Вариант 1
1. Сравните текст мифа о Всемирном потопе Двуречья и
Ветхого Завета. Что общего между двумя этими историями и что отличает их друг
от друга.
«Однажды рассердились боги на людей и решили устроить
потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом одному человеку по имени
Утнапишти. Тот построил корабль, погрузил туда весь свой скот и родню. И вот
черная туча закрыла небо, грозно загремел гром. Когда же через шесть дней и
семь ночей закончилась буря, и выглянуло солнце, над водою был виден лишь
маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и
прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось
вернуться. Выпустил ворона, и ворон нашел сушу. На вершине горы Утнапишти
насыпал тростник, зажег огонь и принес жертву богам. Боги обрадовались
приношениям и простили людей, спасших их от потопа. Сам же Утнапишти,
единственный из людей, стал бессмертным».
«Родились у Адама и Евы дети, внуки и правнуки. Жизнь
была их вовсе не райская. Приходилось много трудиться, чтобы добывать себе
пищу. Люди совершали дурные поступки и даже преступления. Старший сын Адама и
Евы, земледелец Каин, убил своего брата скотовода Авеля, и
умножилось зло на Земле. Решил тогда Бог устроить потоп и уничтожить все живое.
Пожалел он только доброго и богобоязненного человека по имени Ной.
По велению Бога Ной построил корабль-ковчег. Вошли туда
Ной с женою, трое их сыновей с женами и по паре всякой твари живой. Дождь шел
сорок дней и ночей, и вода покрыла всю землю. Спустя много дней вода стала
убывать, и вершина горы Арарат поднялась над водной пучиной. Туда и пристал
ковчег Ноя. Все погибли, кроме тех, кто был в ковчеге».
Вариант 2
1. Сравните древние индийские тексты и тексты Ветхого
Завета, рассказывающие историю появления первых людей на Земле. Насколько
индийское сказание о сотворении человека совпадает или расходится с ветхозаветными
библейскими сказаниями?
«Брахма помыслил: "Как мне сотворить потомство?'* И
силою мысли своей он породил шестерых сыновей, шестерых великих Владык
созданий. Старший из них был Маричи, рожденный из души Творца; из глаз его
родился второй сын — Атрии; третий — Ангирас — явился из уст Брахмы; четвертый
— Пуластья — из правого уха; пятый — Пулаха — из левого уха; Крату, шестой — из
ноздрей Прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли
боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и
многие другие существа Божественной или демонической природы, населявшие небеса
и землю, и подземные миры. Атрии, второй сын из сыновей Брахмы, породил
Драхму, ставшего богом справедливости; Ангирис, третий сын, положил начало роду
святых мудрецов. Седьмым сыном Брахмы был Дакша. Он вышел из большого пальца
на правой ноге. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь — Вирини, что
означает Ночь».
«Бог сотворил чудесный сад и в нем поселил первого
человека, которого назвал Адам. В раю было много красивых цветов и деревьев со
вкусными плодами. Там обитали животные и птицы, но Адаму было скучно жить одному.
И вот однажды, когда Адам спал, Бог вынул у него ребро и сделал из него
женщину. Ей он дал имя Ева, и стала она женой Адама. Жили Адам и Ева в раю, как
малые дети, не зная, что хорошо, а что плохо. А в раю росло дерево познания, и
не разрешал Бог рвать плоды с него: "Кто вкусит того плода, тот смертью
умрет". Но жил в саду коварный змей, который уговорил Еву попробовать
запретный плод. "Кто съест его, — сказал он, — станет мудрым, как
боги". Ева съела сама плод и угостила им Адама. Бог узнал об этом и
изгнал людей из рая».
|