– отзывчивость, дружеское отношение к людям.
Всю свою жизнь, с самого детства,
человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. Мало того,
познавая, он проявляет на деле свою способность понять это качество.
Одни люди уже в 16 лет понимают, что за все, что для тебя делается
хорошего, надо платить добром, а другие и в 30 лет только требуют от
человечества благ для себя, не догадываясь, что за эти блага надо
платить или трудом, либо самой дорогой ценой – душевным теплом.
Добро важно не в его самом общем
проявлении, в абстрактной форме, а в конкретных условиях, с конкретной
позиции класса, общества, группы людей. Представления о добре и зле,
писал Ф. Энгельс, так сильно менялись от народа к народу, от века к
веку, что часто прямо противоречили одно другому. Ленин писал, что «под
добром» разумеется практика человека, то есть что «мир не удовлетворяет
человека, и человек своим действием решает изменить его».
Доброта – признак силы, а не слабости.
Сильный человек проявляет великодушие – большую доброту, а слабый
человек бывает добреньким на словах и, как правило, бездеятельным в
поступках.
В нашем обществе добро то, что идет на
благо человеку и социалистическому обществу. Мы вносим понятие добра в
понятие социалистического гуманизма, который тоже носит действенный,
революционный характер.
Быть гуманистом – значит видеть в
человеке личность, уважать его достоинство. Но конкретность гуманизма
заключается в том, что нельзя уважать лодыря, эгоиста, шкурника.
Нужно помнить слова А. Макаренко о том,
что «хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это
обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической
гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться».
Вот почему советский человек не раз в
своей истории проявлял такое неотъемлемое от доброты чувство, как
великодушие. Уже после войны с фашистской Германией маршал Г. Жуков
писал:
«Честно говоря, когда шла война, я был
полон решимости воздать сполна всем фашистам за их жестокость. Но когда,
разгромив врага, наши войска вступили в пределы Германии, мы сдержали
свой гнев. Наши идеологические убеждения и интернациональные чувства не
позволили нам отдаться слепой мести».
Добру противостоит зло. Между этими
категориями с самого основания мира идет борьба. К сожалению, в этой
борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше
требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого
труда души, добротворчества.
* * *
...Я разговариваю с грузинским писателем
Чабуа Амирэджиби, автором романа «Дата Туташхиа», имевшего «взрывной»
успех и переведенного на многие языки, в том числе на язык кинематографа
(по роману был снят многосерийный телевизионный фильм «Берега»,
удостоенный Государственной премии). Герой романа Дата – благородный
абраг, борец за справедливость, искатель нравственной истины – стал
любимым, как реальный человек, для тысяч читателей и зрителей. Так что
беседа наша не о литературе – о жизни. Прежде всего мне хочется понять
главную нравственную максиму романа: «...Назначение человека не только в
том, чтобы победить зло, но и обратить его в добро!» Несколько
загадочно звучит...
– Что же здесь загадочного? – удивляется
Амирэджиби. – Каждый человек, сколько бы ему ни было, интуитивно
понимает, что рожден он для добра, а не для зла.
Человек по природе своей устремлен к
добру? Прекрасно, но не бесспорно! Утопист он, Амирэджиби? Романтик? Но
ведь этот романтик знает изнанку жизни лучше, чем любой скептик. Успех,
известность пришли к писателю поздно, после пятидесяти. Начиная с ранней
юности жизнь его была полна суровых испытаний. Еще не зная, что
когда-нибудь возьмется за перо, не ради сбора литературного материала и
не по своей воле, а по воле судьбы переменил он множество мест и
профессий. Работал лесорубом, стекольщиком, клепотесом, шофером,
грузчиком, официантом, директором лесокомбината и снова – лесорубом.
Жизнь, кажется, делала все возможное, чтобы ожесточить его. Но остался
Амирэджиби веселым, независимым человеком, одержимым, как и его герой
Дата Туташхиа, идеей служения добру.
Рассказываю ему, что в одной московской
школе писали сочинение «Какие черты характера ты ценишь выше всего?». И
большинство старшеклассников, к удивлению своей учительницы, на первое
место поставили доброту. Не ум, не силу характера, не талант, а доброту.
Амирэджиби внимательно слушает, вроде бы
соглашаясь, потом легко поводит рукой (его жесты исполнены величавого
достоинства) и будто отодвигает несерьезный вопрос:
– Эти сочинения – симптом того, что в
обществе ощущается дефицит добра. И знаете, это очень хороший симптом.
Если потребность, которая раньше считалась как бы второстепенной,
выдвигается на первый план, значит, она будет удовлетворяться.
– За счет кого, Чабуа Ираклиевич? Ведь многие из нас хотят доброты от других, а сами проявлять ее не спешат.
– Значит, забыли мы самую простую истину: человек только тогда может быть счастливым, если сам творит добро.
– Но будем реалистами. Видим же мы, что
добрые и порядочные люди нередко чувствуют себя «белыми воронами», а
успех в жизни достается совсем другим... Сегодня спорят: в чем счастье, в
чем успех? Все перепуталось...
– Ничего не перепуталось! – решительно
восклицает он со свойственной ему страстной убежденностью. Голос у
Амирэджиби хриплый, будто готовый вот-вот сорваться, но никогда не
срывающийся. – Общество всегда делилось на тех, кто трудности времени
выносит на своих плечах, и тех, кто на этих трудностях пытается
нажиться. Первые всегда видели счастье в том, чтобы что-то сделать,
изменить к лучшему. Для вторых счастье – это всегда лишь «иметь или не
иметь». Ну и что ж, разве я должен отказываться от добротворчества
только на том основании, что в обществе существуют прилипалы и
паразиты?!
Спрашиваю у него: но что же такое добротворчество? В ответ рассказывает притчу, озадачивающую сначала своей приземленностью:
– На днях остановил меня человек на
улице, возле консерватории, спрашивает: «Слушай, а все же что такое
добро?» – «Высшее добро или в нашей с тобой жизни?» – «Ну, конечно, в
нашей, мы же все вместе живем». Я ему ответил: «Если ты и я будем делать
свое дело и не мешать другим, это уже и есть добро». – «Так мало?» –
удивился он. Тогда я спросил: «Ты семью имеешь, заботишься о ней? А на
работе думаешь, чтобы больше пользы принести?» – «Конечно, я так и
живу». – «Ну тогда ты хороший человек». Он просиял и спрашивает: «Ну а
что такое настоящее добро?» – «Вот ты идешь по улице и увидел: кто-то
свалил урну. Не ленись, подними ее. За это тебе никто даже спасибо не
скажет, но это и будет высшее добро».
– «Хотя бы не вреди» – и это уже добро? – возражаю я, хоть и знаю его пристрастие к парадоксам.
– Наша общая цель в чем? Чтобы
происходило как можно меньше зла. Значит, чтобы быть полезным обществу,
достаточно ему не вредить, не расталкивать локтями окружающих, когда
идешь к своей цели. И это уже будет первая ступень добра. Вторая ступень
– когда человек достигает личного блага, принося пользу обществу.
По-моему, эта позиция – самая доступная, самая распространенная.
Бескорыстия здесь особого нет, но есть чистая совесть. И наконец – самая
высшая ступень добра: когда человек не преследует никаких личных целей,
не ждет ни вознаграждения, ни благодарности, а делает добро по
внутренней потребности, потому что не может иначе. Эту позицию я и
называю добротворчеством.
– Но именно такой человек и получает большую нравственную выгоду?
– Нравственность и выгода? – возмущается Амирэджиби. – Нет, это несовместимые понятия!
Такая вот категоричность. Мой вопрос
оказался как бы вне системы его координат. Порой у меня возникает
ощущение, что при нашей беседе присутствует третий – сам Дата Туташхиа, и
это он отвечает на вопросы.
– Каждого нормального человека, –
продолжает Амирэджиби, – обязательно мучает духовный голод. Ему
необходимо ощущать, что не напрасно он живет на свете, и эту истину он
каждый день должен себе подтверждать и доказывать. То есть в духовной
пище человек нуждается не меньше, чем в хлебе насущном. А самый верный
путь добыть пищу духовную – это добротворчество, участие в судьбах
других людей. И знаете, в отношении пищи духовной наш социалистический
закон «Кто не работает, тот не ест» действует безотказно. К духовному
«котлу» общества просто так не присосешься. Кусок своего духовного хлеба
не «урвешь» из чужих рук, не «достанешь» с черного хода.
На замечание о том, что людям, живущим
по законам добротворчества, куда тяжелее приходится, чем другим, кто и
не помышляет о добре, слышу ответ:
– Злым жить легче, чем добрым? Может быть. Но за свою жизнь я не видел, чтобы злой человек был счастлив.
– А вы счастливы, Чабуа Ираклиевич?
Лицо его становится необычайно серьезным:
– С таким удовольствием на свете живу,
вы даже представить себе не можете. И, знаете, мне ужасно везет в жизни.
Да, где бы я ни был, мне всегда необъяснимо везло. Говорю это и не
боюсь сглазить судьбу.
...Одну легенду из жизни Амирэджиби не
могу не вспомнить. Мне рассказывали о ней многие люди, а потом
подтвердил и он сам. Было это в 1968 году – врачи обнаружили у
Амирэджиби рак горла. Он приехал в Москву. После консилиума у врача с
больным состоялся такой разговор: «Немедленная операция, или вы умрете».
– «Нет, я не умру». – «Умрете в течение полугода. Гарантирую вам». – «А
я гарантирую, что проживу по меньшей мере четыре года, – они мне нужны,
чтобы закончить роман». От операции больной наотрез отказался. Врач
посмотрел на него как на сумасшедшего... То, что Амирэджиби выжил, было,
конечно, чудом. Впрочем, не единственным чудом в жизни этого человека.
– Как вы объясняете секрет своего везения?
– Может быть, дело в том, что я никогда
никому не хотел зла. В моей жизни были случаи, когда я узнавал, что вот
этот человек замышляет против меня страшную подлость... Можно было бы
застать его врасплох, потом отомстить. Но я открыто шел к нему и
говорил: зачем тебе это нужно? Что тебе это даст, кроме огромной ноши на
совести? И знаете, переубеждал. Даже плохой человек способен оценить,
если ты подходишь к нему с добром.
– Но ведь это уже компромисс, а вы говорили, что не признаете компромиссов...
– Иногда разумнее бывает уступить
человеку, потому что это принесет ему больше пользы, чем мне вреда. Он
пойдет потом к другим людям, и ему будет стыдно делать им зло, раз с ним
поступили совсем по-другому.
– А если не будет ему стыдно?
– Сотню раз наблюдал, как за совершенное
зло люди расплачиваются. Пусть не немедленно, но обязательно
расплачиваются – и чистоганом. Все, все воздается! Даже в мелких
случаях. Если меня, например, настигает какая-то неудача, начинаю рыться
в памяти: где и по отношению к кому я поступил несправедливо, кого
ненароком обидел. И в большинстве случаев нахожу и тогда успокаиваюсь:
надо платить, нечего жаловаться на судьбу.
– Итак, назначение человека, как сказано
в романе, не только в том, чтобы победить зло, но и обратить его в
добро. Но это, Чабуа Ираклиевич, призыв к какой-то героической
нравственности!
– Нравственность – всегда
противостояние, – говорит он (тут я понимаю вдруг, что «нравственность» и
«добро» для него синонимы). Продолжает: – Есть борьба «против», но есть
и борьба «за». Бороться против какого-то одного негодяя, наказать его –
мало радости. Всего лишь разрушишь то, что он сделал или хотел сделать.
Бороться «за» – это приносить что-то новое, от себя. Наперекор всем
неблагоприятным обстоятельствам делать добро. Предъявлять строгие
требования прежде всего к самому себе, становиться сильнее – так только и
можно изменить обстоятельства.
Провожая меня, уже у лифта, произносит последний монолог:
– И пусть на твоем пути встретился
кто-то ответивший злом на добро, значит ли это, что твое хорошее дело
пропало? Ты не догадываешься даже, как согрело оно чью-то, может, и
неведомую тебе жизнь. Если слеп один человек, еще не значит, что люди
слепы. Благодарность часто приходит не с той стороны, с какой ждешь... И
знаете, к какой мысли я пришел? Вернее, увидел эту мысль на своем
опыте, на судьбах других людей: добро – это особый, не изученный пока
вид энергии, которая не исчезает из мира, а накапливается... Каждый
добрый поступок, слово, желание бессмертны... |