Суббота, 23.11.2024, 16:05                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ [32]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [18]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [93]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [22]
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ [27]
РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ [50]
ШКОЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ [11]
ВАШ НЕПОНЯТНЫЙ РЕБЕНОК. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОПИСИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [22]
РУКОВОДСТВО ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА ДЛЯ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ [42]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ » РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Профилактика зависимого поведения подростков
Анализ данных Всемирной организации здравоохранения показывает, что если человек в возрасте от 12 до 17 лет курит, то вероятность того, что он будет употреблять наркотики, повышается в десятки раз.

Разработанные экспертом методические материалы помогут педагогу вместе с родителями организовать работу по профилактике табакокурения среди подростков и уберечь детей от этой опасной зависимости.

Собрание по профилактике детского табакокурения на тему "Шаг от сигареты к наркотикам" проводится с родителями учащихся 8-х классов.

В ходе собрания родители смогут:
  • узнать об этапах формирования аддиктивного (зависимого) поведения;
  • проанализировать условия, определяющие риск и возможность перехода от сигареты к тяжелым наркотикам;
  • получить советы и рекомендации о том, как вести себя в ситуации аддиктивного поведения ребенка.
Методические материалы по проведению собрания для родителей учащихся 8-х классов 
"Профилактика зависимого поведения подростков"

Ход собрания

1-й этап. Мотивация

Педагог предлагает родителям в форме "мозгового штурма" ответить на следующий вопрос, написанный на доске:

Почему, по вашему мнению, одни подростки, курят, употребляют алкоголь, наркотики и другие вещества, изменяющие сознание, а другие не делают этого?

Ожидаемый результат представлен в табл. 2.

Таблица 1
Этапы проведения собрания
Формы и методы работы
Продолжительность, мин
Ожидаемые результаты
1. Мотивация
Мозговой штурм. Вводное слово педагога. Постановка проблемы
5
Родители знакомятся со статистическими данными по обсуждаемой проблеме, понимают актуальность и значимость темы собрания
2. Осмысление понятий
Работа с текстами в малых группах
15
Более глубокое осмысление родителями понятий
3. Обсуждение основной проблемы
Работа в малых группах. Творческое задание. Составление таблиц. Метод ранжирования. Исследовательский метод
35
Родители получают знания:
об этапах, условиях и причинах формирования аддиктивного поведения подростков;
о факторах, влияющих на возможность перехода от сигареты к наркотикам;
правильных вариантах поведения с детьми
4. Подведение итогов
Беседа, коллективное обсуждение
5
Родители высказываются по обсуждаемой теме и о необходимости и важности полученной информации
Таблица 2
Причины курения
Причины, по которым не курят
  • Чтобы было хорошо.
  • Для кайфа.
  • Так легче общаться.
  • Чтобы было весело танцевать.
  • Забыться от горя.
  • Чтобы быть взрослее и "круче".
  • Просто, чтобы испытать, что это такое.
  • Уйти от боли.
  • За компанию.
  • Чтобы расслабиться.
  • Для смелости.
  • Для повышения тонуса
  • Опасения за свою жизнь и здоровье.
  • Боязнь проблем, родителей, милиции.
  • Есть принципы и убеждения.
  • Отсутствие денег

Вводное слово педагога:

Уважаемые родители! Мы с вами живем в таком мире, где поводов для употребления наркотиков гораздо больше, чем причин, чтобы их не употреблять.

Как этому противостоять? Как уберечь наших детей от беды, которая приобрела сегодня угрожающие масштабы?

Глобальность проблемы, ее актуальность и ужасающие последствия подтверждаются статистическими данными.

Количество молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет, с различной частотой употребляющих наркотические средства, достигает 4 млн чел., а наркозависимых среди них – от 900 тыс. до 1 млн 100 тыс.

Ситуация в России, связанная с употреблением психоактивных веществ, продолжает ухудшаться. Эксперты отмечают устойчивый рост заболевания наркоманией, алкоголизмом и связанной с ними ВИЧ-инфекцией среди детей и подростков, с усиливающейся тенденцией их приобретения в младших возрастных группах.

Чтобы противостоять этому и найти способы борьбы с бедой, необходимо выявить причины такой ситуации. Вот некоторые из них:
  • нестабильность нашего общества;
  • слаборазвитая социокультурная инфраструктура;
  • утрата морально-нравственных ценностей общества;
  • низкий культурный и образовательный уровень населения;
  • кризис семьи;
  • массовая низкопробная поп-культура.

Названные причины являются объективными, на них трудно повлиять отдельно взятому человеку. Но есть и субъективные причины, которые зависят только от самого человека, его образа жизни, воли и желания. Это – привычка курить.

Анализ данных Всемирной организации здравоохранения показывает, что если человек в возрасте от 12 до 17 лет курит, то вероятность того, что он будет употреблять героин в 12, кокаин – в 51, крэк – в 57 раз выше, чем для тех, кто никогда не курил. Если в этом возрасте он выкуривает более пачки сигарет в день, то вероятность того, что он будет употреблять героин в 51, кокаин – в 106, крэк – в 111 раз выше, чем для тех, кто никогда не курил.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что для многих детей сигареты – средство для входа в мир наркотиков.
"Шаг от сигареты к наркотикам" – тема сегодняшнего собрания. Мы вместе с вами постараемся ответить на вопросы:
  • Каковы возрастные факторы риска и причины возникновения потребности, зависимости и привыкания к стимулирующим веществам у подростков?
  • Как развивается потребность в веществах, изменяющих сознание?
  • В чем состоит феномен психологической зависимости человека от стимулирующих веществ?

2-й этап. Работа с понятиями

Учитель предлагает родителям ответить на вопросы:

  • Что такое психоактивные вещества?
  • Что можно отнести к психоактивным веществам?

Ожидаемый результат

Психоактивными называются вещества растительного и химического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, изменяющие его сознание.

К психоактивным веществам относятся:

  • наркотики, наркотические вещества (в т. ч. конопля);
  • алкоголь (в т. ч. пиво);
  • некоторые лекарственные средства;
  • токсические вещества (в т. ч. клей, бензин);
  • психостимуляторы (в т. ч. кофе, чай, табак, кофеин).
  • Затем родители делятся на три группы, в которых работают над понятиями. Каждая группа получает карточку с заданием.
  • Задание для 1-й группы
  • Ознакомьтесь с понятиями, вспомогательными материалами, раскрывающими их смысл, и ответьте на вопросы:
  • Что такое наркотики?
  • Что является критерием принадлежности вещества к наркотикам?
  • Какими признаками характеризуется заболевание наркомания?
Вспомогательные материалы
Наркотики – это:
  • сильнодействующие природные и синтетические вещества, которые приводят человека в возбужденное состояние, оказывают парализующее действие на центральную нервную систему и способны вызывать наркоманию;
  • лекарственные вещества, используемые для наркоза.
Наркомания – это:
  • тяжелая и трудно излечимая болезнь, развивающаяся в процессе употребления наркотических препаратов, основным признаком которой является пристрастие к какому-либо веществу, вызывающему приятное психическое состояние – "эйфорию" или измененное восприятие реальности;
  • болезненное, иногда непреодолимое пристрастие к наркотикам, приводящее к тяжелым нарушениям функций организма.

Юридическими критериями признания вещества наркотическим прежде всего являются социальная опасность и криминогенность. Только те вещества и препараты определены юрисдикцией как наркотики, которые особо распространены в нелегальном производстве и торговле. Если злоупотребление каким-либо психоактивным веществом становится опасным не только для здоровья человека и общества, но и вызывает при этом ощутимые экономические потери, то специальным нормативным актом Постоянного комитета по контролю наркотиков оно признается наркотическим, поэтому наркотик – понятие не только медицинское, но и юридическое. Юридичеcки наркотиками считаются вещества любого действия, отвечающие единому критерию – социальной опасности.

Задание для 2-й группы

Ознакомьтесь с понятиями, вспомогательными материалами, раскрывающими их смысл, и ответьте на вопросы:
  • Что такое табак?
  • Что такое никотин?
  • Можно ли считать табак безопасным для человека? Почему?
  • Почему табак относят к наркотикам? к "легальным" наркотикам?
Вспомогательные материалы
Табак – это:
  • травянистое растение семейства пасленовых с душистыми цветками белого, розового или светло-фиолетового цвета, в листьях которого содержится никотин;
  • высушенные и мелко нарезанные или растертые листья и стебли такого растения, употребляемые для курения, нюхания, жевания.
Никотин – наркотическое вещество, содержащееся в табаке, яд.

Особенности специфического воздействия различных веществ на центральную нервную систему наглядно показывают, что в один ряд с хорошо известными наркотиками необходимо поставить много других веществ, еще до недавнего времени считавшихся друзьями человека, его помощниками в борьбе с плохим настроением и самочувствием. Для непосвященного трудно свыкнуться с представлением о том, что никотин, содержащийся в табачном дыме, кофе, чай и обычные лекарства тоже обладают наркотическими свойствами.

Табак, алкоголь, кофе и чай в высоких концентрациях и лекарства наркотического ряда относятся к легальным (разрешенным) наркотикам. Их продажа, хранение и употребление не подлежат наказанию. Однако оценки "легальный" или "нелегальный" не дают четкого представления об опасности того или иного наркотика. Так табак и алкоголь, хотя они и относятся к категории легальных наркотиков, следует классифицировать, как самые опасные из наркотиков, принимая во внимание огромное число заболеваний, которые они вызывают.

Задание для 3-й группы
  • Ознакомьтесь с понятием и вспомогательными материалами, раскрывающими его смысл, и ответьте на вопросы:
  • Что такое аддиктивное поведение?
  • Какие причины способствуют развитию аддиктивного поведения?
  • Где (в каких группах) подросток с наибольшей вероятностью может пристраститься к наркотикам?

Вспомогательные материалы

Аддиктивное поведение – это употребление веществ, изменяющих психическое состояние, но без формирования психической и физической зависимости. Речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения.

По мнению ряда ведущих специалистов в области подростковой наркологии, наиболее точным термином для характеристики подростка, злоупотребляющего табаком, алкоголем, наркотиками или токсическими веществами, будет именно аддиктивное поведение (от англ. addiction – пагубная привычка, пристрастие, прочая страсть).

Аддиктивное поведение у детей и подростков нередко служит средством для их самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. При аддиктивном поведении психоактивные вещества употребляются, как правило, только в группе, причем отличительной особенностью такой группы является отсутствие реальной содержательной деятельности. Около 50% обследованных подростков с аддиктивным поведением принадлежит к так называемым территориальным группам, т. е. к обычным компаниям сверстников из своей школы, двора, микрорайона. И именно в этих группах они приобретают первый опыт употребления наркотиков.

3-й этап. Обсуждение основной проблемы

Присутствующие делятся на пять групп. Каждая должна проанализировать одну пословицу. Задание для всех групп одинаковое. Родители в процессе обсуждения пословицы должны ответить на вопрос: как данная пословица отражает тему собрания "Шаг от сигареты к наркотикам"?

Ожидаемый результат представлен в табл. 3.
Таблица 3
Пословица
Ожидаемый результат – ответы родителей
"Береги платье снову, а здоровье – смолоду"
Здоровье – это самая большая ценность в жизни человека. Если человек здоров, значит, у него больше шансов содержательно прожить свою жизнь, быть успешным и счастливым, оставить здоровое потомство. Здоровье человека зависит от многих факторов, но в первую очередь от самого человека, его образа жизни, привычек, желания, воли, ответственности. Если обратиться к пословице, то ее предупреждение в контексте темы собрания будет выглядеть следующим образом: "Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания и т. д.) могут разрушить твое здоровье и сократить годы жизни. Помни об этом с юных лет и до последних дней! Заботиться о своем здоровье нужно начинать с детства, иначе может быть поздно"
"Искру туши до пожара, беду отводи до удара"
Смысл пословицы, в которой звучит призыв и предупреждение, напрямую соответствует теме собрания.
Искра – это сигарета, пожар – наркотики. Назидание и мораль таковы: "Чтобы не допустить беды, нужно погасить маленькую искорку, с которой еще можно легко справиться, – бросить курить или не начинать вообще. Пожар потушить сложно, а иногда невозможно! Наркомания – это смерть!"
"Коготок увяз – всей птичке пропасть"
Глагол "увязнуть" предполагает место действия – "болото", которое очень коварно затягивает свою жертву и уже не отпускает. Эта пословица звучит уже не как предупреждение, а как приговор. Совсем незаметным может быть переход от сигареты к наркотикам: от затяжки сигареты до первого укола один шаг, а дальше – пропасть. "Болото наркомании" не оставляет свою жертву в живых
"Своя воля страшней неволи"
Выражение "своя воля" означает идти на поводу своих желаний, жить по принципу "я так хочу", когда человек совершает не обдуманные, а легкомысленные поступки в результате мимолетных желаний, чувств, эмоций. Жизнь показывает, что это плохие советчики в принятии осознанных ответственных решений. Пойдя на поводу своих желаний, очень легко можно оказаться в неволе. Взяв в руки первую сигарету из любопытства, за компанию или "от нечего делать", каждый должен знать, что все может закончиться тяжелой наркозависимостью.
В данной пословице синонимом выражения "своя воля" является понятие "безволие" – черта характера человека, у которого отсутствует сила воли.
Отсутствие силы воли может привести к самым страшным непоправимым последствиям – наркозависимости, что является гораздо большей бедой для человека, чем попасть в неволю (лишиться свободы)
"По кривой дороге вперед не видать"
"Кривая дорога" – это не что иное, как путь, по которому идет человек, если он курит, пьет, употребляет наркотики. Встав однажды на этот путь, очень трудно выйти на "ровную" дорогу и увидеть, что впереди. Все психоактивные вещества одурманивают сознание человека, шаг за шагом уводят его от реальной жизни: сначала первая затяжка сигареты, потом "баловство травкой", первый укол… Четкая, яркая, перспективная "линия горизонта" пропадает, и в какой-то момент человек уже не видит смысла жизни, нет любимого дела, не осталось друзей

Обращение классного руководителя к родителям:

Как видим, народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках, переходит из поколения в поколение, потому что во все времена, в т. ч. и сегодня, люди находят в ней ответы на многие вопросы. Но не для всех открывается этот источник истины, и не каждый готов им воспользоваться. Может быть, поэтому так много у нас сегодня проблем, одна из которых – одурманивание наших детей психоактивными веществами. Да, это одна из причин, но она не единственная. Стоит разобраться в ситуации более детально, опираясь на научные данные и исследования специалистов.

В первую очередь важно понять, станет ли первая сигарета вредной привычкой или приведет к более серьезным проблемам, таким, как наркомания. От чего это зависит? Как происходит втягивание в "воронку наркозависимости" (аддиктивное поведение)? При каких условиях? Кто в большей степени подвержен этому?

На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе дальнейшей работы.

Далее родителям предлагается разбиться на три группы и заполнить таблицу "Этапы формирования аддиктивного поведения".
В таблице 4 представлены результаты работы групп, которые учитель свел в один окончательный вариант (например, на листе ватмана). Изначально каждая группа получает карточку с таблицей, в которой заполнена только первая графа, и вспомогательный материал с описанием одного из этапов формирования аддиктивного поведения. На основе полученной информации нужно заполнить соответствующую графу в табл. 4.
Таблица 4
Показатели формирования аддиктивного поведения
Характеристика этапа
первых проб
поиска, выбора
групповой психической зависимости
Цель употребления психоактивных веществ
Любопытство, за компанию
Стремление к получению удовольствия и развлечениям
Единство "своей" компании
Употребляемое средство
Алкоголь, табак, гашиш, ингалянты, препараты опия, галлюциногены
Попеременно: алкоголь, токсические вещества, доступные наркотики
Выбранное психоактивное вещество, чаще всего доступные наркотики
Частота употребления
Первая проба, затем может быть отказ от употребления или его повторения в определенном ритме
За первичной пробой следуют повторные употребления
Сразу, как только собирается "своя" компания
Наличие зависимости
Нет
Нет
Групповая психическая зависимость. Индивидуальная зависимость отсутствует
Окружение, в котором употребляются психоактивные вещества
"Своя" компания
"Своя" компания
"Своя" компания

Вспомогательный материал для 1-й группы

Этап первых проб или 1-й этап формирования аддиктивного поведения является началом аддиктивного поведения.

Впервые пробуют какое-либо средство чаще всего в компании или под влиянием приятеля. В большинстве случаев первым для опробывания выбирается алкоголь, иногда курение табака (и вслед за ним – гашиша) или ингалянты (различные изделия бытовой химии); реже – препараты опия, стимуляторы или галлюциногены. Затем может последовать отказ от употребления или его повторения в определенном ритме, а нередко и учащающиеся. Причиной отказа могут быть неприятные ощущения, вызванные интоксикацией, или угроза суровых наказаний.

Вспомогательный материал для 2-й группы

Этап поиска – "полинаркотизм", или 2-й этап формирования аддиктивного поведения, наступает именно тогда, когда вслед за первичными пробами следуют повторные. Попеременно употребляют то алкоголь, то различные токсические вещества, включая доступные наркотики. Обычно это происходит в компаниях, которые собираются не только для совместного употребления наркотиков. Психоактивные вещества в этих компаниях используются "для веселья", обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности и т. п. Предпочитаются те из средств, которые облегчают общение. За пределами своей компании ни алкоголь, ни иные токсические вещества не употребляются.

Выбор предпочитаемого вещества завершает этап поиска. Подросток останавливается на одном из нескольких веществ и предпочитает именно его. Но зависимости еще нет. На данном этапе выявляется желание получить определенные приятные ощущения. Стремление к получению удовольствия и развлечениям называется гедонизмом. В современной подростково-молодежной среде гедонизм предполагает: потребление психоактивных веществ, азартные игры, ранний секс, бессмысленное непродуктивное времяпрепровождение.

Вспомогательный материал для 3-й группы

Этап групповой психической зависимости, или 3-й этап формирования аддиктивного поведения, возникает тогда, когда потребность в употреблении психоактивного вещества ощущается немедленно при сборе "своей" компании. Вне этой компании влечение еще не возникает. Индивидуальная психическая зависимость, как первый признак заболевания, пока отсутствует. Для пробуждения влечения требуются стимулы, запускающие условно-рефлекторные механизмы (обязательный прием наркотиков в подростковой компании).

Обращение классного руководителя к родителям:

В дальнейшем такое аддиктивное поведение может перейти в болезнь. Болезнь (наркомания) отличается от аддиктивного поведения формированием психической и физической зависимости от наркотика.

На 1-й стадии заболевания индивидуальная психическая зависимость выражается прежде всего в том, что подросток начинает употреблять наркотик вне группы сверстников, в одиночку.

Физическая зависимость является отличительным признаком 2-й стадии заболевания, она проявляется в выраженном абстинентном синдроме при перерыве в употреблении наркотика ("ломка").

3-я стадия в подростковом возрасте не фиксируется. Она характеризуется физиологической, психологической, поведенческой, социальной и духовной деградацией.

Какие факторы способствуют переходу аддиктивного поведения в болезнь?

Многочисленные научные публикации свидетельствуют о том, что существует ряд факторов риска, способствующих началу употребления психоактивных веществ. Выделяют три основные группы факторов: социальные, психологические и биологические. Более подробно о них вы узнаете из вспомогательного материала, который будет вам роздан. А теперь предлагаю разделиться на три группы и выполнить следующее задание:
  • выбрать 5 наиболее значимых факторов в каждой из групп;
  • проранжировать эти факторы по мере убывания их значимости;
  • прокомментировать и обосновать предложенные варианты.

Для сокращения времени каждая группа родителей работает с одной группой факторов.

Вспомогательные материалы

Социальные факторы:
  1. доступность вещества;
  2. мода на вещество;
  3. влияние подростковой группы;
  4. самостоятельный заработок;
  5. распространенность в обществе;
  6. неблагоприятное окружение;
  7. частые смены жительства (не связанные с проблемами подростка);
  8. неумелость и непоследовательность в воспитании;
  9. экономическое (социальное) неблагополучие в обществе, школе, семье;
  10. реклама (в т. ч. телепередачи);
  11. несогласованность и противоречие в законодательстве;
  12. степень грозящей ответственности (чем меньше – тем выше опасность).
Психологические факторы:
  1. особенности формирования характера подростка;
  2. искаженное представление о себе или отсутствие стремления к самоутверждению;
  3. заниженная самооценка;
  4. стремление к получению удовольствия и развлечениям;
  5. недооценка вреда от наркотиков;
  6. выработка положительного отношения к легальным наркотикам (алкоголь, табак);
  7. подростковое бунтарство;
  8. неуспеваемость, нежелание обучаться в школе;
  9. отсутствие обязанностей перед семьей и самим собой;
  10. отсутствие социальных интересов;
  11. отсутствие представлений о правильной картине здорового образа жизни;
  12. привлекательность новых, необычных ощущений и переживаний;
  13. вынужденная "роль", которую приходится играть в подростковой группе.
Биологические факторы:
  1. наследственная отягощенность (пьянство, алкоголизм, наркомания родителей до рождения ребенка);
  2. изначально высокая устойчивость к высоким дозам наркотиков, стремление к повышению дозы наркотика, переносимость возрастающей дозировки;
  3. приобщение к легальным и нелегальным наркотикам в раннем возрасте;
  4. остаточные поражения головного мозга (черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции, интоксикации);
  5. болезни печени с нарушением ее обезвреживающей функции;
  6. особенности используемого наркотика (его концентрация, действие на головной мозг, частота употребления и др.).
Ожидаемый результат
Социальные факторы: 9; 3; 1; 8; 2.
Психологические факторы: 10; 6; 3; 5; 4.
Биологические факторы: 2; 1; 3; 6; 4.

(Родителями могут быть предложены и другие варианты, что допустимо.)

Обращение педагога к родителям:

Если ребенок начал курить или попробовал употреблять психоактивные вещества, как должны вести себя родители?

Используя информацию, полученную на собрании, проанализируйте приведенные во вспомогательном материале советы и рекомендации для родителей и сделайте правильный выбор, распределив советы в соответствующие колонки табл. 5.

Ожидаемый результат работы родителей представлен в табл. 5. (Предварительно они получают вспомогательный материал с разными рекомендациями и самостоятельно заполняют таблицу.)

Таблица 5
Правильные советы
Неправильные советы
Не впадайте в панику.
Наблюдайте за ребенком: его поведением, внешним видом, состоянием здоровья и аппетита, с кем дружит, как одевается, как относится к учебе, с кем долго разговаривает по телефону, какую музыку слушает и т. д.
Постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда ребенок не находится под воздействием алкоголя или наркотика.
Постарайтесь объяснить ребенку, что вы понимаете, как сложно и нелегко ему, и несмотря ни на что, вы продолжаете любить его и готовы помочь.
К серьезному разговору с ребенком надо хорошо подготовиться самому: продумайте убедительные контраргументы на его аргументы.
Ведите разговор с ребенком в спокойной манере.
Старайтесь избегать угроз, морализаторства.
Устройте семейный ужин и поговорите о предстоящем совместном отдыхе летом.
Соберите информацию о службах, которые оказывают помощь детям, не спешите идти к первому попавшемуся лекарю
Разрешите смотреть телевизор, "гулять по Интернету" сколько хочет, чтобы только не ходил на улицу.
Устройте скандал, пригрозите каким-нибудь наказанием.
Никому не рассказывайте, ни к кому не обращайтесь за помощью, "не выносите сор из избы".
Каждый раз после прогулки демонстративно осматривайте ребенка, понюхайте его одежду, прокомментируйте ваши замечания.
Как только в доме появились друзья ребенка, немедленно поставьте условие: чтобы духу их здесь не было.
Принесите в дом как можно больше книг, брошюр, журналов, где все рассказывается о наркотиках.
Пригласите в дом своих друзей и вместе с ребенком в их присутствии и при их участии обсудите возникшую проблему.
Чтобы не вызвать гнев и бунтарство со стороны ребенка, ежедневно отпускайте его гулять, пусть все свободное время проводит на улице.
Запретите ему слушать музыку, которая ему нравится.
Всегда отпускайте ребенка на дискотеку, ему необходимо общение со своими сверстниками в неформальной обстановке

4-й этап

Для подведения итогов педагог предлагает родителям ответить на вопросы:
  • Что полезного для себя Вы узнали на сегодняшнем собрании?
  • Какая информация имеет прикладное значение?
  • После ответов на поставленные вопросы он зачитывает и раздает присутствующим заранее распечатанную памятку для родителей.

Памятка для родителей

Уважаемые родители! Обращаем ваше внимание на то, что в России прогрессирует эпидемия наркомании и токсикомании. С каждым днем регистрируется все больше людей, употребляющих наркотики. Все шире становится список веществ, употребляемых для наркотического опьянения и токсикомании, все моложе жертвы пристрастия к наркотикам.

От наркотической беды не застрахован никто, и если ваш ребенок находится в какое-то время вне вашего внимания, то вам просто необходимо присматриваться к нему, чтобы вовремя заметить, "не подружились ли" ваш сын или дочь с наркотиками или одурманивающими веществами. Ознакомьтесь с наиболее характерными симптомами возникающей проблемы.

В поведении:
  • нарастающая скрытность ребенка, даже без ухудшения отношений с родителями;
  • учащение "гуляний" и увеличение их продолжительности, особенно если они происходят в то время, которое раньше проводилось в семье или за уроками;
  • появляются новые подозрительные друзья;
  • частые телефонные звонки, особенно тем людям, которых Вы до сих пор не знали;
  • склонность сочинять небылицы с целью объяснить или оправдать Ваш интерес к его (ее) поведению.
В настроении:
  • резкие перепады, которые нельзя объяснить переменами в реальной действительности;
  • волнообразность смены настроения: чаще всего оно плохое с утра и заметно улучшается после вечерней прогулки;
  • неадекватные эмоциональные реакции: добродушие и вялость в скандале или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации.
В учебе, отношениях к занятиям:
  • снижается успеваемость;
  • падает интерес к учебе, увлечениям;
  • появляются прогулы школьных занятий;
  • бросает занятия в спортивных секциях, кружках.
В режимах сна и бодрствования:
  • в течение дня отмечается сонливость, вялость, медлительность, а после вечерней прогулки выглядит бодрым, энергичным, готовым делать что угодно, но только не ложиться спать;
  • залеживание в постели с утра – "просыпает" занятия в школе, постоянно опаздывает на уроки;
  • спит на задней парте на первых уроках (если занимается в первую смену).
Во внешнем виде и проявлениях:
  • неопрятность, неухоженность;
  • предпочтение специфического стиля одежды: кожаные куртки с заклепками, массивные ремни с бляхами, разрисованные джинсы и т. д.;
  • рубашки или блузки с длинными рукавами, даже в жаркую погоду;
  • темные солнцезащитные очки, даже в отсутствие солнца;
  • бледность кожи с землистым оттенком;
  • покрасневшие мутные глаза, немного навыкате;
  • узкие или, наоборот, широкие зрачки с отсутствием реакции на свет;
  • замедленная речь с растягиванием слов, иногда бессвязное бормотание;
  • пошатывание, спотыкание, нарушение координации;
  • следы от внутривенных уколов в характерных местах: внутренняя поверхность локтевых суставов, тыльные части кисти и стопы, паховая область, голени;
  • ссадины, синяки, порезы, расчесы с целью скрыть следы уколов;
  • сальные неухоженные волосы;
  • гнойничковые высыпания по всему телу;
  • воспаления по ходу вен;
  • покраснения в области носогубного треугольника;
  • специфический запах (уксусного ангидрида или растворителя) от одежды и волос, в квартире и даже в подъезде; запах распаренного веника (после курения анаши, гашиша, марихуаны).
В отношении к деньгам:
  • постоянные просьбы денег;
  • продажа из дома ценностей, в т. ч. книг, одежды, аудиовидеоаппаратуры;
  • разговоры с приятелями о том, где достать деньги;
  • появление денежных долгов;
  • поиски возможностей "легко" заработать, пренебрежение для этого физическим трудом.
В аппетите:
  • сниженный аппетит и, как следствие, похудение;
  • неожиданные приступы аппетита, особенно после вечерних прогулок;
  • предпочтение в еде сладкого и мучного.
Специфические находки:
  • порошок (белый или желто-белый), упакованный в маленькие бумажные пакетики;
  • темно-коричневая масса, упакованная в целлофан;
  • зеленоватый порошок растительного происхождения, чаще в спичечном коробке;
  • бумажки или денежные купюры, свернутые в трубочку;
  • чайные, столовые ложки со следами подогревания на открытом огне;
  • лекарственные препараты (димедрол, снотворные, успокаивающие) в таблетках или ампулах;
  • папиросы "Беломорканал" и упаковки от них;
  • шприцы и упаковки от них;
  • химическая посуда;
  • разноцветные таблетки с выдавленными на поверхности картинками и символами;
  • марки, не очень похожие на почтовые.
Что же делать, если ваши подозрения начинают оправдываться?

Во-первых, никакой паники!

Продолжайте внимательно наблюдать, не демонстрируя чрезмерного подозрения.

Не рекомендуем читать мораль, угрожать или наказывать.

В то же время не слушайте никаких оправданий, объяснений и уверений, что это для "уроков химии (или биологии) в школе", что это "принадлежит другу".

Проявите заботу и понимание, постарайтесь уговорить обратиться к специалисту-наркологу.

Если ваш сын или дочь не хотят идти к специалисту, то необходимо настоять на этом. А если вы бессильны – обращайтесь за консультацией сами: к наркологу или в отдел предупреждения правонарушений несовершеннолетних районного суда УВД. В любом случае пускать ситуацию "на самотек" – значит заведомо смириться с потерей ребенка.

Не спешите сдаваться, выход есть!

Оставайтесь спокойным: тревога и паника – плохие советчики.

Доверительно поговорите с сыном или дочерью. Угрозы и шантаж сжигают "последний мост" между вами и вашим ребенком.

Прежде чем что-то предпринять, проконсультируйтесь со специалистом: что делать? как уточнить, колется ребенок или курит? как убедить его пойти с вами на консультацию и начать лечение? как его контролировать? как с ним можно договориться?

Категория: РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ | Добавил: admin (06.08.2012)
Просмотров: 3007 | Теги: педагогическая помощь, психология школьника, советы школьного психолога педагога, общество и подросток, самооценка | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru