– отрицательное моральное качество,
состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается
моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.
«Дорогой читатель! Позволь мне быть с
тобой вполне откровенным. Я вовсе не намерен читать тебе нравоучения,
наставляя, как должно и как не должно себя вести, объясняя, что хорошо и
что плохо. Во-первых, кто я такой, чтобы обращаться к тебе подобным
образом? Знаний и природной мудрости у меня едва ли больше, чем у тебя.
Поведение мое тоже не безупречно. К тому же я знаю, что человек ты
образованный, добрый, умный и искренний; ты поймешь меня правильно.
Поэтому не стану с тобой лицемерить и скажу, что лицемерие – на самом
деле вовсе не такое зло, каким его пытаются представить иные моралисты.
Мне кажется, я просто уверен, что оно
органически присуще человеческой природе. И не только человеческой.
Известно, например, что у животных, помимо чисто физических
приспособлений для обороны – зубов, когтей, панциря, – существует еще
один вид защиты. Возьмем американского опоссума. Если на этого зверька
нападают, он валится на бок и очень натурально прикидывается мертвым.
Преследователь, несколько раз обнюхав его распростертое тело, обычно
удаляется. Спустя несколько минут «труп» оживает и возвращается к своим
занятиям. Разве это не притворство, не лицемерие?
А в мире людей как обойтись без
лицемерия? Ты мне не веришь? Так послушай, что говорят по этому поводу
всемирно признанные авторитеты. «Надо признаться, что, живя в свете,
каждый из нас вынужден время от времени притворяться», – пишет известный
французский моралист Шамфор. «Общество состоит из одних только личин», –
вторит ему еще более известный моралист Ларошфуко, и он же продолжает в
другом месте: «Сколько лицемерия в людском обычае советоваться! Тот,
кто просит совета, делает вид, что относится к мнению своего друга с
почтительным вниманием, хотя в действительности ему нужно лишь, чтобы
кто-то одобрил его поступки и взял на себя ответственность за них. Тот
же, кто дает советы, притворяется, будто платит за оказанное доверие
пылкой и бескорыстной жаждой услужить, тогда как на самом деле обычно
рассчитывает таким путем извлечь какую-либо выгоду или снискать почет».
Почему опоссуму можно защищать себя
притворством, а человеку нельзя? Разве не лицемерит тот человек,
который, сидя у постели тяжелобольного, убеждает несчастного, что дело
идет на поправку, что выглядит недужный значительно лучше, чем прежде;
душа его при этом, возможно, кровью обливается, но губы растянуты в
притворной улыбке, а язык произносит лживые слова. Но разве мы станем
осуждать его за неискренность? Мы его и лицемером-то не назовем.
Почему? А потому, что лицемерие –
понятие весьма субъективное. Если нам не нравится человек, мы зовем его
лицемером. А если нравится, мы даем ему другие определения: вежливый,
тактичный, обходительный».
Однако, дорогой читатель, давно пора
прервать обращающегося к тебе человека и из соавторов исключить. Прежде
всего потому, что он самый отъявленный лицемер, а ждать от лицемера
откровенного рассказа о лицемерии, как ты понимаешь, неосторожно. Ты
хочешь доказательства? Изволь.
Во-первых, человек он скрытный; ведь,
высказываясь как бы от моего имени, он хотел утаить свое собственное.
Во-вторых, он притвора; он далеко не так откровенен, как представляется,
и сведущ он, намного более сведущ, чем хочет выглядеть в твоих глазах.
В-третьих, он льстец. Он называет тебя образованным, добрым, умным и
искренним. Но, сам посуди, откуда ему может быть известно, каков ты,
читатель, есть на самом деле. А, может, ты заключаешь в себе прямые
противоположности тем поистине завидным качествам, которые он
перечислил. Стало быть, он льстит тебе, стремясь завоевать твое
благорасположение.
Но это еще полбеды. В конце концов,
многие авторы, обращающиеся с прямым разговором к читателю, в известном
смысле скрытны, притворны и льстивы. Однако он еще и лукав, наш
«соавтор». Он сообщает тебе лишь половину правды, ту, которая ему
удобнее, а другую половину сознательно от тебя утаивает. Да, Шамфор
действительно писал, что, «живя в свете, каждый из нас вынужден время от
времени притворяться». Но на этом французский моралист не
останавливался и продолжал: «Однако честный человек притворяется лишь по
необходимости или чтобы избежать опасности. В этом его отличие от плута
– тот опережает события». Как видишь, добавление это немаловажно, ибо
отграничивает вынужденное, «оборонительное» притворство от притворства
«наступательного».
Наконец, он коварен, этот обращавшийся к
тебе самозванец, ибо под показной доброжелательностью скрывает злой
умысел, а именно: стремление во что бы то ни стало убедить тебя в том,
что лицемерие – не зло, а безобидная защитная реакция человека. Но это
не так, и ни один из моралистов подобного никогда не утверждал.
Напротив, исследуя лицемерие как свойство человеческой натуры, они
неустанно подчеркивали его опасность, предостерегали против его
трудноразличимости, вероломства: «Льстецы, быстро вошедшие в доверие, –
говорил Аристотель, – это вовсе не друзья, хотя кажутся друзьями... Для
дружбы необходимы верность и надежность, а дурной совсем не таков». В.
Даль в своем словаре назвал лицемерие «гнусным пороком», а великий Данте
поместил этот грех в восьмой, по глубине предпоследний круг своего
«Ада»; льстецы там «влипли в кал зловонный», а лицемеры влачат на себе
тяжелейшие свинцовые мантии.
Однако предвижу твое недоумение. О чем
же, в сущности, речь? О лицемерии? Или о скрытности, притворстве, лести,
лукавстве, коварстве? Ведь качества эти весьма различны. Скрытный
человек, например, совсем не обязательно будет льстивым, притворный –
коварным и так далее. И неужели все это следует считать лицемерием?
В том-то и дело, что следует. И не
только потому, что все эти качества в словаре В. Даля так или иначе
увязываются с лицемерием; в том числе даже скрытность, которую Даль
определяет как «меньшую степень лицемерия». Беда в том, что эти степени с
легкостью переходят одна в другую, и чем незаметнее переход, тем
опаснее он для окружающих.
Посмотри, как стремительно и незаметно
произошел он в известной басне о Вороне и Лисице. Сначала в ход была
пущена лесть, дабы усыпить бдительность Вороны: «Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!..» «И, верно, ангельский быть должен
голосок!» – это уже не просто лесть, а следующая степень лицемерия,
лукавство (голосок-то в клюве вместе с сыром), от которого Лиса тотчас
переходит к коварству: «Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица!»
Как видишь, различные стадии лицемерия здесь так точно и органично
переплетены между собой, так полно взаимодополняются, так ловко
обслуживают злой Лисицын умысел, что... «Сыр выпал – с ним была плутовка
такова».
Лицемерие можно уподобить
прогрессирующей болезни, первым симптомом которой будет скрытность, а
кризисом – коварство, за которым закономерно последует деятельный исход –
подлость. Скрытный человек совсем не обязательно будет коварным, хотя
доброжелательным мы все же не сумеем его назвать, не рискуя обмануться.
Человек, который что-то прячет в себе от других, уже как бы
предрасположен к лицемерию; тут нам приходится согласиться с В. Далем.
Но коварный, для того чтобы вполне насладиться плодами своего коварства,
обязан быть и скрытным, и притворным, и льстивым, и лукавым. Ибо прежде
всего он должен скрыть корыстный расчет или злой умысел, возникающие на соответствующих стадиях «болезни лицемерия».
Без этих расчета и умысла лицемерия в
собственном смысле слова еще нет. Поэтому человека, который обманывает
тяжелобольного, улыбается и бодрится возле его постели, вместо того
чтобы огорчаться и сострадать, мы назовем не лицемером, а притворой,
обманщиком, но обманщиком из самых добрых побуждений. Иное дело, если за
этим обманом скрывается корыстный расчет или злой умысел. Представь
себе, твой друг неожиданно стал плохо выглядеть: побледнел, осунулся,
пожелтел лицом. А ты, вместо того чтобы обратить его внимание на эту
явно нездоровую перемену, станешь расхваливать его внешний вид, при этом
рассуждая: 1. «Не стану ему об этом говорить, а то еще обидится на
меня». Или: 2. «Навру ему, а то он пойдет к врачу, и наша поездка
сорвется». Или: 3. «Так ему и надо! Чем красноречивее я ему солгу, тем
позже он обратится к врачу и тем хуже ему будет». Это уже будет
лицемерием, причем лицемерием прогрессирующим: от трусливой лести (1) к
своекорыстному лукавству (2) и, наконец, к коварной подлости (3).
Лицемерие тем опаснее, что самые подлые
намерения оно прячет за благороднейшими словами и дружелюбнейшими
внешними действиями; пороки обряжает в добродетели, ложь выдает за
истину. «Ложь иной раз так ловко прикидывается истиной, – замечает
Ларошфуко, – что не поддаться обману значило бы изменить здравому
смыслу». Так уж устроен человек, что здравый смысл его ориентирован на
добро, а не на подлость. И потому человек легко поддается обману.
Двуличие – вот основное оружие лицемера.
Недаром Данте в своей «Божественной комедии» воплощением лицемерия
сделал великана Гериона: «Он ясен был лицом и величав спокойством черт
приветливых и чистых, но остальной змеиным был состав. Две лапы,
волосатых и когтистых; спина его, и брюхо, и бока – в узоре пятен и
узлов цветистых».
Как ты думаешь, чем отличается подхалим
от льстеца? Прежде всего тем, что подхалим очевиден нам в своих
намерениях. Подхалимство – раболепствующая лесть, сообщает «Словарь
русского языка», а раболепство всегда заметно. Лицемер не раболепствует,
и в этом он намного опаснее подхалима. Потому как в отличие от других
пороков, которые чем сильнее развиты, тем более бросаются в глаза,
лицемерие чем изощреннее, тем незаметнее. Чем подлее лицемерящий
человек, тем он представляется нам благороднее, чем сильнее и умелее,
тем слабее и бесхитростнее будет выглядеть. И тем неожиданнее, тем злее и
болезненнее окажется удар, который он нам может нанести.
Впрочем, лицемер опасен не только для
окружающих. Прежде всего он опасен для самого себя. Помнишь, мы сравнили
лицемерие с болезнью, перечислив ее прогрессирующие стадии. Так вот,
раз начав лицемерить, человек иногда бывает уже не в силах остановиться,
перешагивает, а то и перепрыгивает от скрытности вследствие своей
слабохарактерности к притворству в силу привычки, затем лести из
удобства. Никакого злого умысла он пока не таит, но... «Мы так привыкли
притворяться перед другими, что под конец начинаем притворяться перед
собой», – предупреждает нас Ларошфуко. «Люди извращают свою душу,
совесть, разум точно так же, как портят себе желудок», – предостерегает
Шамфор.
Начинающий лицемер может и не заметить,
как родится в нем злой умысел, как лесть его станет сперва лукавством,
затем коварством, а коварство обернется самой настоящей подлостью. Люди
будут считать его подлецом, а он, продолжая лицемерить с ними – и с
самим собой в первую очередь, – будет рассуждать так, как собирался
рассуждать наш лицемерный «соавтор» в том месте, где мы его прервали: «И
вообще, что бы ни писали моралисты, лицемер, если разобраться, самый
искренний человек. Просто он постиг ту горькую истину, что все люди
лицемеры, только все они боятся в этом признаться. Но я не боюсь, я
открыто заявляю – да, я лицемер! И именно поэтому никакой я не лицемер,
не притвора, не льстец и уж тем более не подлец» а человек такой же
искренний, прямодушный и добропорядочный, каким, я не сомневаюсь,
являешься и ты, дорогой читатель!» |