеалы. 
 Таким образом,
исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на
формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную
культуру и в конечном счете на самовоспитание
учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но ни в коем случае
не навязывающей свои ценности. 
 Воспитательные задачи урока можно свести к следующим: 
 действовать в положительном направлении, взывая к лучшим
началам в человеке и показывая и их на широком историческом материале; 
 определить суть и
содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха,
(что есть добро и зло и как менялись представления о них и другие нравственные категории в разные периоды
история человечества; какие эпохи  
двигались   в   сторону  
нравственного   прогресса,   а  
какие   склонялись   к материальным ценностям; какие цивилизации
не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других
цивилизаций и т.д.); 
 взывать     к     высшим    
ценностям     (любви,     мужеству,     братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая
и злой опыт истории: 
 4. способствовать
формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют
в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются
другие учащиеся. 
 Таким образом, можно
выделить ряд аспектов нравственного воспитания на уроках истории: 
 аксеологический - обращение учащихся к высшим ценностям; 
 гносеологический   
-   включение   учащихся 
в   процесс   познания 
высших ценностей; 
 когнитивный - познание
учащихся через призму высших ценностей самого себя и своих возможностей; 
 ориентационный -
выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношение к миру,
людям и самому себе; 
 5.  результативный - механизм становления
структуры человеческого «я». 
Итак,   главная   цель  
нравственного  воспитания  заключается 
в  следующем: включить учащихся в процесс осознания и
переживания нравственных ценностей в качестве потребностей личности,
субъективно-значимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе исторических
фактов. 
 Реализация этой цели
включает в себя ряд признаков воспитания: 
  1) целенаправленность; 
  2)
процесс взаимоотношения педагога и ученика; 
  3) создание воспитательной среды; 
  4) содержание воспитания; 
  5) творческий характер воспитания. 
 Многоплановость этого
процесса побуждает к созданию системы нравственного воспитания на
протяжении двух концентров при изучении истории. С одной стороны деятельность учителя должна быть направлена на накопление
в учениках знаний, умений, навыков, с
другой стороны учителю необходимо формировать в учениках отношения к
приобретенным знаниям. Существуют три формы, при помощи которых может
осуществляться воспитательный процесс: рационалистическая, эмоциональная и
поведенческо-волевая. 
 Рациональная форма
включает в себя содержание мыслительной деятельности, и само умение
мыслить, эмоциональная - восприятие любого знания через призму эмоционального
строя личности, поведенческо-волевая предусматривает отношение к узнанному, определяя сознательное действие
ученика, которое проявляется в поступках, в определении своей позиции по
конкретному вопросу. 
 Рационалистическое и эмоциональное познания должны быть
обращены к смысловому обогащению ученика, при
помощи которого учение совершает нравственное
или безнравственное действие. Вот как выглядит этот процесс схематически: 
   
 
 
 | 
  Постижение смысла 
  | 
 
   -  
  | 
 
  Понимание, 
 усвоение 
  | 
 
   - 
  | 
 
  Углубление, работа
 над собой 
  | 
 
   - 
  | 
 
  Изменение себя,
 созидание 
  | 
  
 
   
 
 
 | 
  Непонимание смысла 
  | 
 
   - 
  | 
 
  Отвержение 
  | 
 
   - 
  | 
 
  Изменение других, а
 не себя 
  | 
 
    - 
  | 
 
  Разрушение себя,
 деградация 
  | 
  
 
   
 Таким образом,
нравственное воспитание – это основа всей жизни. 
 
	
	
	  |