Да, да, вначале было не слово, а игра, если говорить о начале
культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша. Ребенок
еще не может говорить, но уже кулюкает, гугукает, улыбается во весь
рот, реагируя на колыбельные потешки матери или бабушки, хватая
беспомощными ручонками свои первые погремушки. Играя почти
бессознательно, малыш осваивает формы и величины вещей и предметов, их
расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые
слова-сигналы, вступает в "контакты” - с другими людьми, реагирует,
наблюдает, запоминает, координирует движения, пополняет свой кругозор,
радуется жизни.
Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал — это
понять природу счастливого детства, понять своего ребенка, своих
питомцев и воспитанников.
Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. Многие
взрослые этого не понимают, очевидно, потому, что забыли себя в детстве.
В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их
фантазия "работают” синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира
постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо
воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность
и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию,
справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом, все,
что составляет богатство человеческой личности.
Американский психолог Джорж МИД увидел в игре обобщенную модель
формирования того, что психологи называют "самостью” человека -
собирание своего "Я”. Игра - мощнейшая сфера "самости”: самовыражения,
самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления.
Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям,
распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.
Уже потому удлинение детства в играх есть великое завоевание
цивилизации, есть возможность, говоря словами польского гения, одного из
лучших терапевтов Европы, писателя с мировым именем, педагога и
психолога Януша Корчака, "отыскать себя в обществе, себя в человечестве,
себя во Вселенной”. Уже потому в игровом мироощущении детей
присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде - на мир. Вслушайся, уважаемый читатель, в музыку и мудрость таких детских
игровых понятий, вспомни словесное "пространство” игры: говорилки,
дразнилки, леталки, мочилки, бродилки, приговорки, заклички, издевки,
пестушки, потешки, прибаутки, страшилки, молчанки, голосянки, поддевки,
сечки, небылички, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки.
В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже
утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном,
облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать,
успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых
живет уважение к прошлому и вера в будущее.
Игра - педагогическая азбука жизни
Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с
отклонениями в психике, выносят диагноз: "Дети в детстве не доиграли”.
Есть даже такое выражение - "игровая дистрофия детей”. Есть отрасль
медицины и психологии - игротерапия. Игрою можно диагностировать,
познать ребенка. Игрою можно ободрить и одобрить ребенка. С помощью игры
можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические
свойства, человеческие личностные качества.
Наша книга - это сборник частично заимствованных из опыта разных
мастеров игры и придуманных автором еще в давние годы педагогических
поисков игровых миниатюр. Всего их в книге - 232. В книге представлены
игры-минутки, игры-тренировки (тренинги), игры-упражнения, игры-шутки.
Книга была подготовлена к печати в середине 60-х годов, но, увы, не
издана по разным причинам, хотя многие забавы из нее мы использовали в
различных публикациях. Главное назначение представленных здесь игр -
развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод
ребенка на творческое, экспериментальное поведение. С одной стороны, мы
предлагаем ребенку, подростку пищу для подражания, повторения, с другой -
представляем поле фантазии и личного творчества.
Техника многих представленных в книге игровых миниатюр отрабатывалась
столетиями, достигая своего художественного совершенства. Установить
авторство тех или иных забав невозможно. Автор данной книги находил
многие забавы, иногда - встречающиеся в современной литературе разных
авторов и очень повторяющиеся в названиях и фабулах, в книжных
источниках XVII-XVIII вв. Мы заметили, что моделей игры не так-то уж
много, а вот разновидностей забав великое множество. Мы не стали
придавать заимствованным и придуманным забавам дидактический,
наукообразный "антураж”, игры от этого только бы проиграли. Вся
педагогическая мудрость игры в ее простых или чуть усложненных
(заданных) правилах, в обычном ее описании. Бери, дорогой читатель, игру как заготовку, думай сам, какому
возрасту детей она подходит, усложняй или облегчай правила и всю
"технологию” той или иной игровой миниатюры.
Не все представленные нами игры есть игры в "чистом” виде. В книгу мы
включили достаточное количество игровых упражнений, занятий, тренингов
целевого назначения. Перед каждой такой программой даются небольшие
пояснения и советы. Мы старались подобрать для этой книги небольшие по
объему, несложные по содержанию, но важные по назначению забавы для
детей, в которых, как в сказках, есть намек и "добрым молодцам урок”. Мы
пытались представить программы игр, не требующих больших пространств и
сложной атрибутики.
Знаменитый ученый Эрик Берн пишет: "...весь процесс воспитания
ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и
как в них играть” .
Давайте запомним все - и учителя, и воспитатели, и родители, - что
точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо
играть. И то, и другое необычайно важно и плодотворно, тем более что
ребенок - "существо играющее”.
Мы называем в этой книге того, кто проводит игру, ведущим. Это может быть учитель, родитель или сам школьник.
Не путайте ведущего с водящим. В играх издавна водит тот, кто
выпутывается из интриги игры, решает ее творческие задачи, проявляя
выдумку, смекалку, ловкость и т. п.
В книге использован опыт ныне ушедшего из жизни прекрасного игровика,
калужского учителя Е. М. Гельфана, с которым у нас был долгий
творческий союз.
Разделы коррекционных игр подготовлены психологом Н.Я. Безбородовой.
Закончить вступительную статью нам хочется словами А.Фромма: "Играя,
дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных
занятий на свете” .
Желаем удачи на поприще развлечения (раз-влечение, — влечение к разному, разнообразному)! |