– моральное качество, характеризующее
нравственную личность и ее линию поведения; означает неизменную
приверженность делу общества, класса, партии, общественному движению,
неукоснительное выполнение данных обязательств; постоянство в отношении с
другими людьми, с которыми связывают узы дружбы, любви, брака.
Когда-то наши далекие предки
представляли, что Земля стоит на трех китах. В существование этих китов
давно никто не верит. Но ведь на чем-то держится мир? И, пожалуй,
главный «кит», на котором покоится мир человека, – это верность.
Верность, служение избранной цели, мечте, идее, верность нравственным
принципам, традициям, законам, верность родине.
В слове «верность» тот же корень, что и в слове «вера», смысл этих слов очень сходен.
Если верит человек в добро, заложенное в
нем, в то, что живет он ради лучшего, высокого, светлого, ради того,
чтобы помочь благоустройству мира, жизни на земле, то он будет верным
сыном (дочерью) своим отцу-матери, будет верным памяти, заветам более
отдаленных своих предков – деда, прадеда, земляков, будет стараться
что-то сделать для своей земли, края, дома, для своей малой родины. Но
из маленьких уголков состоит вся наша великая Родина, и все ручейки
вливаются в большую реку: поэтому, делать «малое дело» – значит и
помогать своей большой Родине, «всеми силами споспешествовать»
(Белинский) ее расцвету.
Верность данному слову, присяге, законам
чести... Верность традициям своего народа, знание его истории, песен,
пословиц... Разве не укрепляют нас в жизненном пути хотя бы вот эти
русские пословицы: «За совесть да за честь хоть голову снесть», «Худое
молчанье лучше доброго ворчанья», «И редко шагает, да твердо ступает»,
«Не искал бы в селе, а искал бы в себе», «Не боюсь богатых гроз, а боюсь
убогих слез», «Совесть без зубов загрызет», «Глупый киснет, а умный
обмыслит». Знать пословицы, народные песни – значит быть верным народным
традициям, родному языку.
Наконец, верность в любви, в дружбе...
...Передо мной пожелтевшие листы
воспоминаний из Центрального государственного архива литературы и
искусства. Балерина Н. В. Труханова рассказывает о необычайной любви
прославленной русской балерины начала XX века Анны Павловой и некоего
господина Дандре. То, что обрусевший француз, аристократ, богач влюбился
в хорошенькую балерину, неудивительно. Поразительна верность,
самоотверженность, с которой он служил ей всю жизнь. Благодаря ему она,
«малютка из балета», получила возможность заниматься в больших
зеркальных залах, не думать о каждодневных тяготах, жить лишь балетом.
Он познакомил ее с Дягилевым, знаменитым русским театральным деятелем.
Анна Павлова поехала с труппой Дягилева в Париж, на гастроли. Вдруг
пришло известие, что Дандре, который ради нее делал непосильные расходы,
впутался в какую-то коммерческую операцию и угодил в тюрьму. Спустя
короткое время Анна Павлова подписала, к величайшему удивлению
поклонников ее искусства, контракт с англичанином, очень выгодный
материально, но жесточайший по условиям. Оказалось: она решила собрать
сумму денег, которой бы хватило на то, чтобы выкупить сидевшего в тюрьме
Дандре. Спустя какое-то время он стал хозяином в ее доме, стал вести
всю работу по организации ее концертов, которые завоевывали славу
русскому балету. Он сумел поставить себя на второе место – ради ее
таланта.
Хочется спросить: а часто ли мы думаем:
что нужно, чтобы ей (ему) было лучше? Мы ставим на первое место все
себя, себя, себя. А если уже нам неверны, то мы!..
...А теперь давайте полистаем одну
необыкновенную тетрадь. Это толстая тетрадь, в ней плотная бумага с
золотым обрезом, твердые черные корочки. Читается она с обеих сторон;
записи следуют от первой страницы к середине – ровным каллиграфическим
почерком; и с последней страницы к центру – менее стройными буквами.
Есть там еще и незаполненные страницы.
К каким годам относятся записи? Я взглянула – и не поверила. 1841, 1879, 1884... 1920, 1979, 1983-й...
Ровными буквами, выведенными гусиным
пером (судя по нажиму и помаркам), с «ятями» и «ерами» переписано
стихотворение Лермонтова «На смерть поэта». Его переписывал современник
великого поэта, когда еще это стихотворение ходило только в списках, не
было разрешено цензурой!
Я воззрилась на хозяина этой необычной тетради: «Неужели правда это написано при жизни Лермонтова?»
Константин Сергеевич (а ему 92 года, я
была у него раньше в больнице и видела, как терпеливо переносит он
больничную обстановку, как шутит с соседями, с сестрами, если и
волновало его что-нибудь там, то отнюдь не температура и давление, а
желание рассказать мне о прекрасных людях, которых он знал, вспомнить
любимые строки стихов) ровным старческим голосом говорит:
– Да, это писал мой дед, по матери...
Большой любитель поэзии. И умные размышления записывал. Вы читайте...
Вот, например: «Если смешно и непохвально превозноситься умом и
достоинствами, еще непростительнее гордиться знатностью, нарядами,
богатствами, потому что все они вещи ничтожные. Даже и самые достоинства
тогда только пригодны, когда мы из них делаем хорошее употребление»...
Или вот, любимый поэт моей матери – Тютчев: «Дни сочтены: утрат не
перечесть; живая жизнь давно уж позади. Передового нет, и я как есть, на
роковой стою очереди».
Тютчев, Апухтин, Блок... А вот длинная запись и какие-то цифры. Это уже не стихи.
«Каблуки сомкнуты, подколенки стянуты, солдат стоит стрелкой, четвертого вижу, пятого не вижу...
Береги пулю в дуле, пуля в дуле две смерти, трое наскочат – первого заколи, другого застрели, третьего штыком...
Солдату надлежит быть здраву, тверду, храбру...
Ученье – свет, а неученье – тьма. Дело мастеров боится. Крестьянин не умеет сохой владеть – хлеб не родится...
Солдат винтовку не знает – ничего не знает.
Вот, братцы, воинское обучение».
Я спрашиваю, кто из предков Константина
Сергеевича воевал, кто переписывал эти правила «воинского обучения» в
сокровенную тетрадь рядом со стихами и молитвами.
Суховатый, подтянутый, аккуратный, чувствуется и в нем выправка, Константин Сергеевич Родионов отвечает:
– А вы лучше спросите, кто не воевал? В
России всегда в каком-нибудь углу да происходили то войны, то потасовки.
Все мои предки были верны Отечеству и не щадили живота своего для
России.
– А вы и теперь делаете записи в этой тетради?
– Иногда. Читаю что-нибудь, и хочется по старой памяти выписать мудрые слова. Вот, например, Пришвин, посмотрите...
«Правильность есть отношение силы разума
к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем
больше человек в его человеческом деле. Страшен, кто обошел свои
природные страсти холодным умом и огонь души запер в стены рассудка».
«Ты думаешь, правда складывается и лежит кладом, кто нашел клад – богатый и перешагнул? Нет! Истинная правда не лежит, а летит».
Да, эта тетрадь – удивительное собрание
возвышающих мыслей, тут духовный мир семьи: деда, отца, матери, сына.
Какое прекрасное, поднимающее дух, расширяющее ум чтение! Если эти слова
идут с человеком рядом всю жизнь, если он помнит своих предков, то
разве не есть это та самая верность истокам человека, без которой не
может расти, воспитываться и мужать достойный человек? И не стоило ли бы
в каждой семье завести такую тетрадь? |