– моральное чувство, в котором выражается уважение человека к себе как личности, основанное на признании своего достоинства.
Дверь класса хлопнула, как будто
выстрелили из стартового пистолета. То ли Люда, выбегая, толкнула ее с
такой силой, то ли сквозняк помог, но звук получился громкий и резкий.
На несколько секунд возникла тишина, какой не было весь урок, трудный
последний урок...
Потом тишина дрогнула и задребезжала –
звонок. И это тоже был старт. Восьмиклассники заторопились. Большинство,
сгребая с парт тетради, учебники и ручки, рвалось на улицу. Меньшинство
все еще размышляло над случившимся и никуда не спешило. И среди них
(кроме учительницы литературы Анны Ивановны) были Лена и Борис.
– Вы что, оглохли! – закричал им
Санька, перворазрядник по прыжкам в высоту. Он первым утрамбовал в свой
аккуратный спортивный чемоданчик нехитрый ученический скарб и теперь
слегка подрагивал, как заведенный мотоцикл. – Звонок же!
– Звонок, – повторила побледневшая Анна Ивановна. – Идите гулять.
Сама учительница не двинулась с места.
– Гулять! – Санька с ревом и грохотом,
как мотоцикл по вертикальной стене, пронесся между парт, мимо доски и
бездымно исчез за дверью. Оставшиеся застыли в предстартовых позах,
нетерпеливо поглядывая то на Бориса, то на Лену.
– Кому неинтересно, пусть уходит, – негромко сказала Лена. – А по-моему, надо разобраться, почему так получилось.
– Ой, у меня музыка! – вспомнила одна девочка и, не оглядываясь, вышла.
– И так меня мама каждый день ругает, что задерживаюсь, – пробормотала другая, аккуратно прикрывая за собой дверь.
За ними последовало еще несколько
человек: дескать, тренировка, репетиция, сбор у подшефных... Анна
Ивановна тоже поднялась, но, подумав, молча прошла в конец комнаты и
села за последнюю парту...
Что же случилось в классе несколько
минут назад? Люда через голову соседки протянула Борису записку. Девочка
повернулась спиной к доске и не заметила, как Анна Ивановна оказалась
рядом.
– Можно, я буду почтальоном? – усмехнулась учительница, протягивая ладонь. – Простое, заказное, авиа?
Люда отдернула руку, спрятала записку
за спину, поднялась из-за парты. По лицу ее словно пробежали волны:
розовая, белая, опять розовая, снова белая... Бесшабашный перворазрядник
Санька все это видел сбоку и громко шептал-советовал:
– Съешь! Жевать разучилась? Ам – и готово!
– Ну дай же, – настойчиво повторила Анна Ивановна.
Розовая волна задержалась на лице Люды,
на глазах темнея и густо алея. Девочка судорожно глотнула воздух и
вдруг, ни слова не говоря, кинулась к двери. Та хлопнула, как будто
выстрелили из стартового пистолета...
Анна Ивановна молча сидела за последней партой и глядела в окно.
– По-моему, Люда виновата в том... – начала Лена, но Борис ее перебил:
– «По-моему»... «Виновата»... Дай сначала людям высказаться. Ты комсорг, ты успеешь.
– Высказывайтесь, люди.
Стали спорить.
– Конечно, записки на уроках – это не очень, но и отбирать записки тоже очень не...
– Ты не темни! Права Людка или нет?
– А что тут неясного? Я бы ни за что
личную записку не отдала. Хоть директору. Хоть самому завгороно. Вот и у
Людки гордость взыграла...
Ребята старались не смотреть на Анну Ивановну. Но она по-прежнему сидела в углу и молчала.
– Людка молодец. У нее чувство собственного достоинства будь здоров!
– Чего ж она убежала? Вот так достоинство...
– Тебе бы так наступили на самолюбие.
– А я бы как Санька: ам – и нет!
– Вот вы говорите: «гордость», «достоинство», «самолюбие»... – в раздумье произнесла Лена. – А это хорошо или плохо?
– Еще как хорошо!
– Хуже не бывает!
Вот теперь, когда спор у ребят
разгорелся по-настоящему (а так всегда бывает, если сталкиваются
противоположные мнения), мы на время оставим класс и попробуем
порассуждать сами. Как говорится, пораскинем своим умом.
Итак, хорошо это или плохо – быть самолюбивым человеком?
– Смотря как понимать самолюбие, – заметит, наверное, осторожный читатель.
– Самолюбие, – отвечаю я, – это чувство собственного достоинства...
– Так это же хорошо! – восклицает нетерпеливый читатель.
– Прости, ты перебил. Я продолжу:
достоинства, соединенного с ревнивым отношением к мнению о себе
окружающих. Вот что значит самолюбие.
– А-а, – неопределенно тянет
нетерпеливый читатель. Осторожный молчит. Оба, надеюсь, думают. И есть
над чем поразмыслить. Самолюбие – сложное качество человеческого
характера. Оно может быть добрым и злым – смотря насколько выражено,
смотря в какую сторону направлено. Если оно захватывает человека
целиком, то уводит его от людей в гордыню и одиночество. Говорят:
«Самолюбие заедает...» Если покидает человека насовсем, он становится
бесхарактерным, вялым, равнодушным. Про такого скажут: «Ему бы капельку
самолюбия...»
– Вот-вот! – вдруг воспламеняется
нетерпеливый читатель. – Мне бабушка каждый день твердит: «Никакого у
тебя, внучек, самолюбия. Ведь не круглый же ты... этот... Чего ж у тебя
одни тройки в дневнике?» – «Так то ж в дневнике, – говорю. – А в душе я,
может быть, отличник». А она опять: «О чем и разговор. Ума тебе
хватает, а самолюбия ни на грош. В троечниках ходишь...»
– Ходи себе в троечниках, – не без
ехидства замечает осторожный читатель нетерпеливому, – только правильно
выбирай направление. Куда ты забрел? При чем тут бабушка?
– Минуточку, ребята! Вот и у нас спор
чуть не доходит до ссоры... Не пора ли нам вернуться в класс и
послушать, чем там закончилось?
А там все продолжалось!
– На одном самолюбии не проживешь. Надо еще выдержку воспитывать.
– Да что вы заладили: «самолюбие, самолюбие». Сам себя любит человек, сам себя замечает в мире, а больше никого и ничего...
– Ты путаешь. Это уже самолюбование. Или себялюбие. Это совсем другое.
– А я так вообще не пойму, почему Людка из класса выскочила как ошпаренная?
– Ты же ее записку не читала. Может, там такое было!
– Не думаю, – резко отозвался Борис, до
сих пор молчавший. – Но вам не кажется, что это мы уже не чье-то
самолюбие, а честь задеваем. Честь девчонки. Рыцарские времена прошли, а
порядочность еще никто не отменял...
Помолчали.
– Татьяна, между прочим, тоже Онегину писала, – вдруг блеснул познаниями кто-то из мальчишек.
– Ой, не могу: Борька – Онегин...
– Нет, вы послушайте! Значит, у Татьяны Лариной не было этого... самолюбия? Так?
– Какое самолюбие, если любовь...
Анна Ивановна поднялась и в полной тишине прошла к учительскому столу.
– Раз уж заговорили о литературе, то,
наверное, и мне дадут слово. Можно, Лена? Ну вот. Хоть вы и щадили мое
самолюбие, не называли моего имени, но я понимаю, на кого тут собак
понавешали. Ах, как плохо – вводить человека в краску, отбирать чужие
записки, не так ли? Согласна и я: хорошего мало. Но позвольте мне
ответить на ваши обвинения. Мы не первый год знакомы, и вы знаете, что я
никогда не читаю чужих записок – у меня ведь тоже есть свое
человеческое, женское, учительское самолюбие. И о том, что жить для
себя? Взять и просто побродить по лесу?.. Конечно, кому ж не хочется!
Грибы, например, собирать люблю. Но я – рационалист, я взвешиваю: какое
получу удовлетворение, если побуду час в лесу, и какое – за этот час в
институте. Не умею отдыхать? Да, это правда – в отпуск почти никогда не
езжу, но какой здесь подвиг? Поехал я однажды в санаторий, но через
неделю сбежал. Стало мне невыносимо скучно. Так что все просто: каждый
раз из двух радостей я выбираю бóльшую. Живу так, а не иначе, не потому,
что должен, а потому что – хочу! Так что не нужно меня жалеть.
– Далеко не всем удается жить в таком полном соответствии со своим призванием.
– Не верю, что бывают люди без
призвания. Просто встречаются сонные, которым не повезло, – никто не
успел их разбудить. У ребят, по-моему, нужно воспитывать избирательное
отношение к профессии. Не твердить им: все профессии хороши, а убеждать,
что среди многих хороших профессий есть одна-единственная, которая
может прийтись тебе по душе.
– Много ли в вашей жизни было случайного?
– Как сказать? То, что с юга в Сибирь
попал, – случайность, наверное. А вот то, что выбрал именно ортопедию, –
закономерность. Меня поразило, какой здесь непочатый край нерешенных
проблем. Это и привлекло. В двадцатом веке невозможно быть универсалом, и
поэтому важно не только выбрать профессию, но и найти свое место в ней.
То есть не распыляться, а сосредоточиться на чем-то своем, конкретном.
Это, конечно, трудно. Сегодняшняя жизнь предлагает слишком много
соблазнов. Сходить в театр, в кино, почитать интересную книгу, то есть
потребить что-то созданное другими легче, конечно, чем что-то самому
сделать. Легче... А потом все эти «легче» превращают жизнь в цепочку
случайностей, и человек постепенно теряет себя.
– Вы перечисляете: театр, кино, книги... И говорите: «потребить». Но ведь это не товар какой-то, а пища для души.
– Что ж поделать, если мне, к примеру,
приходится в этом смысле голодать. Вот начну читать хорошую книгу, а тут
– бац! – очередной трудный больной, и нужно все отложить, срочно искать
для него какой-то уникальный способ лечения и, значит,
читать-перечитывать горы специальной литературы. Я уж смирился. И
вообще-то считаю, что, только отказываясь от многого во имя одного,
наиболее важного, человек может достичь желанной цели. Большое дело не
дается малым трудом.
– Это – сознательное самоограничение,
вынужденное. Ну а если у человека нет столь мощного «во имя» (у
подавляющего большинства нет), стоит ли обеднять, ограничивать свою
жизнь?
– Я настаиваю на том, что
самоограничение (можно называть это целеустремленностью) необходимо
каждому человеку. Важен в жизни рабочий настрой. То есть ориентироваться
не на удовольствия, а на дело – жалко время попусту тратить.
– Расскажите, пожалуйста, как пришло к вам ваше открытие.
– Это было больше 30 лет назад. Я
работал тогда бортхирургом, вылетал на экстренные вызовы. Самолет По-2
был старым, дребезжал на лету. Кабина открытая, ветер в ушах свистит –
книжку в руках не удержишь. Только и оставалось в пути, что думать.
Очень хорошо думалось! Как сейчас помню тот полет: стужа лютая, вьюга
метет, а мне только что пришла в голову новая, как оказалось потом –
окончательная, мысль о принципе аппарата, к хочется, как Архимеду,
кричать: «Эврика!»
– А что было перед тем, как вам «вдруг» пришла окончательная мысль?
– Что было перед тем? Перед тем я тоже
думал. Шел куда-то – думал, делал операции и по ходу каждой – думал,
ложился спать – думал... Еще, конечно, много читал. Выписывал по
абонементу все, что можно было выписать в мою сельскую больницу. Брал
отпуска за свой счет, ездил в Москву и не вылезал там из библиотек.
Пришлось овладевать такими науками, о которых раньше понятия не имел.
Да, и сопромат изучал, механику и биомеханику даже. Потом, когда
разрабатывал конструкцию аппарата, довелось научиться слесарному делу...
– Было время, когда в метод Илизарова
верил один-единственный человек – врач Илизаров. Хочу спросить: что
помогло вам выстоять столько лет?
– Скажите на милость, когда и кому было
легко утверждать новое? Но если ты взялся, нужно уметь ждать. Да и что
толку спешить, нервничать? В любом новом деле, по-моему, нужно быть
готовым преодолеть не один барьер. И верить в победу, верить! Не
допускать даже мысли, что ты не прав, что возможно поражение. Знаете,
если начнешь бояться: а вдруг, мол, моя нога завтра ходить не будет, а
вдруг я послезавтра умру? – так и жить нельзя, не говоря уж о том, чтобы
бороться. Если всей душой поверишь в успех своего дела, то откроешь в
себе неизвестные тебе раньше способности. Да о чем тут спорить? Если
твердо убежден, что прав, на каком, собственно, основании сдаваться?
– Правда ли, Гавриил Абрамович, что вы спите по три часа в сутки и не устаете?
– Если бы сейчас я сидел перед
телевизором, то, конечно бы, уснул. Сегодня действительно спал всего три
часа. Но творческая работа не подпускает к человеку усталость... А в
юности, помню, очень любил поспать. Теперь жизнь поставила так, что мало
спать стало нормой. Адаптировался. А как же иначе? Для научной работы
остается, по сути дела, только ночь. Мог бы, конечно, уходить из
института пораньше. Но сам же буду переживать, если оставил очередь
непринятых больных, в таком настроении мне работать будет трудно. И нет,
значит, другого выхода, как выкраивать время за счет сна, отдыха.
Впрочем, работать, по-моему, всегда полезно. Мозг от тренировок только
набирает силу.
...Не решаюсь смотреть на часы: невесть
сколько идет наша беседа. Вся больница, весь город давно спят, а
Илизаров будто забыл о времени. Задаю последний вопрос:
– Сейчас, когда к вам наконец-то пришел успех, признание, изменилось ли в чем-то ваше отношение к жизни?
– Да, кое-что изменилось. Раньше, когда
мои ученики призывали идти в атаку против тех, кто нам мешал и вредил, я
считал, что бороться нужно только «за» что-то. И не хотел бороться
«против» кого-то. Теперь отстаивать наш метод уже нет необходимости, и я
пересмотрел свою позицию невмешательства. Можно быть великодушным к
своим противникам, но к чужим ты обязан быть непримиримым. Если ты
порядочный человек, то помоги другому, чтоб у него не повторились твои
тупики. В этом направлении я и собираюсь действовать. |