– моральное качество, в общей форме
характеризующее образ жизни и мышления, которому присущи ограниченность
жизненных идеалов узколичными интересами, проявление трусости и
приспособленчества в политическом отношении, ханжества в морали,
вульгарности во вкусах.
Мещанство. Это слово когда-то обозначало
сословие городских жителей – ремесленников, торговцев, а постепенно
стало синонимом примитивности, мелкости, духовной неразвитости. Почему
так получилось? Конечно, не все жившие когда-то ремесленники и торговцы
были ограниченными, но ограниченность и бездуховность были типичными для
многих из них – и название сословия стало символом этих качеств.
«Нет ничего пошлее мещанской жизни с ее
грошами, харчами, нелепыми разговорами и никому не нужной условной
добродетелью», – писал Чехов. Горький называл мещан «врагами свободно
думающих и чувствующих людей, губителями жизни». Духовное мещанство
ненавидели и ненавидят многие, но оно – зло, бороться с которым
непросто. Давно нет ни ремесленников, ни торговцев, а мещанство с его
нелепыми разговорами и условной добродетелью встречается.
Можно спросить себя: кому же охота
становиться мещанином, если это значит быть врагом свободно думающих и
чувствующих людей, губителем жизни? Представить себе человека, который
сознательно хотел бы быть врагом и губителем, действительно трудно. Но в
том-то и беда, что мещанином можно стать постепенно и для себя
незаметно. Что к этому ведет?
Начнем, может быть, не с главного, но
очень характерного – чересчур большая занятость вещами. Привычка судить о
себе и других по тому, что и на ком надето, какой у кого марки
велосипед, или магнитофон, и связанное с этим желание выделиться одеждой
или магнитофоном. Конечно, вещи говорят о своих хозяевах: стиль одежды,
набор пластинок, даже что и как лежит у нас на письменном столе дают о
нас определенную информацию. Но чересчур большая занятость вещами
поглощает столько сил и времени, что постепенно может ограничить нашу
жизнь. В юности бронзовая чернильница на столе может казаться всего лишь
дорогой и симпатичной безделушкой, а в сорок лет стать чуть ли не
единственным показателем собственных достижений. Человек гордится:
попробуйте, мол, и вы прожить так, чтобы на столе у вас красовалась
настоящая бронза!
Мещанство не случайно связывают со
стремлением к уюту. Жить в уюте и материальном довольстве не прочь
каждый, но жить исключительно ради уюта и материального довольства будет
только мещанин. Нередко он себя успокаивает: я-де забочусь и о том,
чтобы вещи радовали глаз, были, красивыми, давали что-то для души.
«Поставили в передней японское чучело, ткнули в угол китайский зонт,
повесили на перила лестницы ковер и думают, что это художественно», – с
грустью писал об этом Чехов.
Усвоив, что мещанство – зло, некоторые
искренне стремятся искоренять его тем, что ищут какие-то особые,
«немещанские» способы обставлять жилье, выбирать одежду, проводить
время. Лет пятнадцать назад такие люди считали признаком отсталости
герань на подоконниках и поэтому ставили кактусы. Дело, однако, не в
том, герань или кактус на подоконнике, а в том, кто и почему их ставит,
какое значение им придает, чем живет помимо этого. Можно
коллекционировать фуги Баха и презирать детективы и быть мещанином.
Можно коллекционировать диски с записями рок-опер и любить детективы – и
не быть мещанином.
Модные вещи и увлечения сами по себе ни
плохи и ни хороши. Сами по себе они: не способны ни принизить человека,
ни возвысить. Мещанином его делает, не мода, а страстная преданность ей,
добровольное рабство. Если мы видим, что так, а не иначе человек
одевается, рассуждает, проводит свое время, лишь бы не отстать от моды,
мы называем его мещанином.
Ужасна атмосфера общения на мещанский
лад. Один с важной серьезностью относится только к тому, что говорит
сам, всему и всем дает быстрые и категорические оценки, другой на все,
что бы ему ни сказали, безапелляционно возражает, третий всех поучает,
четвертый ищет у каждого заднюю мысль, пятый, боясь попасть впросак,
пытается свести разговор к обмену никчемными сведениями, новостями,
анекдотами. Но все они похожи тем, что не испытывают глубокого интереса и
доверия друг к другу, предвзяты – не ждут друг от друга ничего нового,
полезного для сердца и ума.
Однако «врагами свободно думающих и
чувствующих людей» Горький называл мещан, конечно, не просто потому, что
многим из них свойственно молиться на вещь и моду и что они нелепо
общаются между собой. В виду имелось нечто еще более опасное: их
нетерпимость к тем, кто не молится на вещь и моду, кто духовное ставит
выше материального, совесть – выше расчета, нравственный и гражданский
долг – выше личного благополучия, кто живет своим умом. Эта нетерпимость
идет рука об руку с ограниченностью и самодовольством. Не сомневаясь в
правильности собственных поступков и оценок, обыватель раздражается,
когда кто-то с ним не согласен. Он требователен и строг к инакомыслящим,
но слепо послушен чужой мысли, которую однажды принял, поддается
внушению и грубой силе.
Вот почему в переломные моменты истории
недалекий человек может стать губителем жизни не только в переносном, но
и в прямом смысле слова. Косность мещанского образа мыслей и поведения
не раз становилась опорой мракобесия, в 1933 году она помогла в Германии
приходу к власти фашизма.
Конечно, нельзя каждого недалекого
человека считать потенциальным мракобесом. Возможно, мысли, которые он
принял, и авторитеты, которым он подчиняется, всю жизнь будут толкать
его к хорошим поступкам. Беда в том, что выбор поступков от такого
человека мало зависит, происходит случайно. Он, как бумажный кораблик,
плывет, гонимый попутным ветром, а куда занесет его ветер, от кораблика
не зависит. Он всего лишь игрушка – вот что грустно и опасно. Даже
небольшая доля мещанства, застилая глаза и ограничивая опыт, постепенно
может превратить разумную личность в ту, которая не ведает, что творит.
Не только ради счастья других людей, но и
ради собственного счастья недальновидно позволять себе бездумно плыть
по жизни, особенно в сложных, требующих серьезных и смелых решений
ситуациях. А такие ситуации заранее не предупреждают о себе. Если не
быть к ним готовым, они могут свалиться на нас внезапно, как снег на
голову. Вот почему, не ожидая каких-то особенных обстоятельств, в самой
обычной, повседневной жизни надо стремиться ни в чем не быть мещанином.
Но как все-таки это практически делать?
Не придавать чересчур большого значения вещам? Не быть рабом моды?
Уважать привычки других людей? Интересоваться их взглядом на жизнь? Не
быть предвзятым, самодовольным, недоверчивым? И одновременно никому и
ничему слепо не подчиняться? Не ставить расчет выше совести, а личное
благополучие выше гражданского и нравственного долга? Что еще? Да хватит
и этого! Лишь бы вытесненное повседневными заботами не оставалось
благими намерениями. Дело не только в том, чтобы правильно обозначить
цели, но и в умении им следовать, а это вырабатывается не сразу и, как и
все в нашей жизни, часто начинается с мелочей и пустяков.
Одна десятиклассница мне рассказывала,
как год назад, перейдя из обычной школы в экспериментальную: девочки там
занимаются музыкой, лепят, изучают эстетику, а мальчишки – футболисты,
члены и кандидаты в юношескую сборную города (вместо эстетики у них
тренировки), она начала относиться к футболистам пренебрежительно. Что
можно требовать от людей, у которых весь ум ушел в ноги? Потащит в кино
или на какой-нибудь матч, и о чем с ним там говорить? О голах? Прошла
четверть, в каникулы они всем классом поехали в Таллин. Моя собеседница
хорошо знала и любила этот город и стала водить одноклассников по улицам
и музеям. Она с увлечением показывала и рассказывала, но делала это
только для девчонок, только от них ждала внимания и понимания. Октябрь,
золотые листья, легкое дыхание... и вдруг: «Ленка, а где здесь хороший
универмаг?» Показала, и так пусто стало...
Но прошло время, и оказалось, что ее
лекцию запомнили футболисты. Многие из них стали заходить к ней домой,
расспрашивать, спорить, брать книжки. А когда в классе произошел один
серьезный конфликт, они выбрали «эстетку» комсоргом. Обо всем, кроме
спорта, эти ребята знали действительно мало, рассказывала Лена, но
серьезный спорт научил их трудолюбию и связанному с ним умению отличать
важное от неважного. С ними очень интересно общаться, они оказались
самыми серьезными ребятами, которых когда-либо знала! Они не вспоминают
сказанное кем-то, они думают сами! Вот что открыла в своих
одноклассниках-футболистах Лена.
А чему она научилась при этом сама? Она
на своем опыте увидела, что нельзя ставить собственные интересы и
увлечения выше увлечений других людей, что быстрые и категорические
оценки часто ведут к ошибкам и что многое в жизни гораздо сложнее и
интереснее тех представлений, которые складываются вначале.
Такие истории случаются с каждым:
предполагал одно, а оказалось другое... Если их не забывать, а всякий
раз хорошенько думать, что, как и почему у меня получилось, это поможет
избавиться от той доли мещанского самодовольства и предвзятости, которая
в нас есть и из-за которой случилась ошибка.
Анализировать свои мысли и действия
очень важно. Моя собеседница, например, поняв ошибку с мальчишками,
стала думать, почему девочки остались равнодушными к ее лекции. И пришла
к выводу, что они не только боялись опоздать в универмаг, но и на
третий час экскурсии заскучали. Для них, изучавших историю искусства, ее
рассказ не был таким откровением, как для футболистов. Лена сумела
посмотреть на себя со стороны, глазами подружек. А такое умение, может
быть, лучший из способов борьбы с ограниченностью собственных интересов и
взглядов.
Правда, разговаривая с Леной, которая в
прошлом году написала отличную историческую работу о декабристах (за
нее она получила второе место на городском конкурсе), а в этом году,
проведя чуть не пол-лета в архивах, написала не менее отличную работу о
единственном отказавшемся подписать смертный приговор декабристам члене
Верховного уголовного суда Мордвинове, я думала, что в претензиях к себе
эта девочка несколько увлекается. Но не потому ли, что она так
увлекается, так неумеренно многого от себя хочет, и мне, и ее
футболистам с ней интересно?
В одной из своих статей, говоря о
мещанстве, Ленин подчеркивал его «умеренность и аккуратность». Эти два
качества считал своим талантом персонаж комедии «Горе от ума» Молчалин,
уступчивый, скромный и чрезвычайно умеренный человек, которому завещал
отец «угождать всем людям без изъятия». Как мелко и бесцветно
пользовался своим «талантом» и угождал всем Молчалин, каждый из нас не
раз писал в школьных сочинениях. Но давайте задумаемся, почему
умеренность и аккуратность Молчалина не просто мелкие и бесцветные, но и
мещанские качества? Почему Молчалин для людей нашего века ко всем своим
прочим грехам еще и мещанин? Ответ на этот вопрос тоже поможет нам
бороться с мещанством.
Молчалин подавлен и действует, исходя
лишь из приземленных, сугубо личных целей. «В чинах, мы небольших», –
объясняет он Чацкому свои обстоятельства. Чтобы достигнуть больших
чинов, Молчалин часами скучает с нелюбимой девушкой и дни напролет
переписывает пустые бумаги начальников. Молчалин: уступчив, скромен, тих
не из уважения к взглядам, знаниям и личному достоинству окружающих, а
потому, что чувствует себя от них зависимым. Готовность принимать любые
догмы, выполнять самые нелепые ритуалы, лишь бы, умеренно и аккуратно
исполняя это, самому можно было хорошо устроиться, – здесь весь
ограничивший ради собственного благополучия возможности своей личности
Молчалин. В этом его мещанский талант, враждебный тем, кто, не желая
ограничивать свои возможности, живет и думает свободно. Если мы хотим,
чтобы никто и ничто не могло подавить наши лучшие стремления, надо,
чтобы эти стремления у нас были. Они не появляются сами по себе, а
развиваются вместе с нашей личностью. Надо искать в своей душе высокие
чувства сострадания и великодушия, не отказываться от помощи тем, кто в
нас нуждается, и боли за тех, кому сейчас плохо. Мелкости, жестокости,
бездуховности надо противопоставлять собственную духовность, свободное
служение лучшим идеям, которые выработало и вырабатывает человечество.
Служение благородным идеям – источник энергии, силы и мужества. Оно
возвышает и очищает личность, помогает развитию способностей и ума.
Нужно учиться обогащать свою душу
высокими стремлениями, ставить перед собой значительные не только для
собственной личности, но и нужные другим людям цели, ища пути к их
осуществлению, использовать все, что обдумало, выстрадало и накопило для
нас человечество. Серьезные цели, поставленные перед собой с юности, и
неустанная работа над ними мобилизуют силы и возможности человека,
организуют и вдохновляют его жизнь. |