Задача истории, как предмета гуманитарного цикла,
сводится к тому, чтобы способствовать
формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим
опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым, как духовные ценности. Морально-нравственные ориентиры
способствуют складыванию у учеников
этической культуры, которая так же может стать предметом исследования на материалах исторического наследия. А вопросы, которые
возникают у учащихся, связанные с их моральными установками могут пересекаться с проблемами, которые решали люди в
разных исторических эпохах.
Так
источниками нравственной культуры могут стать:
1) труды выдающихся мыслителей
отечественных и зарубежных;
2) народная педагогика;
3) нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд;
4) произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.
Таким образом,
исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на
формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную
культуру и в конечном счете на самовоспитание
учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но ни в коем случае
не навязывающей свои ценности.
Воспитательные задачи урока можно свести к следующим:
действовать в положительном направлении, взывая к лучшим
началам в человеке и показывая и их на широком историческом материале;
определить суть и
содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха,
(что есть добро и зло и как менялись представления о них и другие нравственные категории в разные периоды
история человечества; какие эпохи
двигались в сторону
нравственного прогресса, а
какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации
не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других
цивилизаций и т.д.);
взывать к высшим
ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая
и злой опыт истории:
4. способствовать
формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют
в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются
другие учащиеся.
Таким образом, можно
выделить ряд аспектов нравственного воспитания на уроках истории:
аксеологический - обращение учащихся к высшим ценностям;
гносеологический
- включение учащихся
в процесс познания
высших ценностей;
когнитивный - познание
учащихся через призму высших ценностей самого себя и своих возможностей;
ориентационный -
выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношение к миру,
людям и самому себе;
5. результативный - механизм становления
структуры человеческого «я».
Итак, главная цель
нравственного воспитания заключается
в следующем: включить учащихся в процесс осознания и
переживания нравственных ценностей в качестве потребностей личности,
субъективно-значимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе исторических
фактов.
Реализация этой цели
включает в себя ряд признаков воспитания:
1) целенаправленность;
2)
процесс взаимоотношения педагога и ученика;
3) создание воспитательной среды;
4) содержание воспитания;
5) творческий характер воспитания.
Многоплановость этого
процесса побуждает к созданию системы нравственного воспитания на
протяжении двух концентров при изучении истории. С одной стороны деятельность учителя должна быть направлена на накопление
в учениках знаний, умений, навыков, с
другой стороны учителю необходимо формировать в учениках отношения к
приобретенным знаниям. Существуют три формы, при помощи которых может
осуществляться воспитательный процесс: рационалистическая, эмоциональная и
поведенческо-волевая.
Рациональная форма
включает в себя содержание мыслительной деятельности, и само умение
мыслить, эмоциональная - восприятие любого знания через призму эмоционального
строя личности, поведенческо-волевая предусматривает отношение к узнанному, определяя сознательное действие
ученика, которое проявляется в поступках, в определении своей позиции по
конкретному вопросу.
Рационалистическое и эмоциональное познания должны быть
обращены к смысловому обогащению ученика, при
помощи которого учение совершает нравственное
или безнравственное действие. Вот как выглядит этот процесс схематически:
Постижение смысла
|
-
|
Понимание,
усвоение
|
-
|
Углубление, работа
над собой
|
-
|
Изменение себя,
созидание
|
Непонимание смысла
|
-
|
Отвержение
|
-
|
Изменение других, а
не себя
|
-
|
Разрушение себя,
деградация
|
Таким образом,
нравственное воспитание – это основа всей жизни.
|