Когда вдруг тысячи, а то и миллионы
подростков вдруг начинают бешено любить (фанатеть от) какого-нибудь
одного актера или певца, собирать и аккуратно наклеивать в альбомы любое
упоминание о нем, часами и сутками стоять под окнами его квартиры и
ненавидеть всех, кто этого самого певца или актера недостаточно любит и
ценит, — что это такое?
С одной стороны, все то же разделение на своих и чужих. Свои — это те, кто любит Леонардо Ди Каприо.
Но не только это. До определенного
времени мне никогда не приходило в голову, что первое большое и сильное
чувство может быть коллективным. Но вот однажды моя собственная дочь (12
лет от роду) сообщила мне, что влюблена в гимназического учителя латыни
— действительно обаятельного и умного молодого человека. Подробно
обсудив все его достоинства, я осторожно поинтересовалась:
— Наверное, такой прекрасный человек нравится не только тебе. Может быть, еще кто-нибудь из твоих одноклассниц…
— Да, конечно, — без колебаний
ответила дочь. — У нас только пять девочек в него не влюблены. Им
нравится учитель биологии. Мы их презираем, потому что они ничего не
понимают в людях!
— Ого! — изумилась я. — А скажи-ка, твоей личной любви никак не мешает то обстоятельство, что еще человек десять.
— Нет, что ты! — воскликнула дочь. —
Даже наоборот. Мы ходим на пятый этаж, сидим там на площадке и говорим о
нем. Это так здорово!
— Угу! — вынуждена была согласиться я.
Постепенно я сумела уяснить для себя
своеобразную дочкину правоту. Большое чувство к достойному взрослому
человеку, к тому же совершенно платоническое и в этом смысле совершенно
бесперспективное, действительно может оказаться не по плечу неокрепшей
девчоночьей душе. А вот если разделить его на десять частей, то оно
вполне переносимо и может приносить радость, а вовсе не боль. Имея, так
сказать, единомышленников по чувству, «единочувственников», всегда можно
снять избыток напряжения, поделиться своими мыслями о предмете и
чувствами к нему с людьми, которые по определению тебя понимают, так как
испытывают к предмету то же самое чувство.
«Очень удобная форма любви!» — решила я в конце концов, и многое в проблеме подростковых кумиров стало мне яснее.
Мы уже говорили о том, что
подростковая душа (не только подростковая, конечно, но подростковая —
особенно) жаждет романтики, жаждет не только признания референтной
группы, но и чего-то большего — Прекрасного Принца, которого можно тихо
(или, напротив, очень громко) обожать, Образца, которому можно подражать
и на который надо стремиться быть похожим (все образцы, начиная со
Спайдермена и кончая Арнольдом Шварценеггером), Дела или Идеи, которым
можно служить (всевозможные секты, фанклубы футбольных команд,
литературных направлений и даже отдельных литературных произведений и
т. д.). Естественно, что для еще не окончательно развитого интеллекта
подростка все эти Идеи легче всего воспринимаются, а потребности
реализуются через персонификацию, через конкретного человека, через
Кумира. В зависимости от сферы интересов, семьи, интеллектуального
развития подростка этим Кумиром может стать практически кто угодно.
Пахан банды, писатель Толкин, герой кинофильма Бэтмен, индуистский
святой Саи Баба, Дева Мария и т. д., и т. п. Понятно, что чаще всего в
роли кумиров выступают актеры, эстрадные певцы и музыканты. Сама их
деятельность насквозь публична и, в общем-то, рассчитана на публичное же
восхищение поклонников. Большинство рок-певцов и рок-музыкантов ощутимо
«подзаводятся» от реакции зала. То есть налицо та самая обратная связь.
Мы не просто восхищаемся нашим кумиром, мы еще и помогаем ему творить и
радовать нас своими творениями. Ура? Ура-то ура, но вот кумиры бывают
разные, и всем это известно.
Большинство из них, особенно родом с
эстрады или из кинематографа, вопреки распространенному родительскому
мнению, совершенно безобидны. Часть являются по-настоящему творческими и
яркими людьми, и общение с их творчеством скорее обогащает, чем
обедняет подростков. Часть — откровенно бездарны и неспособны произвести
ничего, кроме шумового фона, возбуждающе действующего на уровне
подкорки. Из трудов зоопсихологов известно, что молодежные группы
павианов в заповедниках очень любят носиться вдоль различных ограждений и
стучать по ним палками. Получающаяся какофония приводит их в бешеный
восторг. Взрослые павианы никогда подобными «глупостями» не занимаются. А
средневековые западноевропейские путешественники, посещавшие Россию в
11–13 веках, писали, что то, что славяне считают праздничной музыкой, на
самом деле — безобразное бренчание, вой, писк, скрип и скрежет. Ничто
не ново под луной, не так ли?
Но бывают кумиры и пострашнее. Если в
словах, песнях или книгах кумира вашего ребенка регулярно звучат призывы
попробовать наркотики или иным способом исследовать «иную реальность» —
это должно немедленно насторожить родителей.
Многие еще помнят «Белое братство»,
рядовыми членами которого были в основном подростки. На бескрайних
российских просторах промышляют сегодня и многие другие «ловцы душ
человеческих». Понятно, что чаще всего их жертвами становятся именно
подростки — наиболее эмоционально лабильные, мало знающие, со своим
чувством одиночества и непонимания, с жаждой любви и потребностью в
референтной группе. Любая мало-мальски грамотная секта может
предоставить своим адептам все вышеперечисленное, да еще и с изрядным
довеском в виде Кумира, Идеи, и возможности Служения (как правило, не
меньше чем спасению человечества от конца света). |