– социальное чувство, проявляющееся как
мотив действий, которые совершаются ради достижения человеком
первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретение
влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни.
О многих свойствах человеческого сердца
и ума нельзя сказать вполне определенно, каковы они сами по себе,
хорошие или дурные. Не случайно говорят, что наши достоинства –
продолжение наших недостатков, и наоборот, часто все дело в мере. Даже
трудолюбие, усидчивость (ох как не хватает нам этого в юности!) могут
быть чересчур большими и мешать естественному, гармоничному развитию
личности.
Это относится и к честолюбию – желанию личного успеха и признания со стороны окружающих.
«Великое окружено блеском, блеск
возбуждает тщеславие, а тщеславие легко может вызвать воодушевление или
то, что показалось нам воодушевлением; но того, кого увлек демон
честолюбия, разум уже не в силах сдержать, и он бросается туда, куда его
влечет непреодолимая сила: он уже больше не выбирает сам своего места в
обществе, а это решает случай и иллюзия».
Так рассуждал студент Карл Маркс. И он
же много лет спустя признался: «Ничто человеческое мне не чуждо», – то
есть, надо полагать, и честолюбие, потому что ведь кто же из людей хотя
бы раз не ощутил томительную сладость мечты о славе, о восторженных
кликах почитателей? А прочнее всего слово «честолюбие» связано со словом
«молодость» – с временем, когда мы полны сил, уверенности в себе,
больших планов, надежд, радостно-тревожных, волнующих предчувствий.
Зачаток честолюбия, как и других черт
характера, человек получает от природы, а потом она, эта нормальная,
законная потребность быть в чести, развивается в ту или иную сторону:
устанавливается на оптимальном уровне, сходит на нет или разрастается,
как раковая опухоль, становясь тем самым демоном, о страшной
разрушительной силе которого писал Маркс.
Вот эти три возможности, три дороги мы и разберем.
Начнем, конечно, с первой, поскольку она самая верная.
«Вставайте, граф, вас ждут великие
дела!» – такими словами каждое утро будил маленького Сен-Симона его
слуга, и тот мужественно продирал слипавшиеся глаза и приступал к
деятельности, которая в конце концов поставила его в ряд крупнейших
французских мыслителей восемнадцатого – начала девятнадцатого века.
«Я памятник себе воздвиг
нерукотворный», – гордо восклицал Пушкин, уверенный, что будет славен,
«доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит»...
Стремление добиться чего-нибудь
выдающегося благородно и полезно. Это стремление заставляет нас
мобилизовать все наши внутренние ресурсы и, подчиняя их большой цели,
многократно умножить.
Что это значит – мобилизовать и
умножить? С чего начинается этот процесс? Без чего он невозможен? Он
невозможен без того особого внутреннего действия, ведущего к определению
линии и цели собственного поведения, которое называется самоанализом.
Это строгое, критическое обдумывание своих поступков, решений, планов,
настроений, побуждений, мнений. Жить без самоанализа, без постоянного
всматривания в себя как бы посторонним взглядом и, следовательно, без
постановки перед собой трудных задач – значит жить как трава, плыть по
воле волн, беспечно и бестолково срывая мимолетные и очень-очень
обманчивые, на поверку горькие цветы удовольствия. «И сказок о нем не
расскажут, и песен о нем не споют...»
Но при этом крайне важно помнить, что
одной для всех меры выдающегося достижения нет. Если оценивать шахматные
успехи перворазрядника, сравнивая их с победами Анатолия Карпова,
наверняка ошибешься, обидишь человека или растеряешься и опустишь руки
(если тот перворазрядник – ты сам). Знаменитый кубанский хлебороб
Владимир Первицкий может в иной год вырастить урожай в сто центнеров с
гектара, а вчерашний выпускник Тимирязевки – только сорок, но оба эти
результата мы вправе считать прекрасными в том случае, если знаем, что
выпускник в первый же год самостоятельной работы выложился, что
называется, до конца, был таким же добросовестным, как и Первицкий. У
каждого из нас разные способности, силы и условия, а объединять и
уравнивать – в идеале! – нас должно одно: решимость полностью проявить и
развить все, что нам дано от природы, испытать себя и превзойти себя.
Пусть ты не достиг всего, о чем втайне
мечтал, но если сам себе с чистой совестью можешь сказать, что все свои
резервы ты употребил в дело как разумный, требовательный к себе хозяин,
будь спокоен и доволен, имей достоинство никому не завидовать, потому
что именно зависть вкупе с ложным чувством своей неполноценности,
неисповедимыми путями переходящим в самомнение, рождает комплекс
неудовлетворенного честолюбия.
Человеку свойствен дух состязания, желание быть победителем. Эта черта творит и может творить чудеса.
Присмотритесь к любому известному
своими успехами человеку – от доярки до летчика-рекордсмена – и вы
обнаружите, что при всех отличиях характеров, привычек, увлечений,
возрастов, уровней образования эти люди, кроме трудолюбия и высокого
профессионального мастерства, непременно похожи друг на друга еще и тем,
что они еще с детства очень любили быть первыми.
Летчик вам признается, как еще в
детстве был заводилой среди мальчишек своей улицы, уже упоминавшийся
здесь Владимир Первицкий – как с плоскогубцами и молотком в кармане
обследовал поля и пустыри, где после войны валялось много разной
техники, чтобы, опередив взрослых, собрать машину, которая могла бы
заменить быков и лошадей. Конечно, иной из них не сумеет вспомнить
ничего подобного, «была, как все подружки», – скажет, например,
знаменитая доярка, но вы не торопитесь, понаблюдайте еще немного. Кто
раньше всех приходит в коровник? Кто больше всех докучает
производственными вопросами и требованиями ветеринару, зоотехнику,
председателю? Нет, согласитесь, дело тут не только в добросовестности и
умении. Пусть не ла первом, пусть на втором или на третьем месте, но
потребность быть впереди, выделяться в лучшую сторону не может не
присутствовать!
Но стремление быть первым дает, бывает,
и отрицательные результаты. Непомерная азартность, чересчур большое
честолюбие и самолюбие толкают иного на неправильные, а то и
безнравственные поступки, на скользкий путь погони за ложной славой.
Печально знаменит пример Герострата, ничтожнейшего человечка, который,
чтобы имя его осталось в веках, сжег великое творение своих
современников – храм Артемиды Эфесской. Вглядимся в хулиганящих
подростков, и мы, к сожалению, не в одном из них увидим маленького
Герострата. Всего должно быть в меру, в том числе и духа состязания. Не
переборщить наверняка можно, пожалуй, только в одном виде борьбы за
первенство: в борьбе с самим собой, со своими слабостями и недостатками –
с ленью, трусостью, черствостью, безответственностью. Когда Антон
Павлович Чехов признавался, что он по капле, ценой огромного напряжения
внутренних сил выдавливал и выдавливал из себя раба, он имел в виду как
раз этот вид борьбы. Слово «раб» здесь следует понимать в самом широком
смысле. Подобострастие, робость, потеря достоинства перед тем, от кого
зависишь, – лишь крошечная часть значения слова «раб». Не быть рабом
своих низменных страстей и эгоизма бывает еще труднее и необходимее.
Карл Маркс замечательно определил такую
особенность неумеренного честолюбия, как то, что одержимый им человек
«не выбирает сам своего места в обществе, а это решает случай и
иллюзия». На первый взгляд здесь есть противоречие. Кто, казалось бы,
как не честолюбец, употребляющий все силы на то, чтобы возвыситься над
другими, должен успешно справляться со случайностями? Кого, как не
честолюбца, в обыденных житейских разговорах мы часто сравниваем с
танком, который прет, ломая и подминая под себя кусты и деревья. А нет!
Дело в том, что он обычно выбирает не такое поприще, которое лучше всего
соответствует его способностям и складу ума, а такое, на котором, по
его мнению, легче всего блеснуть. Мнение же зависит от случайности, от
того, чей пример бросился в глаза и ослепил – пример окруженного ли
почестями ученого, поэта, распоряжающегося ли большими массами людей
руководителя.
Между прочим, сам Маркс в юности одно
время мечтал стать великим поэтом, но у него хватило самоконтроля и
трезвости, чтобы, непредвзято всмотревшись в свои стихотворные опыты,
понять недостижимость этой мечты и переключиться на другое – на
философию, экономику, политику, историю и публицистику.
Интересно, однако, что к аналогичному
результату – оказаться во власти случая и иллюзии при выборе своего
места в обществе – ведет не только излишек честолюбия, но и серьезная
нехватка, отсутствие его. Ведь что значит быть совсем нечестолюбивым?
Нередко это значит довольствоваться ролью середняка, останавливаться на
достигнутом. В чем-то здесь нетрудно усмотреть сходство с мещанством, с
позицией «моя хата с краю», можно заметить черты и приспособленчества, и
склонности жить чужим умом, и некритической подверженности любым
влияниям. Но скорее всего лишенного честолюбия человека можно
представить как постоянно уступающего свою дорогу другим. В буквальном
смысле уступать дорогу – признак воспитанности и доброжелательства. Но в
переносном смысле, когда речь идет о деле, которое ты мог бы, да не
решился сделать лучше, чем тот, кому оно по твоей слабости досталось, о
задаче, перед которой спасовал, о профессии, выбирая которую смирно
подчинился случаю или чьему-то нажиму, – такое жизненное поведение
признать за образец для подражания нельзя.
Если в заключение попробовать найти
наиболее удачный синоним слову «честолюбие», синоним, который бы вбирал в
себя не все оттенки значения, а только положительные, то это будет
слово «ДЕРЗАНИЕ».
Так что давайте дерзать! |