– моральное качество, характеризующее
презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и в
особенности нравственным ценностям.
Многообразен мир человеческих
отношений, и много слов создано для того, чтобы описывать и сделать
понятным для человека этот мир. Наряду с прекрасными словами, такими,
как «любовь», «преданность», «великодушие», «патриотизм» и многие
другие, существуют слова, от произношения которых становится неуютно:
«цинизм», «нигилизм», «вандализм». Эти слова обозначают определенный тип
отношений и определенные черты личности; несмотря на то, что они
неприятно звучат и содержат плохой смысл, каждому из нас полезно уяснить
точное значение этих слов и то, какие типы отношений и черт личности
они выражают. Это необходимо как для более глубокого понимания мира
человеческих отношений, так и для формирования собственного идеала и
самовоспитания.
Слово «цинизм» имеет долгую историю.
Оно произошло от названия одной древнегреческой философской школы,
которая в истории представлена именами Антисфена, Диогена. Представители
этой школы считали, что человек должен жить в соответствии со своей
философией. Изучая мир, они пришли к выводу, что культура и богатство
человеческих отношений являются результатом не творчества богов, а
установлениями самих людей. Для древних греков, которые были уверены,
что мир человека построен богами, это было величайшим открытием. Они
обрадовались тому, что узнали эту истину, и стали всячески показывать
свое пренебрежение к общественным институтам, обычаям и нравам. Все это
шокировало сограждан. Люди забыли суть этой философии, а запомнили
только пренебрежение и отрицание культуры и нравов, то есть всего того,
что считалось для греков ценным. Постепенно получилось так, что слово
«цинизм» потеряло свое философское значение и стало обозначать то, что
сейчас нами подразумевается под этим словом: пренебрежение или отказ от
той системы ценностей и культуры, которая характерна для данного этапа
развития общества.
Для нас важно сейчас знать, какое значение это слово имеет сегодня.
Цинизм проявляется в необоснованном
приписывании другим низменных мотивов поведения. Я слышал один разговор,
в котором миловидная девочка так объяснила поведение подруг, которые
помогали старой женщине по хозяйству: «Они к ней ходят и помогают за то,
что она их кормит вкусными пирожками, а не потому, что они добрые...»
«Он собирается на ней жениться из-за квартиры и дачи, которая имеется у
ее отца». «Он старается не ради этого дела, а чтобы скрыть свою лень и
показать, что он хороший. А на самом деле он плохой» – вот типичное
суждение утонченного цинизма, с помощью которого другому цинично
приписываются неблаговидные мотивы, снижается его моральный уровень.
Цинизм отрицания проявляется в том, что
люди отказываются соблюдать обычаи, законы и устои. Но при этом еще
демонстрируют отрицательное отношение, показывая, что те, кто их
соблюдает, – неполноценные люди, и самоутверждаются таким примитивным
путем.
«Они не крадут что плохо лежит не
потому, что честны, а просто боятся, что будут изобличены, – сказал
однажды молодой циник, прочитав статью в газете, в которой осуждались
«несуны». – А если бы они были уверены в том, что их не застукают, крали
бы почти все поголовно». Этот цинизм состоит в отрицании существования
возможности того, что кража для большинства людей – неприемлемый с
моральной точки зрения способ приобретения предметов. Цинизм состоит не
только в отклонении от моральных норм, а в стремлении демонстрировать
это отклонение, стремление глумиться над моралью и ценностью морального
поведения.
Мы по-разному воспринимаем красоту. То,
что одному кажется красивым, другому может казаться некрасивым или даже
безобразным. Здесь нет цинизма. Люди по-разному устроены, воспитаны в
различных условиях, и у них могут быть различные эстетические нормы.
Цинизм начинается с момента, когда человек отрицает, низводит красоту к
элементам, которые в сущности выступают как безобразные, и навязывает
другим свой подход, и демонстрирует неприятие красоты.
«Красота не имеет никакого объективного
содержания, и ее как таковой в природе нет! – утверждает циник. – Есть
только некоторые признаки строения и функционирования, которые выступают
как привлекательные сигналы и приманка, необходимые для правильного
выбора партнера, для размножения, и ничего более. А остальное суть не
что иное, как обобщение и распространение этого полового влечения на
более широкий круг объектов. Пение птиц? Да это можно рассматривать как
определенные, гармонические сочетания звуковых колебаний, которые
выступают в качестве сигнала, определяющего поиск самки самцом. Никакой
любви нет, а есть только физиология». Ход этих мыслей сам по себе
свидетельствует лишь о философском невежестве, о дурной философии.
Однако когда данная философия становится активной и вторгается в
человеческие отношения, в оценки и действия, то она незаметно становится
философией цинизма.
Цинизм силы. Он проявляется в
эгоистическом манипулировании людьми и основывается на грубой философии
силы. «Твоя доброта, красота и нравственность ничто по сравнению с
силой. Я командую парадом. Я знаю приемы, прошел каратэ, самбо, а ты не
прошел эти вещи, и поэтому ты будешь делать то, что я потребую, иначе ты
узнаешь, что такое сила. Если ты будешь слушаться меня, я тебя буду
защищать и ты будешь в безопасности. Но если ослушаешься, то узнаешь,
что такое сила. Я сначала дам тебе только один тумак и оставлю решение
вопроса до завтра. У тебя будет время подумать о том, что нечто подобное
может повторяться гораздо чаще, чем ты думаешь, если не будешь делать
то, что мне нужно». Эта философия, претворенная в действие, в сущности,
является наиболее распространенной формой цинизма. Она может сводиться к
отбиранию денег на завтрак у первоклассников и к грубому
манипулированию сотрудниками учреждения циничным и тираничным
руководителем, который полностью отрицает наличие положительных мотивов
деятельности своих сотрудников и признает только методы поощрения и
наказания в зависимости от того, соответствует ли поведение сотрудников
его произвольным установкам.
Цинизм протеста часто проявляется в
вандализме, бессмысленном разрушении вещей, немотивированном насилии над
другими. Подросток обидел пятиклассника. Когда психолог попросил его
дать объяснение своему поступку, то он ответил: «Я дал ему пинка, чтобы
он не вертелся у меня под ногами, и еще потому, что я сильнее его. Пусть
знает свое место. Вчера меня ни за что обидел вожак нашей компании. Чем
я хуже его?» Каждое утро в Москве обнаруживают разбитые стеклянные
стенки на автобусных стоянках. Один из этих хулиганов был опознан и
привлечен к ответу. Когда стали доискиваться, зачем он бессмысленно
ломал стеклянные стенки, то он пояснил свое поведение весьма цинично:
«Мой отец обидел мою мать. Он нагло разбил тарелку с супом за то, что
мать подала ему тарелку неподогретой. А тут на остановке я вспомнил об
этом и ударил ногой в стеклянную стенку. Пусть не светит».
Цинизм, оправдываемый должностными
обязанностями. Должностное лицо отказывает во внимании просителю ссылкой
на то, что оказывание внимания не предусмотрено его должностными
обязанностями. Прораб, который распорядился зарыть в землю бульдозером
неиспользованные бетонные конструкции, цинично заявляет, что за
сохранение этих конструкций ему деньги не платят.
Цинизм всегда связан с отрицанием
достоинства и интересов другого человека на основе различного рода
оправданий. Несовершенство различных инструкций и положений дает простор
для проявлений цинизма со ссылками на отсутствие определенных
предписаний, так как даже в самых совершенных инструкциях невозможно
предвидеть различные жизненные ситуации. Для циника любая инструкция –
повод для проявления своего циничного отношения к человеку.
Нужно знать, что цинизмом является не
простое отрицание каких-либо ценностей, социальных стандартов,
несогласие с чувствами и мнениями других людей, обнаружение их
недостатков и несовершенств. Эти отрицания выступают как проявление
цинизма, если оно осуществляется в грубой и демонстративной форме и
направлено на то, чтобы унизить или каким-либо образом шокировать,
травмировать человека. Откуда берется цинизм как определенный вид
негативного отношения к ценностям культуры и к другим людям? Если
капиталистическое общество в своей повседневной жизни порождает цинизм
(так как в мире капитала каждый человек оценивается не по его
человеческому достоинству, а с позиций того, какую пользу из этого
человека можно извлечь, какую прибыль из него можно получить), то в
условиях социалистического образа жизни не существует социальных причин
для произрастания цинизма. Однако, несмотря на это, явления цинизма
существуют. Откуда они берутся? Попробуем кратко описать психологические
причины цинизма в человеческих отношениях у некоторых молодых людей.
Цинизм часто выступает как примитивное
самоутверждение. Тот, у которого не хватает терпения и усидчивости
хорошо учиться, склонен отрицать ценность учебных достижений и, став в
агрессивную позу отрицания ценности знания, проявляет циничный способ
самоутверждения: «Мне незачем учиться и овладевать знаниями, так как
успех в жизни определяется не компетентностью и знаниями, а
практичностью и умением делать свой бизнес». Можно увидеть научного
работника, который отказывается признавать ценность истины, а склонен
поддерживать даже ложные идеи, если их разделяет глава научной школы.
Такой цинизм психологи мягко называют механизмами психической защиты
«я».
Цинизм может быть следствием
компенсации чувства собственной неполноценности, зависти, застенчивости.
Это извращенный способ приспособления к ситуации, когда слабый
постоянно хочет казаться сильным, скупой – щедрым, глупый – умным,
неудачник – удачливым. Если такая компенсация приобретает формы
агрессивного отношения к культуре и к ее носителям, то такая компенсация
становится цинизмом. Для того чтобы казаться сильным, циник должен
унизить другого, чтобы казаться умным – выставить другого в глупом
свете, чтобы казаться щедрым – выставить другого скупым. Этот
извращенный способ компенсации своих недостатков требует изощренного ума
и практического применения философии цинизма.
Никто не рождается циником. Циником
становятся. Уродство цинизма чаще всего возникает как следствие
подражания образцам циничного поведения. Для незрелого человека, юноши
или девушки, часто умный и удачливый циник выступает в качестве образца
для подражания. Грубые и наглые формы цинизма не вызывают подражания,
так как у большинства вызывают отвращение и негативное отношение.
Утонченные и философски, научно завуалированные проявления цинизма часто
привлекательны и находят подражателей. Поэтому юношам и девушкам нужно
бить внимательными в выборе объектов поклонения и восхищения, в выборе
друзей. Скажи мне, кто твой друг... а если он циник?
Продолжением цинизма является НИГИЛИЗМ.
Это отрицательное отношение к культурным ценностям. Но в отличие от
цинизма нигилизм не содержит агрессивной и глумливой демонстрации. Но
сущность их одна и та же. Они отличаются друг от друга только степенью
агрессивности выражения вовне. Нигилизм может сочетаться с уважением к
достоинству человека в отличие от цинизма. Он, нигилизм, порождается
неверием в успешность добрых начинаний, в возможность изменения мира в
соответствии с системой ценностей этого мира. Нигилизм возникает в
ситуациях, когда человек видит недостатки жизни, но не знает путей их
исправления или не верит в эффективность этих путей. Иногда нигилизм
проявляется как средство утверждения других ценностей, как это было во
второй половине XIX века, когда жил тургеневский Базаров.
Нигилистический подход к возможностям
человеческого познания порождает скептицизм, сомнение в познании истины.
Скептицизм в науке и философии возник давно, еще в Древней Греции, и
проявился в неверии в возможности познания и научного обоснования норм
человеческих отношений. Умеренная степень скептицизма свойственна
научному познанию, которое требует строгого обоснования выводов на
основе логического доказательства и эксперимента. Скепсис науки
противостоит слепой вере в авторитеты и догмы. Однако чрезмерный
скептицизм парализует возможности познания и действия. Сомнение, если
оно чрезмерно, порождает многие недостатки характера: пассивность,
неуверенность, потерю инициативы, умственную лень, нерешительность. В
области морали чрезмерный скепсис незаметно перерастает в моральный
нигилизм, а в области семейных отношений и чувств – в ревность,
подозрительность и многие другие пороки. Часто безволие питается
сомнением: в этой связи будет уместным вспомнить притчу о буридановом
осле, который умер с голода между двумя охапками сена, сомневаясь, с
какой охапки начать свой завтрак. Ослабление воли и самосознания прежде
всего проявляется в повышении сомнения и скепсиса. Временами в состоянии
переутомления даже у нормального человека возникает такое состояние,
когда мы не можем принять пустячного решения.
Что мы делаем, чтобы положить конец
сомнениям? Конечно, прежде всего советуемся с компетентными и опытными
людьми, обращаясь за советами к старшим. Это естественно в какой-то
мере, так как подросток в процессе социально-нравственного созревания
учится сам принимать решения. Однако если подростковый скептицизм
сохраняется у юношей и людей старшего возраста, то это свидетельствует
скорее об инфантилизме, чем о зрелости ума. |