– предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их исполнение.
Всякому учреждению и предприятию время
от времени доводится переживать приход нового руководителя. Событие это
обычно важное и интересное. Люди связывают с ним какие-то свои надежды и
ожидания, живо обсуждают малейшие перемены. Проходит некоторое время, и
положение в коллективе становится, бывает, неузнаваемым. Люди те же,
что и прежде, а на работу никто не опаздывает, каждый исправно делает
свое дело, а план, ранее казавшийся непосильным, быстро и спокойно
выполняется.
Это хорошо описано в рассказе Сергея
Антонова «Дожди». Перед нами маленькая фигурка страдающего одышкой, не
умеющего сердиться, с добрыми, голубыми, как у ребенка, глазами
начальника строительства моста Ивана Семеновича. Он хороший инженер, но
работа его коллектива «идет как-то бестолково», говорит начальник
транспортного отдела, постоянно небритый, ко всему равнодушный Тимофеев и
добавляет: «Не кулаком бьет, а пятерней. Хозяина настоящего нет».
Но вот на место Ивана Семеновича
присылают из Москвы высокого и сильного, начавшего лысеть мужчину лет
тридцати пяти – тридцати восьми, в кирзовых сапогах и со странной
фамилией Непейвода. Когда он сел, разложив по столу волосатые руки, этот
письменный стол сразу показался секретарше Валентине Георгиевне гораздо
меньше, чем при Иване Семеновиче. Впрочем, в кабинете новый начальник
бывал редко, а остальное время с самого рассвета ездил по карьерам и по
строительной площадке, возвращался, осыпанный пылью, раздевался в
кабинете до пояса и мылся, расплескивая по степам воду.
Стройка ожила, и тот самый Тимофеев, у
которого с приездом нового начальника кончилась спокойная жизнь, ходил
теперь бритый, улыбался и не сомневался, что перевезет на своих
шестнадцати машинах все, что только ему захочется. Других людей тоже
словно подменили: «Шоферы, которых раньше считали главными виновниками
медленных темпов строительства, повеселели, вошли в азарт, постоянно
спорили с погрузчиками, что машина недогружена, и велели сыпать материал
до верхней доски борта, объясняя это тем, что хорошо нагруженная машина
меньше буксует...»
Вот что значит требовательный руководитель.
Требовательность к подчиненным – это и талант, и наука.
Быть требовательным – значит добиваться
того, чтобы твое слово было законом для каждого, к кому оно обращено.
Это удается только человеку, у которого есть сильное природное желание
вести за собой других, объединять их вокруг себя – то, что называется
«держать в руках». О таком человеке мы говорим: «волевой».
Очень волевым человеком был покойный
маршал Жуков. Вглядитесь в его портрет и сразу поймете, что имеют в виду
работавшие под его началом военные, когда делятся воспоминаниями о
характере полководца. Мощный подбородок, прямой, твердый взгляд –
огромная уверенность и властность в каждой черте. Десятки армий и
фронтов, миллионы солдат, тысячи офицеров и генералов, сражавшихся на
необъятных просторах против невиданного по мощи и жестокости врага, –
все чувствовали несгибаемую волю этого человека, волю к победе.
Рассказывают такой любопытный, не
исключено, что и придуманный, но характерный случай. Однажды после
войны, будучи командующим Уральским военным округом, Георгий
Константинович поехал на охоту и где-то на поляне лицом к лицу
столкнулся с медведем. Медведь выскочил неожиданно, между ним и маршалом
было каких-то два-три шага. Что же сделал маршал? Поднял ружье и
выстрелил? Нет. Бросив ружье, кинулся на зверя с голыми руками? Тоже
нет. Он отступил на полшага, смерил медведя взглядом и сурово, не
допуская и мысли, что тот ему, маршалу, может не подчиниться, приказал:
«Стоять!» И зверь остановился!.. И, секунду растерянно помедлив,
повернулся и потрусил назад, в лес... Быль или легенда? Но натура Жукова
в ней как на ладони.
Если талантом требовательности, сильной
воли (используемым, конечно, во благо людям) нам остается только
восхищаться и любоваться, то науку требовательности можно и нужно
изучать и перенимать. Правда, это очень непростое дело, потому что
сколько есть требовательных организаторов, столько и наук.
Имеются, однако, и некоторые общие для
всех принципы и методы, описанные к тому же и в художественной, и в
специальной деловой литературе.
Главный принцип, пожалуй, такой:
если хочешь, чтоб твое требование было выполнено, вели делать только
то, что подчиненный в состоянии сделать.
«– Мне хотелось бы поглядеть на заход
солнца, – говорит Маленький принц королю астероида 325 из сказки
Экзюпери. – Пожалуйста, сделайте милость, повелите солнцу закатиться.
– Если я прикажу какому-нибудь генералу
порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или
обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в
этом виноват – он или я?
– Вы, ваше величество, – ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц.
– Совершенно верно, – подтвердил
король. – С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде
всего должна быть разумной... Если ты повелишь своему народу броситься в
море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому
что веления мои разумны...»
Распоряжения, не учитывающие реальных
условий, обстановки, сил и способностей исполнителя, приводят к тому,
что он, исполнитель, теряется, падает духом, раздражается, перестает
верить в себя и в начальника, и в итоге, каким бы волевым этот последний
ни был, страдает дело. Воля маршала Жукова, кстати, сочеталась с
глубочайшим знанием военного дела, умением планировать сражения,
наилучшим образом расставлять войска, перехитрять врага, заботиться о
том, чтобы полководческая идея – взять хотя бы окружение армии Паулюса в
Сталинграде – была обеспечена всеми возможными материальными ресурсами,
от боеприпасов до валенок для солдат.
Всякий хороший руководитель, давая
задание подчиненному, непременно укажет, к какому сроку оно должно быть
выполнено, и ни разу не забудет проверить выполнение. Некоторые
любят говорить с решительным, властным видом: «Сделать и тогда-то
доложить» – но тут же забывают свои слова. Такие руководители постепенно
теряют авторитет в коллективе и рано или поздно оказываются у разбитого
корыта. Дело не только в том, что подчиненные, так сказать,
разбалтываются. Проверить, сделана ли работа, сплошь и рядом значит
оказать помощь исполнителю, вникнуть в трудности, с которыми он
столкнулся, вообще разобраться в положении. Без этого организаторская
деятельность лишается смысла, руководитель попадает во власть стихии, не
он управляет обстоятельствами, а обстоятельства управляют им.
Но это конкретные рассуждения о
требовательности руководителя к подчиненным. А главное –
требовательность человека к самому себе. Примечательно, что она тоже
невозможна без воли, настойчивости и сознательно выработанного умения
распоряжаться, в данном случае распоряжаться собой. Думая об этом, один
(а особенно недавно кончивший школу и тем более школьник) вспомнит
Рахметова, Кирсанова и Веру Павловну и в противоположность им – Илюшу
Обломова; другой – своих трудолюбивых, не отделяющих слова от дела
родителей.
Примеры требовательности к себе
бесчисленны и чрезвычайно разнообразны. Есть целые профессии и занятия,
доступные только людям, у которых это качество развито в высшей степени,
хотя без него ничего заметного нельзя достигнуть ни в каком деле.
Скажем, музыканты, артисты балета, цирка или спортсмены. Сколько
напряженного, изнурительного труда тратят они, чтобы порадовать нас
своим искусством и мастерством! Ежедневные многочасовые упражнения до
седьмого пота – вот добровольная судьба каждого из них: и Майи
Плисецкой, и рядовой танцовщицы, и Ольги Корбут, и безвестной
девочки-перворазрядницы, и Святослава Рихтера, и студента консерватории.
Не все становятся знаменитостями, но огромный, подчас кажущийся нам
непосильным труд – удел каждого, кто выходит на сцену, арену, помост,
для кого, короче, остальные люди – зрители и слушатели.
Но дело не просто в труде как таковом.
Их требовательность к себе – это
сознательная готовность постоянно себя ограничивать, лишать себя
множества больших и малых удовольствий, без которых другие не
представляют своей жизни. Не съесть лишний сладкий кусок, не выпить
рюмку, не выкурить сигарету, не поваляться в постели, не побыть тем
счастливцем, который не наблюдает часов... Эти «не» – десятки и сотни.
Самоограничение, держание себя в
«ежовых рукавицах» присуще всем, кто требователен к себе, а люди
искусства и спорта здесь только один из наиболее ярких, доступных
примеров...
Такого рода требовательность рождается
из чувства ответственности. За что? За свою работу и вообще за свою
жизнь. Перед кем? Перед людьми и перед самим собой, перед собственной
совестью. Если же говорить еще глубже, то к чувству ответственности
таких людей взывает идеал, образец правильной, умной и красивой жизни,
который они создали и всегда держат перед глазами. А из чего
вырабатывается этот духовный идеал, этот составленный в уме образец? Из
живых, конкретных примеров, из стремления подражать лучшим людям,
которые тебя окружают, которых ты когда-либо встретил, о которых
прочитал или услышал. Любой из этих примеров может стать первым толчком к
тому, чтобы ты задумался над своей жизнью и решил ее соответствующим
образом перестроить или – если ты совсем еще молод – просто построить. |