Вариант 1
1. В древнеиндийской литературе содержится несколько версий
о происхождении мира и человека. Познакомьтесь с фрагментом древнеиндийского
сказания о сотворении Вселенной. Насколько представления древних индийцев
совпадают с представлениями народов других цивилизаций?
Обоснуйте свой ответ,
используя текст:
«Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни
звезд. Только воды простирались беспредельно. Из тьмы первозданного хаоса,
покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений.
Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда
еще не было года, ибо некому было отмерять время. Но столько, сколько длился
год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год
из Золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось
надвое. Верхняя его половинка стала небом, нижняя — землей. А между ними,
чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил
землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была
создана Вселенная».
Вариант 2
1. В древнеиндийской литературе содержится несколько
версий происхождения мира и человека. Познакомьтесь с фрагментом
древнеиндийского сказания, в котором рассказывается о сотворении человека. Как
миф о сотворение человека связан с образованием каст в индийском обществе?
«Брахма помыслил: "Как мне сотворить потомство?" И силою
мысли своей он породил шестерых сыновей, шестерых великих Владык созданий.
Старший из них был Маричи, рожденный из души Творца; из глаз его родился второй
сын — Атрии; третий — Ангирас — явился из уст Брахмы; четвертый — Пуластъя — из
правого уха; пятый — Пулаха — из левого уха; Крату, шестой — из ноздрей
Прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашъяпа, от которого произошли боги,
демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие
другие существа божественной или демонической природы, населявшие небеса, и
землю, и подземные миры. Атрии, второй сын из сыновей Брахмы, породил Драхму,
ставшего богом справедливости; Ангирис, третий сын,
положил начало роду святых мудрецов. Седьмым сыном Брахмы был Дакша. Он вышел
из большого пальца на правой ноге. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась
дочь — Вирини, что означает Ночь».
|