Координация - буквально "упорядочение”. Координироваться - значит
быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие.
Мозг отдает "приказ”, а тело, его руки, ноги, пальцы и т.д. подчиняются
этому "приказу”. Всегда ли случается такое согласование? Увы, не всегда
и не у всех. Встречаются взрослые и дети, которые ведут себя неуклюже,
некрасиво ходят, жестикулируют, у них все падает из рук, они и сами-то
нетвердо стоят на земле. У кого-то не развит вестибулярный аппарат, а
кто-то просто не тренирован, не способен одновременно подчинить себе
самого себя.
Ниже мы предлагаем игры и упражнения на проверку координации движений и ее развитие.
А ну, попробуй!
Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец,
остальные пальцы должны быть развернуты. Получилось? Не тут-то было!
Вращай одновременно
Попробуйте руку вращать справа налево и одновременно ногу в
противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же
обеими руками и ногами.
Камешки
Это русская игра, очень популярная в свое время, сейчас незаслуженно
забыта. Вместе с тем она очень увлекательна, полезна, развивает ловкость
рук и пальцев, точную координацию движений. Покажите ее ребятам, и они
потом сами с удовольствием будут заниматься ею.
Дети играют, сидя за столом или на полу, на земле (на гладко утоптанной площадке). У каждого должно быть по 5 камешков.
Сначала определяют, кому начинать. Каждый играющий берет в руку свои
камешки, подбрасывает их вверх и, быстро повернув руку ладонью вниз,
ловит на тыльную сторону руки. При этом часть камешков падает на землю. У
кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Дальше
каждый свое упражнение проделывает в порядке очереди (по кругу, справа
налево).
Приводим несколько примерных упражнений.
Первое. Взять в руку пять камешков. Один подбросить вверх, остальные
быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой. Второе. Подбросить вверх тот же камешек вновь, поймать его, предварительно взяв со стола два камешка.
Третье. Подбросить вверх находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка.
Четвертое. Держа в руке пять камешков, один придержать большим
пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив
пятый камешек на стол.
Пятое. Подбросить вновь эти четыре камешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.
Таких упражнений существует много, разные варианты упражнений ребята могут придумать и сами.
Не урони мячик
Отпилите от бревна кругляшок толщиной 15-20 сантиметров и расколите
его точно пополам. У вас получится пара ножных качалок. Надо сделать
четыре пары таких качалок.
Состязания проводятся двое на двое. Партнеры становятся на качалках
один против другого, на расстоянии трех шагов и по сигналу начинают
перебрасывать друг другу мячик. Тому, кто роняет мяч на пол,
засчитываются штрафные очки. У какой пары играющих будет меньше штрафных
очков, та и выигрывает состязание.
Ложку на ножку
Табуретка переворачивается, спиной к каждой ее ножке становится игрок
с завязанными глазами. В руках у участников по столовой ложке.
По сигналу ведущего они делают три шага вперед, поворачиваются кругом
и стараются поскорее положить, пристроить ложку на свою ножку. Двое
первых, кому это удается, побеждают.
На одной руке
Для каждого играющего (их не должно быть больше четырех) подбирается
много мелких и несколько больших предметов, которые очень нелегко, но
все-таки возможно удержать на одной руке.
Они лежат для каждого играющего отдельной кучкой. За один раз нужно
перенести их все, не придерживая и не уронив, на расстояние 5-7 метров с
завязанными глазами.
Нельзя торопить играющих. Все, кто выполнит это задание, считаются победителями.
Послушай, поверь и себя проверь Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить
руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться
за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А
вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой
показать "во!”, потом по команде поменять руки.
В эту забаву можно внести юморинки. Ведущий спрашивает у стоящей напротив шеренги ребят:
- Настроение каково?
Дети, вытянув правую руку и оттопырив большой палец, отвечают:
- Во!
Ведущий:
- Настроение как?
Дети, хлопнув в ладоши, вновь вытягивают вперед правую руку, сложив пальцы в фигу, отвечают:
- Так!
Этот диалог надо делать очень быстро.
Прыжок с поворотом
Очертите на земле круг. Станьте в центр круга, подпрыгните как можно
выше, сделайте в воздухе полный поворот и точно опуститесь в центр
круга. Вот такое простое задание дайте своим ребятам.
Делай одновременно
Одновременно отбивайте носком одной ноги два удара, а носком другой - три.
Еще раз, но одновременно
Предложите детям правой ногой крутить "от себя”, а правой рукой крутить к "себе”.
Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо.
Точно так же можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом. |