1. Развитие внимания
- Организация внимания учащихся в начале занятия;
каким образом педагогом создаётся новая
психологическая ситуация быстрой настройки; что
побуждает школьников сосредоточиться на
предмете занятия.
- Активизация внимания школьников в процессе
изложения новой темы:
- отчётливая целеустремлённость изложения новой
темы;
- чёткость её теоретического освещения;
- продуманность разделения темы на отдельные
звенья с применением обоснованных переходов
между ними;
- постановка вопросов, обращённых к мышлению
школьника и побуждающих к самостоятельности в
суждениях;
- педагогически обоснованное сочетание
словесных и наглядных средств обучения и
развития.
- Развитие внимания учащихся:
- ясная постановка вопроса;
- тактичное направление ответа на выделение
основной мысли;
- побуждение к логичности в ответе.
- Важным условием развития внимания учащихся
является наличие у самого педагога комплекса
профессиональных свойств:
- проявление внимания ко всему, что важно для
проведения занятия;
- сочетание наблюдательности за работой учащихся
и их поведением со своевременностью
педагогических воздействий;
- умение сочетать устойчивость внимания и его
подвижность в меняющихся условиях групповой
работы;
- соблюдение учителем выразительности внимания,
его заметности для учащихся.
2. Развитие восприятия
- Чёткость формулировки цели занятия.
- Подготовленность учащихся к восприятию нового
материала.
- Включение в работу различных анализаторов.
- Фиксация результатов наблюдения.
- Целесообразное использование наглядных
пособий.
- Приёмы выделения основного, главного в
предлагаемом материале (как достигается
избирательность восприятия).
3. Развитие памяти
- Использует ли педагог в процессе деятельности
основные приёмы осмысленного запоминания:
- доступность;
- связь нового материала с имеющимися у учащихся
знаниями;
- смысловая группировка материала;
- выделение смысловых опор.
4. Развитие мыслительной деятельности
учащихся
- Развитие логического мышления при проведении
различных видов заданий на занятии.
- Развитие самостоятельности мышления, его
творческой направленности (с привитием
элементов воссоздающего и творческого
воображения школьников).
- Привлечение внимания учащихся к таким
качествам мышления, как логичность,
последовательность, умение выделять основное в
вопросах, умение делать выводы из приведённых
фактов.
- Развитие таких мыслительных операций, как
анализ, синтез, сравнение, систематизация,
обобщение, абстрагирование.
- Совершенствование форм выражения мысли:
суждений, умозаключений (индуктивных,
дедуктивных, по аналогии) и т.д.
- Развитие осознания школьниками процессов
своего мышления и целенаправленного его течения.
Дата |
Основное содержание работы |
Результаты диагностики;
изменения, происходящие в поведении учащегося |
|
|
|
Схема психолого-педагогического
анализа занятия (урока)
1. Психологическая оценка структуры
занятия в связи с его конкретными целями и
задачами
- тема, цели и задачи занятия;
- структура занятия и его психологическая
необходимость.
2. Психологическая оценка содержания
занятия
- психологическое качество предложенного
материала (описательный или объяснительный,
степень его наглядности, конкретности и
абстрактности, обобщённости);
- активизации каких сторон познавательной
деятельности учащихся требует восприятие этого
материала (образной или словесно-логической
памяти, абстрактного мышления, воображения),
какие эмоции могут быть вызваны?
- соответствие данного материала возрастным
особенностям познавательной деятельности
учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний;
- как педагог делает сложный материал доступным
восприятию учащихся данного возраста, понятным и
интересным (ясность и простота изложения,
наличие ярких примеров, аналогий, сравнений,
использование наглядных средств, связь с жизнью
и т.д.);
- каково воспитательное воздействие данного
материала (моральное, эстетическое и т.д.);
насколько оптимально педагог реализует
воспитательные возможности предлагаемого
материала?
3. Управление познавательной
деятельностью и её проявление на занятии
- организация внимания:
- пути организации внимания (подчёркивание
значимости деятельности, постановка конкретной
задачи, использование принципа наглядности,
обращение к непроизвольному вниманию и т.д.);
- виды внимания, имевшие место на занятии, форма
их проявления у отдельных школьников;
- способы организации переключения внимания
учеников с одной деятельности на другую;
- в каких сложных видах деятельности,
предложенных педагогом, требовалось
распределение внимания учащихся, и как они с этим
справились?
- организация восприятия и его характер:
- что является объектом восприятия учащихся (речь
педагога, текст учебника, различные наглядные
средства)? Качество материала восприятия;
- использование наглядных средств, их функция на
занятии;
- осмысленность восприятия материала.
- активизация памяти и её развитие:
- обращение педагога к памяти школьников. С какой
целью оно проводилось на различных этапах
занятия?
- какие виды памяти имели место на занятии
(наглядно-образная, словесно-логическая,
эмоциональная, механическая, логическая)?
- какие приёмы лучшего запоминания материала
использовал педагог на занятии.
Схема самоанализа занятия
- Определить место занятия в теме, в общем
курсе. Насколько ясным стало это место для
учащихся после занятия.
- Соотнести поставленные цели занятия для
учащихся и для учителя с достигнутыми на
занятии и определить причины успеха и неудачи.
- Определить уровень формирования на занятии
знаний (логичность подачи материала, научность,
доступность, трудность, нестандартность) и
умений.
- Ответить на вопрос, что нового дало данное
занятие для развития мышления, памяти,
внимания, личностных качеств, коммуникативных
способностей; для развития умения слушать
товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать
свою точку зрения.
- Подумать, насколько оптимально было
выстроено занятие? Соответствовало ли оно
вашим интересам, темпераменту, уровню развития
учащихся, специфике класса? Адекватна ли была
организация деятельности учащихся обучающим,
развивающим и воспитывающим целям занятия?
- Оценить степень активности учащихся на
занятии. Сколько раз и кто из них
высказывались на занятии, почему молчали
остальные, как стимулировалась их работа. При
этом необходимо руководствоваться правилом
недопустимости оценки личности ученика при
оценке его работы, сравнения его с другими
учащимися, данного детского коллектива с другим.
- Оценить темп занятия. Поддерживался ли интерес
учащихся к занятию на всём его протяжении? Как
была организована смена видов деятельности
учащихся на занятии?
- Как в ходе занятия была организована опора
на уже имеющиеся знания, жизненный опыт учащихся
и насколько актуальным для них был материал
занятия?
- Охарактеризовать психологическую атмосферу
занятия, степень доброжелательности, взаимной
заинтересованности всех участников занятия,
характер их общения.
- Изменилось ли настроение педагога после
занятия по сравнению с тем, каким оно было до
занятия? В чём причина этих изменений? Что теперь,
когда занятие прошло, целесообразно было бы в нём
изменить? Что можно поставить себе в «плюсы», а
что в «минусы»?
И ещё необходимо помнить о том, что,
каким бы ни было занятие, требовалось
определённое мужество, чтобы его провести.
Наличие его сыграло немаловажную роль в тех
достоинствах, которыми занятие обладало.
Схема анализа внеклассного
мероприятия
1. Актуальность темы: отвечает ли
тема целям и задачам воспитания в современном
обществе, возрастным особенностям и конкретным
задачам данного класса. Была ли она в плане
воспитательной работы классного руководителя
или предложена по необходимости; если
предложена, то кем и почему.
2. Характеристика и оценка плана,
по которому готовилось мероприятие:
целенаправленность, логичность, чёткость,
соответствие избранной формы и методов
содержанию, выполнен ли план.
3. Содержание проведённого мероприятия:
характеристика использованного материала, его
воспитательное и познавательное значение,
доступность, эмоциональность, конкретность;
соответствие использованного материала, форм и
методов возрасту детей и воспитательным задачам
данного коллектива.
4. Качество подготовки: интерес
детей к мероприятию, активность учащихся,
организованность, дисциплинированность,
использование наглядных пособий,
демонстрационного материала, технических
средств и т.д. Какие навыки были приобретены
учащимися в процессе подготовки к мероприятию.
5. Наиболее существенные недостатки и
положительные стороны по содержанию, методам
проведения, по качеству подготовки и
воспитательным результатам.
6. Общая оценка: выполнена ли
поставленная цель, отношение детей, роль
педагога в подготовке и проведении мероприятия. |