Искусство общаться - один из важнейших факторов успеха в педагогической практике.
В процессе общения педагога и родителей важно все: что мы говорим, как
мы говорим, каким образом воспринимаем информацию от собеседника.
Помните: ведущая роль в диалоге принадлежит педагогу - он профессионал и
официальный представитель образовательного учреждения.
Учителям, как правило,
свойственен высокий уровень воздействия на людей, использование
выразительных движений, мимики, жестов, развитая чувствительность в
сфере общения, манипулятивный стиль. Но педагоги, не имеющие опыта взаимодействия с родителями
и обладающие, к тому же, определенными личностными чертами
(стеснительность, неуверенность и т. д.) порой со страхом думают о
предстоящей беседе с чьей-то мамой или бабушкой, а уж тем более - о
выступлении на родительском собрании. Тем, кто боится публичных выступлений, предлагаем некоторые рекомендации:
казусы при публичном выступлении неизбежны, смиритесь с этим и сохраняйте самообладание;
прощайте самому себе оплошности, тогда и другие их простят. Всегда оставайтесь собой - каким вас знают близкие и сослуживцы;
как можно чаще практикуйтесь в умении выступать публично. Записывайте и прослушивайте свои выступления;
сделайте для беседы заготовки. Позаботьтесь о раздаточном материале.
Для общения "с глазу на глаз" вам очень пригодятся "золотые" правила убеждения:
1. "Правило Гомера". Очередность приводимых аргументов влияет на их
убедительность. Наиболее действенен следующий порядок аргументов:
сильные - средние - один самый сильный.
2. "Правило Сократа". Для получения положительного решения по важному
для вас вопросу - задайте его третьим по счету, предпослав два коротких
вопроса, на которые собеседник ответит "да".
3. "Правило Паскаля". Не загоняйте собеседника в угол, дайте ему возможность "сохранить лицо" (собственное достоинство).
4. "Ничто так не уменьшает способности к сопротивлению, как условия
почетной капитуляции" (Б. Паскаль). Пусть родители согласятся на
уступку, будучи убеждены, что тем самым совершают подвиг.
5. Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и
статуса убеждающего. Статус мужчины выше, чем статус женщины, статус
старшего выше, чем статус младшего; статус нескольких человек выше, чем
статус одного, и т. п.
6. Не загоняйте себя в угол, не принижайте свой статус.
7. Не принижайте статус собеседника, общайтесь на равных.
8. Желая переубедить, начинайте с тех моментов, в которых вы согласны с оппонентом, а не с тех, которые вас разделяют.
9. Проявите эмпатию - продемонстрируйте способность проникнуться
чувствами, понять мысли и состояние другого человека ("влезьте в его
шкуру").
10. Будьте хорошим слушателем.
11. Избегайте конфликтогенов - слов, действий или бездействий, которые
могут привести к конфликту (прямые и косвенные возражения, выражение
сомнения, безразличия; попытки перебить, поправить, заградительные и
дистанцирующие жесты и т. д.). Конфликтогены подчиняются закону
эскалации: на конфликтоген обычно отвечают другим, более сильным, что и
приводит к столкновению.
12. Следите за мимикой, жестами и позами - своими и собеседника.
13. Убедите собеседника, что предлагаемое вами решение удовлетворяет какую-то из его потребностей.
Помните:
Главная цель взаимодействия педагога с родителями - это совместная
помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Именно
установка на сотрудничество является конструктивной.
При всяком удобном случае демонстрируйте родителям симпатию к их
ребенку и живой интерес к его проблемам. Любую строгость вам простят,
если убедятся, что она основана на доброжелательном отношении.
Если чувствуете, что назревает конфликтная ситуация, наносите
"опережающий удар". Связывайтесь с родителями, выражайте озабоченность и
заинтересованность судьбой их ребенка; предлагайте варианты выхода из
ситуации - но обязательно давайте возможность проявить встречную
инициативу, сделать выбор. Пусть родители станут вашими союзниками.
Не позволяйте родителям обвинять вас во всех сложностях, которые возникают у ученика.
Признайте свою ошибку, если вы ее допустили, но не берите на себя
ответственность за чужие проступки. Вы не должны отвечать за всех
сотрудников ОУ. Продемонстрируйте родителям готовность содействовать им в
решении проблем, но называйте в то же время конкретных лиц, в
компетенции которых находится рассматриваемый вопрос.
При возникновении сложностей в обучении или поведении не обвиняйте в
этом только ребенка и родителей. В любом конфликте виноваты обе стороны.
"Не умеешь организовать - делай сам". Поэтому активнее привлекайте родителей и учащихся к организации учебно-воспитательного процесса.
Участвуя в школьной жизни, родители убедятся, что педагоги прикладывают
немалые усилия к созданию комфортных условий для развития учащихся, и
будут менее критичны.
|