– сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству; гражданская организованность и дисциплинированность.
Если человек ощущает свое участие в
жизни общества, в его развитии, он создает не только материальные
ценности для людей, он создает и самого себя. С работы, в которой ярко
выражен дух гражданства, начинается истинное самовоспитание.
Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий
его фундамент.
От того, какие идеи живут в сознании и
сердце человека, какими идейными побуждениями вдохновляется он в своей
личной жизни, зависит все: моральное лицо человека, единство его
сознания и поведения, общественная деятельность, понимание
ответственности перед обществом, народом, коллективом. Идейные
побуждения – это костяк убежденности человека.
Гражданственность – это прежде всего
ответственность, долг, та высшая ступень в духовной жизни человека, на
которую он поднимается и отдает себя служению идеалу.
Гражданственность – это страсть человеческого сердца.
В годы немецко-фашистской оккупации в
одном из соседних наших надднепровских сел произошло героическое и
трагическое событие, в котором особенно выразительно раскрылись красота и
доблесть гражданства. Об этом событии я всегда рассказывал детям, оно
является как бы нашим первым традиционным уроком гражданства. На краю
села в маленькой хатенке жила женщина с двумя детьми – мальчиком и
девочкой. Муж ее воевал на фронте. Однажды среди ночи в хату постучался
советский солдат. Раненный, он попал в плен, теперь бежал и просил
пристанища, чтобы через несколько дней переправиться через Днепр и
пробиваться к линии фронта. Женщина впустила солдата, спрятала его на
чердаке, чтобы дети не видели. Утром пришли полицаи вместе с фашистским
офицером: кто-то донес, что женщина прячет пленного. Долго искали
фашисты, но ничего не нашли: тайник был надежным. Взбешенный офицер
поставил посреди двора мальчика и девочку и сказал матери, что, если она
не выдаст советского солдата, он расстреляет детей. Мать не сказала ни
слова. Она плюнула в лицо фашисту. На ее глазах полицай убил детей.
Потом расстреляли и мать. Ночью партизаны помогли пленному переправиться
через Днепр. На высокой шелковице, что росла посреди двора, там, где
пролилась кровь невинных детей, партизаны в ту же ночь повесили двух
полицаев.
Готовясь к беседе об этом высоком
гражданстве, я каждый раз с большой силой переживаю боль, страдание и
восхищение, удивление и благоговение перед духовной красотой женщины,
матери, гражданки. Трудно найти слова, чтобы передать всю глубину
материнского горя. Мне хочется поделиться своими мыслями и чувствами, я с
нетерпением жду утра: скорее бы пришли в школу дети, скорее бы
рассказать им о том, что переполняет тревогой сердце!
Наступает утро. У нас выходной день, мы
идем с детьми в лес. Там, на опушке, среди чарующей красоты я
рассказываю о подвиге матери. Детские сердца взволнованы, восхищены
силой и благородством материнского горя, материнского героизма. Дети еще
малы, им по семь с половиной лет, но до них доходит высокий смысл
настоящего гражданства. В их сознании утверждается первое понятие о
самом высоком человеческом долге – долге перед Родиной.
Рассказывая о подвиге матери, об ее
верности Отчизне, я стремлюсь к тому, чтобы дети задумались над дорогим,
самым родным для человека. Нужно показывать жизнь и борьбу в ярких
образах. Ничто так не пробуждает искреннего желания быть морально
красивым, благородным, верным высокой идее, как восхищение красотой,
благородством и верностью. Восхищение гражданской красотой и доблестью –
это искра, из которой разгорается огонь зрелого гражданства, желания
стать настоящим сыном своей Родины.
Способность одухотворяться
моральной красотой гражданства сама по себе является исключительно
ценным душевным качеством, с него, по сути, начинается формирование
человека в духе верности коммунистическим идеям. Чувство принадлежности к
советскому народу, к его величию, героической истории, преданность
интересам общества – все это можно сформировать в человеческой душе
только в том случае, если она способна увлекаться высоким и благородным.
Ведь из этих высочайших чувств как раз и рождается способность человека
видеть самого себя, способность переживать гражданскую красоту и
доблесть. Человек умеющий вдохновляться высоким и благородным, как линию
личного поведения вырабатывает в себе непримиримость к аполитичности,
равнодушию, к моральному злу.
Отрочество и юность – пора морального,
идейного, гражданского самоутверждения. В этот период человек должен сам
дать себе ответ на вопросы: как жить? Каким человеком я должен стать?
В знаменитом стихотворении Некрасова
есть фраза: «Отечества достойный сын». Достойный! Сыновьями рождаются –
достойными сыновьями становятся. И, значит, достойным сыном отечества
вырастет тот, кто сумел воспитать в себе гражданственность.
Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые
воспитываются всей нашей жизнью, но прежде всего они выковываются в
результате самовоспитания.
Вникнем лучше в каждодневный, будничный
смысл некрасовского определения гражданина. И для начала поразмыслим, не
случалось ли нам утешать себя: мол, кто я такой, чтобы уже быть
гражданином. Я же ученик, то есть лицо, неизбежно подчиненное родителям и
педагогам. Рамки моей жизни довольно жестки. Где же тут поле, на
котором можно проявить гражданственность?
В действительности такое поле есть. И с
возрастом оно становится все шире и шире. Простенькая ситуация: объявлен
субботник по уборке школы, или трудовой десант в соседний колхоз, или
лыжный кросс, во время которого твоя школа будет соревноваться с
соседними. Проверь себя: почему ты участвуешь в любом из этих дел и как,
с каким настроением? Потому ли, что боишься наказания или, скажем,
неодобрения товарищей, или потому, что осознаешь значение своего
участия, живешь по правилу: «Если не я, то кто же?»
Вот эта формула «если не я, то кто же?»,
может быть, и есть та лакмусовая бумажка, которая поможет определить
степень твоей гражданской зрелости. Если ты уклонился от какого-то
малоприятного дела под предлогом, что и без тебя обойдутся, народу
много, значит, в тебе еще нет ни грана гражданственности.
Тот, в ком это свойство достаточно
развито, всегда ощущает себя виноватым, ответственным за то, что общее
дело получилось плохо. Он обязательно испытает ощущение вины от того,
что собрание, или вечер, или поход никого не волнуют, на вечере скучно, а
поход оказался неподготовленным. Следующий шаг гражданственности – это
не пассивное недовольство, отношение не зрителя, не наблюдателя, а
деятельное участие.
Не ждать, пока кто-то сделает жизнь
класса интересной и содержательной, наладит отношения между ребятами, а
самому в меру своих сил (часто сверх сил) браться за дело. Не допускать,
чтобы в твоем присутствии обижали слабого, дразнили человека, унижали
его достоинство. |