– форма межличностных отношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности.
Как мы выбираем себе друга? Ищем в нем
собственное подобие или, напротив, дополнение?
Пятнадцати-шестнадцатилетние юноши и девушки обычно тянутся к старшим,
жадно вслушиваются в их слова, всматриваются в поведение. Потребность в
эмоциональном контакте со старшим нередко принимает форму страстного
увлечения, когда во взрослом видят воплощение идеала.
Вот как юный Н. Добролюбов писал о своем
семинарском преподавателе И. Сладкопевцеве: «Я никогда не поверял ему
сердечных тайн, не имел даже надлежащей свободы в разговоре с ним, но
при всем том одна мысль – быть с ним, говорить с ним – делала меня
счастливым, и после свидания с ним, и особенно после вечера,
проведенного с ним наедине, я долго-долго наслаждался воспоминаниями и
долго был под влиянием обаятельного голоса и обращения... Для него я
готов был сделать все, не рассуждая о последствиях».
Подобные увлечения нередки и у нынешней
молодежи. Однако еще сильнее тяготение к сверстникам. И это естественно.
В ответах на вопрос: «Кого вы хотели бы иметь своим ближайшим другом?» –
юноши отдают решительное предпочтение сверстникам (75–80 процентов),
значительно реже – старшим и совсем редко – младшим. У девушек на первом
месте также ровесница, но они гораздо чаще, чем юноши, выбирают старших
(39–50 процентов ответов в сравнении с 13–19 у юношей), зато младших не
выбирают вовсе.
Возраст «идеального друга» приоткрывает
некоторые не всегда осознаваемые психологические потребности. Так,
ориентация на ровесника говорит о стремлении к более или менее равным
отношениям, выбор человека старше себя – напротив, о потребности в
опеке, руководстве. Но почему тогда редки ориентации на младшего? Ведь
желание руководить, делиться опытом, опекать – не редкость в юношеском
возрасте. Более того, судя по нашим данным, те, кто имеет младших
братьев или сестер, выше оценивают себя по таким качествам, как
смелость, доброта, ум, самостоятельность. Общение с младшими позволяет
проявить свои положительные качества, почувствовать себя взрослее. И все
же этот тип отношений не полностью удовлетворяет юношу; такая дружба
воспринимается скорее как дополнение дружбы со сверстниками. У тех же,
кто общается исключительно с младшими, такой выбор обычно вынужденный:
это результат отставания в развитии, либо психологических трудностей –
застенчивости, несоответствия уровня...
Иногда юношеская дружба выступает как
своеобразная форма «психотерапии», позволяя молодым людям выразить
переполняющие их чувства, найти подтверждение того, что кто-то разделяет
их сомнения, надежды и тревоги. Слушая телефонный разговор двух
подростков, взрослые порой буквально выходят из себя от его
бессодержательности, незначительности сообщаемой информации и не
замечают, сколь важен этот «пустой» разговор для их сына, как тянет
мальчишку к телефону, как меняется в зависимости от такого разговора его
настроение. Разговор кажется пустым потому, что его содержание не
логическое, а эмоциональное. И выражено оно не столько в словах и
предложениях, сколько в характерных интонациях, акцентах, недомолвках,
которые подросток при всем желании не смог бы перевести в понятия, но
которые доносят до друга-собеседника тончайшие нюансы его настроения,
оставаясь бессмысленными для постороннего.
Особый вопрос – дружба взрослых.
Согласно житейским представлениям, юность – порыв, стремление, а
взрослость – статическое состояние (само выражение «стать взрослым» как
бы содержит оттенок окончательности), для которого характерны
спокойствие, уверенность в себе. Но взрослый человек утрачивает
свойственную юности открытость, эмоциональную чуткость к внутренним
переживаниям, своим и чужим.
Большую сдержанность и сухость дружбы
взрослых нередко объясняют изменением соотношения разума и чувства,
которое рисуется как антагонистическое. Однако, по данным сравнительной
психологии, эмоции и интеллект развиваются отнюдь не в антагонизме друг с
другом, а скорее параллельно. Чувства взрослого сложнее, тоньше,
дифференцированнее, чем детские эмоции. Взрослый точнее, чем ребенок или
юноша, воспринимает и расшифровывает чужие переживания. Однако его
настроение лучше контролируется разумом. Иначе и быть не может. Если бы
взрослый с его сложными чувствами и широкой сферой значимых отношений
реагировал на все с непосредственностью ребенка, он неминуемо погиб бы
от перевозбуждения и эмоциональной неустойчивости.
Образ собственного «я», который у юноши
только формируется, у взрослого уже сложился в определенную, устойчивую
структуру. Жизненный опыт позволяет ему более или менее реалистически
оценивать себя, свои достижения и возможности. Взрослый человек умеет
соизмерить притязания с возможностями, его сознание более предметно,
менее эгоцентрично, поэтому потребность в психологическом «зеркале» у
него снижается. Функция самопознания, столь важная в юношеской дружбе,
теперь отходит на задний план, и дружеское общение в значительной мере
теряет свою исповедность. Юноше, чтобы снять многие свои проблемы и
трудности, обусловленные преувеличением собственной уникальности,
непохожести на других, иногда достаточно высказать их вслух, поделиться с
другом. Взрослого же волнуют проблемы, которых простым разговором не
разрешишь. Поэтому его общение с друзьями имеет более предметный
характер.
У взрослых заметно меняются содержание и
структура дружеского общения. Как известно, терпимость к различиям –
один из главных показателей уровня культуры и интеллекта человека.
Конечно, это проявляется и в сфере общения. Детская дружба может
распасться из-за пустяка. Юноши уже готовы мириться с некоторыми
недостатками своих друзей, но сама дружба все-таки понимается как нечто
тотальное. Жизненный мир взрослого гораздо сложнее; чем многограннее
человек, тем труднее найти другого, который был бы созвучен ему во всех
отношениях. Отсюда известная дифференциация отношений, когда с одним из
друзей нас связывают общие интеллектуальные интересы, с другим –
воспоминания молодости, с третьим – эстетические переживания... Каждое
из этих отношений имеет свои границы, которые люди предпочитают не
переходить. Однако это не мешает дружбе быть глубокой, искренней и
устойчивой.
В юности дружба занимает монопольное
положение в системе межличностных отношений и привязанностей. Она
складывается, когда у человека нет еще ни собственной семьи, ни
профессии, ни любимой. Единственный соперник юношеской дружбы – любовь к
родителям, но эти чувства лежат в разных плоскостях. С появлением
«взрослых» привязанностей дружба постепенно утрачивает свое
привилегированное положение.
Первая влюбленность, однако, еще не
ослабляет потребности в друге, с которым можно поделиться своими
переживаниями; напротив, даже усиливает ее. Но едва появляется взаимная
любовь, предполагающая как физическую, так и психологическую интимность,
эта сфера отношений, как правило, изымается из обсуждения с прежними
друзьями (пока в любовных отношениях не возникают трудности).
Особенно резко меняется структура
дружеских отношений после вступления в брак. Прежде всего встает вопрос:
совместимы ли с семьей прежние друзья? Что же касается друзей новых,
они выбираются с учетом приемлемости для обоих супругов. Семейная
дружба, дружба парами или домами, естественно, менее интимна, чем
юношеская. Молодые супружеские пары первое время по инерции продолжают
ориентироваться на внесемейное общение – с друзьями. Постепенно удельный
вес такого общения снижается, и, что особенно важно, оно все теснее
связывается с общением домашним. Люди чаще встречаются не в общественных
местах, а дома. В числе гостей ведущее место занимают родственники. С
появлением детей значительная доля эмоциональной привязанности
переносится на них. Если в начале юности дружба оттесняет родительское
влияние, то теперь ей самой приходится потесниться.
Расставание с очарованием юношеской
дружбы часто переживается болезненно. «...Лишь до семнадцати,
восемнадцати лет мила, светла и бескорыстна юношеская дружба, а там
охладеет тепло общего тесного гнезда, и каждый брат уже идет в свою
сторону, покорный собственным влечениям и велению судьбы», – с грустью
писал А. Куприн. Но не следует забывать об эгоцентричности молодости,
которая часто побуждает юношу искать в таких отношениях не столько
собеседника, сколько зеркало или двойника. С возрастом человек
освобождается от подобной установки – и в этом заключается
нравственно-психологический прогресс дружеского общения.
Таким образом, в развитии межличностных
отношений есть свои закономерности. Один вид эмоционального контакта
подготавливает другой, более сложный, но может и препятствовать ему.
Например, слишком теплая родительская семья, дающая застенчивому
подростку максимум психологического комфорта, иногда тормозит его
вхождение в общество сверстников, где за положение и понимание надо еще
бороться. Тесная юношеская дружба порой также создает конфликтные
ситуации. Пример: судьба «последнего в компании», который настолько
поглощен своими друзьями и совместной с ними деятельностью, что не ищет
других привязанностей. Его друзья один за другим влюбляются, женятся, а
тот, кто полнее всего идентифицировался с группой как целым, остается
один.
Очень велика роль дружбы в старости.
Люди, отошедшие от дел и потерявшие близких, не только нуждаются в
помощи, но и испытывают острую потребность в общении. Найти собеседника
старику не так-то просто: члены семьи давно знают все его истории,
молодым они часто неинтересны, а сами старики охотнее говорят, чем
слушают. Этот общечеловеческий недостаток (умение слушать – редчайший
талант; тот, кто им владеет, всегда пользуется симпатией) обычно
усиливается с возрастом. Наличие друзей – один из главных факторов, от
которых зависит удовлетворенность жизнью в старости.
Интересный, но и очень трудный аспект
нашей темы – связь дружбы с типом личности. Традиционная теория дружбы,
уходящая корнями в античность, считала ее преимущественно мужской
добродетелью. М. Монтень писал, что «обычный уровень женщин отнюдь не
таков, чтобы они были способны поддержать ту духовную близость и
единение, которым питается этот возвышенный союз; да и душа их,
по-видимому, не обладает достаточной стойкостью, чтобы не тяготиться
стеснительностью столь прочной и длительной связи». Возможность дружбы
между женщинами начали понемногу признавать только в XVIII веке, но и
сегодня многие убеждены, что женская дружба существенно уступает мужской
в глубине, силе и устойчивости.
Соответствуют ли эти представления
действительности? Что касается уровня общительности, большинство
психологов действительно отдает предпочтение мужчинам. С раннего
возраста мальчики активнее завязывают контакты с другими детьми,
затевают совместные игры. Содержание совместной деятельности и
собственный успех означают для мальчиков больше, чем индивидуальная
симпатия к другим участникам игры. Мальчики выбирают, прежде всего
интересную игру, в которой они могут проявить себя. И лишь потом, в ходе
игры, у них появляется взаимная тяга друг к другу.
Девочки же сразу выбирают для игры или
общения тех, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них
второстепенно. У девочек раньше, чем у мальчиков, появляются сложные
формы самосознания. Описывая сверстников, девочки употребляют более
широкий набор понятий, их описания дифференцированнее и сложнее, чем у
мальчиков того же возраста, – разница начинает выравниваться лишь к
9–10-му классу. Большая рефлексивность девочек порождает и более раннюю
потребность делиться своими переживаниями, что составляет одну из
главных функций дружбы. Да и сама девичья дружба эмоциональнее, чем
дружба мальчиков.
Сложен вопрос о различиях в глубине
дружбы – мужской и женской. Традиционное определение мужской роли,
обязывающее мужчину быть суровым, сильным, энергичным, несентиментальным
и сдержанным, накладывает на него ряд ограничений. Нежность и
чувствительность, поощряемые у женщин, вызывают осуждение, когда дело
касается мужчин. Это заставляет мужчин быть более эмоционально
сдержанными. |