– нормы поведения, которые зависят от
общественной психологии; своеобразные обычаи, бытующие в условиях
определенной общественной формации или характерные для морали
какого-либо коллектива, класса, нации.
В уездном городе N люди жили точно так
же, как в десятках других уездных городов. Люди ходили в церковь и
отмечали церковные праздники. Держали собак, свиней, уток и прочую
живность. Пороли непослушных детей. Солили на зиму грибы и огурчики.
Наносили друг другу визиты и за чашкой чая вели бесконечные пустые
разговоры об урожае, вероятной войне с Турцией и европейских модах.
Барышни музицировали. Купцы драли за свои товары втридорога. Чиновные
вымогали у просителей взятки. В богоугодном заведении больные носили
грязные колпаки, курили едкий табак и мерли как мухи. Почтмейстер
распечатывал и читал чужие письма. Да и сам городничий был нечист на
руку, обирал купцов, самодурствовал, отдавал в солдаты без очереди, а
одну унтер-офицерскую вдову и вовсе приказал высечь ни за что ни про
что...
Вот вам, пожалуйста, нравы. Типичные,
как пишут в школьных учебниках по литературе, нравы уездного русского
города середины девятнадцатого века. Кто интересуется подробностями,
пусть откроет Гоголя и прочитает. Или Глеба Успенского. Или же
Мельникова-Печерского. Да мало ли! Вся «натуральная школа» в русской
литературе (теперь мы говорим – «школа критического реализма»)
занималась как раз тем, что изображала типические нравы своего времени.
Толстой, Достоевский, Тургенев, Некрасов, Чехов, Куприн, Бунин...
Что критиковал критический реализм? Нравы. А также все общество в целом, которое дурные правы воспроизводило.
А социалистический реализм? Он тоже
критикует нравы, уходящие в историю. Но и утверждает нравы новые,
социалистические. Которые, стало быть, соответствуют коммунистическому
нравственному идеалу.
Разберемся в терминах.
Слова «нравственность» и «нравы»
происходят от одного, корня «нрав». Или, как говорили раньше, «норов».
Что означает «характер», «привычный способ поведения». (Заметим, что и
сейчас иногда употребляется это слово, только с отрицательным оттенком.
Например: «Девка с норовом». То есть упрямая, своенравная. Изначально же
смысл «норова» был равен теперешнему смыслу «нрава». Допустим: нрав
может быть и крутой и мягкий.) Короче, корень одинаковый, а значение
разное.
Говоря просто, нравственность, мораль – это то, как мы должны поступать.
А нравы – это то, как мы обычно поступаем.
Если мы поступаем так, как должны,
значит, мы поступаем нравственно. Если мы благородны, добры, отзывчивы,
великодушны, думаем не о себе, а о других, вовремя приходим на помощь,
не обижаем слабых, ведем себя тактично и умно, – значит, наше поведение
близко к идеалу, а наши нравы безукоризненны. Если мы подличаем,
обманываем, хитрим, изменяем долгу, думаем прежде всего о своем
благополучии – пусть и во вред другим, если мы стоим в стороне, когда
происходит беззаконие, хамим, издеваемся над другими, нахальничаем, –
значит, мы поступаем плохо, безнравственно, аморально. И нравы наши
никуда не годятся.
И вот теперь подумаем: почему нравы
гоголевского уездного города N были низки? Потому что его обитатели
нарушали общепринятые нравственные нормы. То есть они знали, что брать
взятки нехорошо, что самодурствовать из рук вон плохо. Более того! Все
они в детстве твердили закон божий с его «не укради», «не убий», «не
желай дома ближнего твоего», «не желай жены ближнего твоего» и т. д. – и
все-таки поступали безнравственно. Совесть позволяла. Самосознание не
удерживало. Общество благоприятствовало...
Нравы надо рассматривать в контексте истории. Поэтому теперь вслед за мини-экскурсом в лексику совершим мини-экскурс в прошлое.
Что за нравы были в первобытные
времена? Люди молились своим языческим богам, шли на охоту, били зверя,
хоронили тех, кого бил зверь, танцевали вокруг костра. И все было общее,
даже жены и дети. Первобытный человек знал одно: надо убить зверя – или
зверь убьет тебя; надо убить зверя и накормить всех – или все умрут от
голода; надо сохранить огонь – или все замерзнут; надо защитить всех от
другого племени – или другое племя придет и всех уничтожит. Выбор был
один: жизнь или смерть. Чтобы жить, надо было действовать так, как велит
закон предков. И все средства нравственны, если они помогают выжить
тебе и другим.
В общем, с нашей сегодняшней точки
зрения, нравы первобытных людей были примитивные, варварские. Однако
отметим одну деталь: не существовало еще классов. А значит, не было еще
обычая у одних людей угнетать других. А у этих других не существовало
еще обычая безропотно подчиняться...
Идем дальше: рабовладение и античность.
Классы. У каждого класса – свои особые нравы. Нравы патрициев и нравы
рабов. С одной стороны, роскошь, чревоугодие, праздность. С другой –
забитость, голод, бесправие, нищета, примитивизм труда. В прекрасном
Колизее устраиваются бои гладиаторов. «О времена, о нравы!» – воскликнул
в это же время Цицерон. (O tempora, o mores!)
Античные времена дали миру распятого Спартака и распятого Христа.
Христианство, возникшее как религия
рабов, вбирает в себя, особенно на первоначальном этапе, многие
высоконравственные идеи: вера в грядущее счастье, в равенство, в
благоденствие, в лучший мир – только все это не на земле, а на небе.
Следуем за веками дальше. Падение Рима.
Варварские племена как смерч проносятся по Европе. Мавры овладевают
Пиренеями. Наступает эпоха феодализма.
Снова два образа жизни. Хозяева и
холопы. Замки, дворцы, шелк и кружева, обилие яств и обилие культуры у
одних, нищета, драконовские поборы, грязь и темнота у других.
Купля-продажа живых людей просвещенными барами. Костры инквизиции...
И одновременно у простого народа
считается нравственным обмануть своего господина. Недаром в фольклоре и
позже в литературе начинается триумф Ласарильо из Тормеса, Фигаро из
Севильи, Уленшпигеля из Фландрии, Тома-найденыша из Англии,
Иванушки-дурачка из Московии. Жизнерадостные обычаи простого народа
отрицают проповедь аскетизма. Да здравствует Ренессанс! Да здравствуют
Рубенс, Петрарка, Шекспир, Вольтер и Дидро!.. |