Вариант 1
l. Неприкасаемые относились к самой приниженной и бесправной группе
населения Индии. Они должны были жить вне селения и входить в него только днем
с особой меткой на одежде. Их не пускали к колодцам, так как считалось, что они
могут осквернить чистую воду. Неприкасаемые не считались рабами, но закон не
защищал их. Познакомьтесь с фрагментами из индийских «Законов Ману».
Какие еще ограничения испытывали неприкасаемые?
«Неприкасаемые должны быть вне селения, утварь,
использованная ими, должна выбрасываться другими, имуществом их должны быть
только собаки и ослы. <...>
Человеку не следует общаться с ними; их дела должны
решаться между ними; браки — с подобными им.
Их пища должна быть даваема им другими в разбитой посуде;
ночью им не полагается бродить по деревням и городам.
Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут
входить туда для исполнения работ.
Одежда — одеяния мертвых, пища должна им даваться в
разбитой посуде, украшения их должны быть из железа и они должны постоянно
кочевать».
Вариант 2
Брахманы, или жрецы, в Индии находились на особом
положении. Они были свободны от всяких повинностей, налогов, телесных
наказаний, объявлялись земными божествами. Познакомьтесь со статьями из индийского
свода законов «Законы Ману».
Закреплено ли в этих статьях особое положение брахманов?
«Изучение Вед, жертвоприношения для себя и
жертвоприношения для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма)
установил для брахманов. <...>
Все, что существует в мире, — это собственность
брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет прав на это.<...>
Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать
отцом и сыном, но из них двоих отец — брахман. <..>
Брахман — ученый или неученый— великое божество, равно как
великое божество и огонь, и использованный им и неиспользованный».
|