Предполагаем, что дети читали книгу В. Арсеньева "Дерсу Узала”
или, по крайней мере, слышали о знаменитом уссурийском следопыте. "То,
что для меня было непонятно, - писал о нем В. Арсеньев, - ему казалось
простым и ясным. Иногда он замечал следы там, где при всем желании
что-либо усмотреть, я ничего не видел. А он видел, что прошла старая
матка изюбря и годовалый теленок. Они щипали листву таволжника, потом
стремительно убежали, очевидно, испугавшись чего-то. Делал он это просто
по укоренившейся многолетней привычке не пропускать никакой мелочи и ко
всему относиться внимательно. Если бы он не занимался изучением следов с
детства, то умер бы с голоду. Когда я пропускал какой-нибудь ясный
след, Дерсу посмеивался надо мной, покачивал головой и говорил:
- Ты все равно мальчик. Так ходи, головой качай. Глаза есть, посмотри не могу, понимай нету.
Подойдя к срубленному дереву и осмотрев его, он сказал:
- Весной рубили; два люди работали: один люди высокий - его топор тупой, другой люди маленький - его топор острый.
Для этого удивительного человека в тайге не существовало тайн”.
Во всем описанном нет никакого чуда. Дерсу был таким же человеком,
как мы с вами. Но он ежедневно, ежечасно, с детства упорно тренировал
свое зрение, слух, довел до совершенства свое внимание, память, свою
изумительную наблюдательность.
Наблюдательность - это выработанная способность человека,
проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе
малозаметные, свойства предметов и явлений.
Как же развить ее?
Ученые утверждают, что наши органы восприятия ежедневно получают
десятки, даже сотни тысяч сигналов, впечатлений, но все они разрозненны и
мимолетны. Поэтому чрезвычайно важно научиться выбирать из их обилия
именно такие, которые нам действительно нужны.
Величайшего наблюдателя природы Чарлза Дарвина называли "миллионером
фактов”. А знаете ли вы, как возникла бумагоделательная промышленность?
Сотни тысяч лет осы только докучали миллионам людей, а французский
естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр, подметивший, как осы, пережевывая
растительные остатки, получают бумаговидную массу, из которой, стоят
свои гнезда, предложил делать бумагу из дерева. Наблюдательность помогла
сделать гениальное открытие. Наблюдательность зависит не столько от остроты зрения, слуха,
обоняния и т.д., сколько от умения человека каждый раз, слушая и
рассказывая что-либо, ставить перед собой определенную, ясную цель и
достигать ее. Наблюдательность обязательно предполагает наличие в
характере человека таких черт, как любознательность, пытливость, и
приобретаются они в жизненном опыте, в том числе и в играх и
развлечениях.
87% всех впечатлений, получаемых человеком из внешнего мира, -
зрительные впечатления. Бесконечно богат и мир звуков. Затем ученые
насчитали свыше ста тысяч разных запахов. То же можно сказать о вкусе и
осязании.
Мы более широко позволили себе б этой книге поговорить о
наблюдательности, полагая, что читатель продолжит этот разговор с детьми
и воодушевит их на то, чтобы у них всегда были "открыты уши”, а "глаза
на затылке” и "нос по ветру”. И пусть детям в этом помогут игры и
упражнения. |