– сохранение индивидом результатов его
взаимодействия с миром, дающее возможность воспроизводить и использовать
эти результаты в последующей деятельности, перерабатывать их и
объединять в системы.
Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, просто человеческого...
Лист бумаги. Сожмите его и расправьте.
На нем останутся складки, и, если вы сложите его вторично, некоторые
складки лягут по прежним следам: бумага «обладает памятью»...
Памятью обладают отдельные растения,
камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в
ледниковый период, даже стекло, вода и т. д. и т. п.
На «памяти» древесины основана
точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая в
последнее время переворот в археологических исследованиях, –
дендрохронология.
Что же сказать о так называемой «генетической памяти», заложенной в генах и передающейся из поколения в поколение?
Сложнейшими формами родовой памяти
обладают птицы; например, новые поколения птиц совершают перелеты в
обычном для них направлении, к обычному их месту. В объяснении этих
перелетов недостаточно изучать только загадочные «навигационные» приемы и
способы, которыми пользуются птицы, находя пути к целям своих полетов.
Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья всегда в
одних и тех же местах.
Память вовсе не механична. Это
важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий.
Запоминается то, что нужно, и запоминается иногда постепенно. Путем
памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются
трудовые навыки, бытовые навыки, семейный уклад, общественные
институты... Память активна. Она не оставляет человека равнодушным,
бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека.
Память противостоит уничтожающей силе времени.
Это свойство памяти чрезвычайно важно.
Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но
благодаря памяти прошедшее прочно входит в настоящее, а будущее как бы
предугадывается настоящим, соединяется с прошедшим в одну линию.
Память – это преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственное значение
памяти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный,
безответственный, а, следовательно, в какой-то мере неспособный на
добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается
отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно, что все
сохраняется в памяти – собственной и окружающих. Человек, совершающий
недобрый поступок, предполагает, что поступок его не сохранится в памяти
его личной и в памяти окружающих.
Так думал Родион Раскольников: убьет
никому не нужную старуху процентщицу, облагодетельствует человечество, а
само убийство забудется и им и окружающими.
Совесть – это в основном память, к
которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если
совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без
памяти нет совести.
Вот почему так важно воспитываться
молодежи в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной,
памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших наглядных
пособий нравственного воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду
наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их
обычаям, даже к их песням и развлечениям. Уважение к могилам предков.
Все это дорого нам.
Может быть, следует подумать – не
основывать ли нравственность на чем-либо другом: игнорировать прошлое с
его порой ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленным целиком
в будущее на разумных основаниях самих по себе, забыть о прошлом с его и
темными и светлыми сторонами?
Это не только не нужно, но и
невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское
выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически. Она обогащает
человека.
Человеческая культура в целом не только
обладает памятью. Культура – это деятельная память человечества,
активно введенная в современность.
Каждый культурный подъем в истории
связан с обращением к прошлому. Сколько раз человечество обращалось,
например, к античности? По крайней мере шесть больших, эпохальных
обращений к античности было в истории культуры: при Карле Великом в
VIII–IX веках (и далее каролингский ренессанс), во время «Македонской
династии» в Византии в IX–X веках, при Палеологах в Византин в XIII–XIV
веках, в эпоху Ренессанса, в конце XVIII – начале XIX века во всей
Европе вновь. А сколько было «малых» обращений европейской культуры к
античности – в те же средние века, долгое время считавшиеся «темными»
(англичане до сих пор говорят о средневековье «Dark age» – темный век),
во времена французской революции (к республиканскому Риму) и т. д.
Каролингский ренессанс в VIII–IX веках
не был похож на Ренессанс XV века. Ренессанс итальянский не похож на
североевропейский, отличающийся от итальянского. Обращение к античности в
конце XVIII – начале XIX века, возникшее под влиянием первых
археологических открытий в Помпее и трудов Винкельмана, отличается от
нашего понимания античности и т. д.
Каждое обращение к античному прошлому
было «революционным», оно обогащало современность, и каждое обращение
по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное для движения
вперед.
Это касательно обращения к античности, а
что давало для каждого народа обращение к его собственному
национальному прошлому? Если только оно не было продиктовано
национализмом, узким стремлением отгородиться от других народов и их
культурного опыта, оно было плодотворным, ибо обогащало, разнообразило,
расширяло культуру народа, его культурную, эстетическую восприимчивость.
Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым и
порождало новое на глубокой основе. Обращение к старому – это не отказ
от нового, это новое понимание старого. Это не задержка в развитии, чем
была бы простая приверженность к старому, а скачок вперед.
Задержка в развитии – это по
преимуществу приверженность к недавнему прошлому, которое уходит из-под
ног. Правда, и здесь могут быть различные явления. Иноземное завоевание
Болгарии конца XIV века вынудило болгар проявлять особую приверженность к
старому. Не было бы этой приверженности – они потеряли бы свой язык и
свою культуру. Интерес к давнему прошлому обычно диктуется потребностями
современности. Эти потребности могут быть разного толка, но они, во
всяком случае, не являются простым замедлением в развитии.
Знала несколько обращений к Древней
Руси и послепетровская Россия. Были разные последствия этого обращения –
и полезные и отрицательные. Отмечу только, что открытие древней русской
архитектуры и иконы в начале XX века было лишено узкого национализма в
среде художников и очень плодотворно для нового искусства.
Можно было бы широко показать эстетическую и нравственную роль памяти на примере поэзии Пушкина.
У Пушкина поэтическая роль воспоминаний
– я бы сказал, «поэтизирующая» их роль – прослеживается начиная с
детских, юношеских стихотворений, из которых важнейшее – «Воспоминания в
Царском Селе». Но и в дальнейшем роль воспоминаний очень велика не
только в лирике, но даже и в «Евгении Онегине». Когда необходимо
внесение лирического момента, Пушкин прибегает к воспоминаниям.
Свои исторические произведения Пушкин
также окрашивает долей личной, родовой памяти. В «Борисе Годунове»
действует его предок Пушкин, в «Арапе Петра Великого» тоже предок –
Ганнибал.
Память удивительна тем, что она
способна поэтизировать прошлое. Даже в восприятии детей прошлое
становится поэтичным, сказочным, интригующим. Не случайно дети так часто
обращаются к старшим: «Расскажи, как ты был маленьким». Рассказы про
войну, про блокаду Ленинграда слушаются детьми со сладким ужасом, они не
менее захватывающи, чем светлые воспоминания о детских шалостях
старших.
Из рассказов о прошлом, каким бы оно ни было – дурным или хорошим, – извлекается опыт.
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
Поэзия Пушкина мудра. Каждое слово в
его стихах требует раздумий. Наше сознание не сразу может свыкнуться с
мыслью о том, что земля была бы мертва без любви к отеческим гробам, без
любви к родному пепелищу. Два символа смерти и вдруг – «животворящая
святыня!». Слишком часто мы остаемся равнодушными или даже почти
враждебными к исчезающим кладбищам и пепелищам: двум источникам наших не
слишком мудрых мрачных дум и поверхностно тяжелых настроений.
Но зачем мы сами-то едем в Пушкинские
Горы? Разве не затем, чтобы поклониться гробу Пушкина и посетить село
Михайловское, которое для нас и в самом деле родное пепелище? И разве мы
не испытываем на себе их животворящую силу? Разве не возвращаемся из
пушкинских мест обновленными духовно, с огромным запасом животворных
впечатлений?
«Святыня!» Но ведь Пушкинские Горы и в
самом деле Святые Горы – святые для каждого, кто любит русскую поэзию.
Разве мы не соприкасаемся здесь с чем-то для нас очень дорогим, высоким и
священным?
Когда посещаешь пушкинские места,
испытываешь чувство соприкосновения с необычайной красотой. Долго едешь
по унылой ровной местности и вдруг как чудо – попадаешь в край дивной
красоты: холмов, рощ, лугов. Дело даже не в том, что пушкинские места
красивы как пейзажи: их особая красота в союзе природы с поэзией, с
воспоминаниями – воспоминаниями истории и воспоминаниями поэзии.
И эта стихия пушкинских воспоминаний
овладевает нами, когда среди Михайловских рощ мы оказываемся под кровом
поэзии Пушкина. Поднимаясь на холмы и городища, мы встречаемся с
Пушкиным и с русской историей, следя за извивами течения Сороти и гладью
пушкинских озер, мы угадываем в них отражение Пушкина...
Во времена Пушкина ценилась
«меланхолия». Сейчас мы редко представляем себе точно, что
подразумевалось под этим словом. Мы думаем теперь, что меланхолия
порождается пессимизмом, равняется пессимизму. А между тем она была
порождением эстетического преобразования всего того печального,
трагического и горестного, что неизбежно в жизни. Меланхолия была
«поэтическим утешением», и это очень важно почувствовать, чтобы понимать
и поэзию Пушкина, особенно посвященную природе. Не горе, а печаль –
сладостная поэтическая печаль! Не трагедия смерти, а сознание ее
неизбежности – неизбежности по законам природы. Не уход в небытие и
забвение, а уход в воспоминания. Поэтому-то поэзия Пушкина так много
уделяет внимания воспоминаниям, поэтому-то она целит и утешает.
В Михайловском, Тригорском, Петровском,
на городище Ворониче, по берегам Сороти и озер Маленца и Кучане мы
гуляем среди воспоминаний, мы примиряемся с всеобщим законом ухода всего
существующего в прошлое. Мы понимаем, что из тлена возникает жизнь, из
истории – настоящее, из поэзии Пушкина – жизнь в окружении поэзии.
Пепелище Пушкина становится здесь и
нашим пепелищем, гробы и могилы – нашими, «отеческими», и мы обретаем
силу переносить собственную печаль и собственное горе, обретаем здесь
среди «отеческих гробов» животворную силу примирения с тишиной и
неизменным ритмом законов жизни.
«Заповедник» – это заповедный край. Это
не край запретов: это край, где мы получаем заповеди любви, дружбы,
веселья, встречаемся с Пушкиным, с тем, что он нам заповедал.
Край, который открывает нам память –
личная или народная, – край заповедный, край, который мы должны хранить и
который дает, нам мудрые заповеди старины, тысячелетнего опыта, красоты
и нравственных сил. |