Миллионные доли секунды и те сейчас на счету. А много ли значит для некоторых из нас даже не секунда, а день?
"В практике полетов на современном самолете - истребителе, -
рассказывает космонавт Герман Титов, - неизбежны острые ситуации,
требующие мгновенного уяснения причин их появления и молниеносной
реакции на них. У летчика-истребителя в ходе повседневных тренировок и
полетов вырабатывается своеобразный автоматизм, в котором мышление
сливается с действием, такой автоматизм, когда трудно установить, что
происходит ранее - действие или интуиция”.
Уметь быстро реагировать - значит быть способным принять мгновенное
решение, отозваться на воспринимаемые впечатления, события, явления, то
есть соединить "прямым проводом” сигнал и реакцию на него. У человека
должна быть крепчайшая связь между зрительными, слуховыми и моторными
центрами. Образцом могут служить спортсмены, например, спринтеры,
которые улавливают команду судьи или выстрел стартового пистолета до
доли секунды и, взрываясь, быстро бегут к цели.
Проведите с детьми несколько нижерасположенных игр на мгновенную реакцию.
Не подражай!
На стол кладутся пять одинаковых предметов. Вокруг стола
располагаются играющие (не больше 7) и ведущий. У каждого игрока в
правой руке непочиненный карандаш.
Ведущий называет один из предметов и быстро опускает возле него
карандаш, одновременно с ним возле этого же предмета должны опустить
свои карандаши все играющие.
Неожиданно ведущий называет один предмет, а карандаш опускает возле
другого. Играющие не должны поддаваться внушению его жеста, а опустить
карандаш возле предмета, который он назвал. Те, которые ошиблись, на три
хода выбывают из игры.
Темп игры постепенно возрастает и, кроме того, на столе появляются
все новые и новые предметы. Число их можно довести до 10-15 в
зависимости от уровня реактивности участвующих в игре. Нужно ведь хорошо
запомнить, где какой лежит предмет, чтобы опускать карандаш
одновременно с ведущим. С теми, кто часто поддается влиянию его жеста, следует поиграть отдельно, уменьшив на столе количество предметов.
Смени руки
Двое ребят садятся друг против друга и держат обе руки ладонями вверх.
Правой рукой нужно "осалить” левую руку "противника”, а левую быстро убрать, когда она может быть осалена.
Ведущий часто дает команду: "Менять!” - это значит, что надо салить
левой рукой, а правую убирать. При следующей его команде: "Менять!” -
снова салят правой рукой - и так все время руки меняются.
Для того, чтобы усложнить игру, ведущий дает изредка команду: "Не
менять!”, и тогда дети продолжают салить той же рукой, что и прежде.
Каждый играющий в слух считает, сколько раз ему удалось осалить "противника”.
Ведущий прекращает игру одним хлопком, и, если после этого кто-либо не остановится, он теряет все свои очки (осалил - 1 очко).
Подсечка и надсечка
Играющие становятся в колонну по одному на, расстоянии вытянутых рук.
Двое ребят берут за концы метровую палку и быстро идут с обеих сторон
колонны лицом к играющим, "подсекая” ребят палкой на высоте 30
сантиметров от земли. Дети должны перепрыгивать через палку, при неудаче
выбывают из игры.
Одновременно из-за спин играющих движутся тоже по обе стороны колонны
еще двое ребят, держащие за концы метровую ленту, опуская ее на 10
сантиметров ниже роста играющих. Стоящие в колонне должны пригибать
головы, чтобы лента не задела их, иначе они тоже выбывают из игры.
Число участников редеет, и трое оставшихся в колонне последними награждаются 5 очками (призами).
Выбывающие становятся в новую колонну, и игра продолжается.
Ее можно усложнить, если перескакивающие через палку одновременно
должны выкрикивать: "Оп”, а при опускании головы говорить: "Кланяюсь”.
Подсекающих палкой и проносящих ленту при каждом повторении игры заменяют другими.
Разбудили - беги!
Из 10-12 играющих составлены две равные команды. В каждой ребята рассчитаны в порядке номеров. Все дети лежат с закрытыми глазами, развалившись поудобнее на матах, ковриках или прямо на земле.
Ведущий негромко окликает: "Третьи!”, и третьи из обеих команд
моментально вскакивают, получают заранее подготовленные задания: выучить
четверостишие незнакомого стихотворения или небольшой отрывок прозы,
запомнить несколько иностранных слов или устно решить несложный
арифметический пример.
Заучивать они должны, обегая пять раз круг длиной приблизительно
70-100 метров. (Заранее указано, по какому кругу бежать, кому по часовой
стрелке, а кому в противоположном направлении).
Тот, кто прибежит первым, получает 5 очков, столько же получает и тот, кто выполнил задание.
Все остальные играющие должны не шевелясь и никуда не глядя,
безмятежно лежать на земле. За каждое нарушение этого правила они
штрафуются на 1 очко. |