– одно из важнейших требований
нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором
практически признается достоинство личности.
Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы
нас уважали. Но как сквозь спецификацию, профессиональные интересы,
замкнутые круги общения, территориальные моменты пробиться к другому
человеку? Может быть, все же есть какой-то секрет, что-нибудь вроде
сказочного «Сезам, откройся!»...
...Однажды я видела, как Сергей Юрский,
известный вам по многим фильмам и телепередачам актер, ставил на
Ленинградском телевидении спектакль «Младенцы в джунглях» (по новеллам
О’Генри). В студии было поразительно тихо: все боялись помешать, а
потому ходили на цыпочках и говорить старались шепотом. Когда отсняли
первый эпизод, Сергей Юрьевич снял парик (он был в спектакле не только
режиссером, но и исполнителем главной роли – жулика Джеффа Питерса) и
сказал: «Спасибо операторам, спасибо Михаилу Петровичу... Спасибо всем.
Перерыв пять минут».
Это я поставила три точки, а Юрский
вспомнил и поблагодарил действительно всех: осветителей, гримеров,
техников, от знаменитого актера до пятилетней девочки Алены, которая на
минуту появлялась в кадре. Это заняло совсем немного времени, но из этой
и еще из многих подобных мелочей возникла в студии удивительная
атмосфера. Актеры, сыгравшие свой эпизод, не уходили, как обычно, а
следили за работой товарищей. Несмотря на то, что все декорации были
готовы, пристроился в сторонке художник: мало ли что понадобится. И
когда действительно понадобилось вдруг придуманное режиссером яблоко,
сразу несколько человек без всяких просьб и приказаний кинулись его
добывать.
Это была трудная съемка: с 10 часов
утра до 7 вечера в душной, раскаленной студии. Но люди работали без
раздражения, обид, окриков, работали с удовольствием. Потому что
режиссер доверял каждому, прислушивался ко всем советам, для него не
было людей главных и второстепенных, были единомышленники – и люди
«выкладывались».
«С Юрским хорошо работать, – сказал мне потом один из операторов. – Он точно знает, чего хочет, но всегда слушает других».
Чем крупней, значительней, талантливей
человек, тем он доступней, проще, легче в общении. Уважение к окружающим
– его естественное состояние, оно постоянно.
Много лет назад мы с друзьями, тогда
еще членами литературного клуба Дворца пионеров, путешествуя по средней
России, забрались в Тарусу, тихий городок, где жили многие известные
писатели и художники. После недели в Тарусе мы пришли к смешному, но,
кстати, очень важному для жизни выводу: самые значительные и недоступные
особы – это домработницы великих людей, потом идут дальние
родственники, а вот когда прорвешься сквозь эти два почти непроходимых
кордона и с трепетом ждешь грозного «самого», то встречаешься, как
правило, с умным, добрым, заинтересованным во всем на свете, и в тебе в
том числе, человеком. Это был для нас прекрасный урок, из тех, которые
надо помнить всю жизнь.
Ведь так легко преисполниться сознанием
собственной значительности, поверить в свою непогрешимость и в то, что
имеешь право учить окружающих.
Когда я впервые пришла в школу
учительницей, то считала себя очень умной и всезнающей и ждала, что
ученики меня будут слушать с открытыми ртами и трепетом душевным. А они
на моих уроках открывали рты только для того, чтобы поболтать между
собой или выдать вслух какую-нибудь глупость, причем обязательно обидную
для меня.
Мы боролись долго, пока я не встретила
Марину в филармонии, не узнала, что Андрей любит джаз, а у Саши есть
маленькая сестренка, за которой он должен успеть зайти в детский сад. С
тех пор что-то сдвинулось: вместо «питекантропов» (так я их окрестила в
первые дни) я увидела людей. Разных. Что-то они знали хуже меня, а
что-то лучше. И я уже не могла больше провозглашать им свои истины, а
стала учиться слушать, уважать – и ведь было что, просто раньше я этого
не замечала. Постепенно мы перестали враждовать, а начали учиться: они у
меня, я у них – и нам стало хорошо вместе. Как всегда хорошо людям,
которые друг друга понимают. |