– понятие, характеризующее такое
положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее
определенному пониманию сущности человека и его прав.
Понятие «справедливость» в политическом
смысле включает соотношение между ролью отдельных людей (классов) в
жизни общества и их социальным положением, между деянием и воздаянием
(преступлением и наказанием), достоинством людей и его вознаграждением,
правами и обязанностями. Несоответствие между тем и другим и есть
несправедливость. Справедливость имеет конкретно-исторический характер,
например: «Справедливость греков и римлян находила справедливым рабство;
справедливость буржуа 1789 г. требовала устранения феодализма,
объявленного несправедливым» (Ф. Энгельс). В известные периоды истории
чувство справедливости способно преодолеть исторические рамки и
направить людей на революционное преобразование общества. «Если
нравственное сознание массы объявляет какой-либо экономический факт
несправедливым, – писал Ф. Энгельс, – то это есть доказательство того,
что этот факт сам пережил себя...»
В истории человечества понимание
справедливости первоначально получило выражение в требовании наказания
за нарушение норм первобытного коллектива. Лафарг назвал это требование
воздающей справедливостью. Одно из ее выражений – родовая месть. В
общинно-родовом обществе в понимание справедливости входило равенство
всех людей главным образом по отношению к материальным благам. Более
сложное понимание справедливости возникает, когда начинают отличать
отдельных индивидов. С возникновением частной собственности и
имущественного неравенства справедливость понимают как различие в
положении людей соответственно их достоинствам. Но любое толкование
достоинства людей всегда оправдывало привилегированное положение
господствующих классов. Феодальная мораль на первое место ставит
благородство происхождения, буржуазная – способности и усердие,
приложенные человеком и воплотившиеся в накопленном богатстве.
Феодально-христианская мораль допускала равенство людей лишь в смысле
происхождения всех людей от бога и их одинаковой причастности к
первородному греху. Соответственно несправедливым могло считаться лишь
неоправданно жестокое (что также толковалось весьма относительно)
обращение с подданными. В буржуазном понимании справедливости уже
предполагается некоторое равенство прав политических, перед законом,
«равенство возможностей», но само это равенство остается формальным, на
деле оказывается неравенством имущего и неимущего. Экономическое понятие
справедливости означает здесь обмен – товарами, трудом, услугами.
Равенство прав осуществляется в
действительности в социалистическом обществе. Наше понятие
справедливости предполагает, что достоинство человека, определяющее его
положение в обществе, заключается в его собственной общественно полезной
деятельности, а не в происхождении или обладании собственностью. Такое
понимание справедливости находит воплощение в социалистическом принципе
распределения по труду.
Вспомните фильм «Берегись автомобиля».
Герой его Деточкин решил экспроприировать материальные ценности у людей,
которые как раз, с его точки зрения, получали распределение не по
труду. Деточкин решил восстанавливать справедливость, отбирать нечестно
заработанные капиталы и передавать их детским домам. Да, у него были
благородные поползновения, но в результате, обходя государственные,
юридические законы, он сам же и пострадал. Так что справедливость в
гражданском плане предполагает, кроме эмоциональных норм, еще знание
юридических законов.
Теперь перейдем к разговору о справедливости как нравственном понятии, о том, как мы сталкиваемся с этим в повседневной жизни.
Слово «справедливость» имеет два корня:
«право» и «вести»; оно означает «правильно вести». С детства усвоенное,
направленное в правильное русло, это чувство соединится с такими
духовными качествами, как смелость, доброта, как самоотверженность,
умение встать на защиту слабого, старого или малыша.
Вырастая, люди по-разному ведут себя при столкновении с несправедливостью. Это различное их поведение – проявление культуры.
Знали ли вы таких учеников, которые, не
имея прочных знаний, говорят с учителем так: «Вы несправедливо
поставили мне «три» или «два». Если знали, это не могло не вызвать в вас
неприязненного отношения к такому человеку. Его претенциозность,
отсутствие скромности наверняка не вызывали уважения к этому человеку.
Вас несправедливо вытолкнули из очереди
или напрасно унизили. В ответ один человек разразится страшной бранью, и
его стремление восстановить справедливость ни у кого не вызовет
симпатии, наоборот, лучше бы уж, подумают люди, он промолчал, чем
уподобляться тому, кто нагрубил.
Форма выражения чувств должна быть твердой и спокойной. Это очень трудно, но к этому мы должны стремиться.
Капитан одного дальневосточного корабля
рассказывал о своем товарище, тоже капитане, которому не давали
квартиру, и он, возмущенный несправедливостью, подал рапорт об
увольнении. В результате поставил на карту собственную карьеру, флот
лишился хорошего капитана (а это редкая и ценная профессия).
И вот еще одна история. Героиня, врач, в
том возрасте не первой молодости, когда, так же как и в детстве, трудно
переносится несправедливость. Ей предложили уйти на пенсию.
Предложение, высказанное к тому же в нетактичной форме, глубоко
оскорбило ее, она заболела, перестала верить в себя и тут же подала
заявление об уходе (совестливые, чувствительные люди, к сожалению, не
умеют постоять за себя). Однако прошло время, она сумела найти место в
жизни. Сначала помогла одному человеку, жившему в их доме, потом
второму, который временно лишился трудоспособности – и создала клуб
«Феникс» (что значит «возрождение»). Постепенно люди, временно лишенные
трудоспособности, больные, сплотились в этом клубе, и врач Н. С. нашла
себе дело. Она не позволила себе жить во власти несправедливости, с
которой столкнулась, стала выше ее. |