Стресс – общее напряжение организма, возникающее под
воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются
три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и
образование. В последнее время особо очевидна проблема нервного
перенапряжения, усталости, раздражительности и других различных
проявлений стрессов у педагогов.
Основные признаки стресса
Основные признаки стресса:
- физические (бессонница, боли в
груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, тики,
хроническая усталость, частые простуды и т. д.);
- эмоциональные (излишняя
агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное
поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары,
раздражительность и т. д.);
- поведенческие (постоянный поиск у
себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику,
притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т. д.).
Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.
Причины возникновения стресса
Рассмотрим стрессовые ситуации:
- неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;
- конфликт с директором или коллегами;
- недостаточная квалификация;
- чувство перегруженности работой, переутомляемость;
- слишком высокая ответственность.
Психологический дискомфорт учителя негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на учениках.
Причины возникновения психологического дискомфорта:
- физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;
- высокий уровень ответственности;
- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.
Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.
Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями
труда (гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и
голосовой аппараты и т. д.), а также психологические и организационные
трудности: необходимость быть все время "в форме", невозможность выбора
учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество
контактов в течение рабочего дня и др.
Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд
этапов (адаптации, самоактуализации и творческого преобразования).
Каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами
профессионального становления педагогов.
На этапе адаптации к профессии возникают, как правило, трудности методического, психологического или социального характера.
Этап самоактуализации в профессии связан с кризисами
компетентности, с состоянием дискомфорта, тревожности, страха перед
решениями новых задач, несоответствием своего профессионального уровня
уровню ожиданий окружающих.
Эмоциональные ресурсы человека, оказавшегося в такой
ситуации, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика
вырабатывают различные механизмы защиты. К сожалению, под влиянием
больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, учитель
зачастую не использует психологические знания на практике. Страдают
дети, попадая в неблагоприятную нервозную среду, страдает и педагог,
расплачивающийся за все психосоматическими и нервно-психическими
заболеваниями.
Диагностика психологического состояния учителя
С целью изучения психологического состояния педагогов в нашей школе осуществляется диагностика педагогического коллектива:
- проводятся наблюдения за профессионально-педагогическими умениями педагогов;
- за ведущими характерологическими особенностями;
- оценивается подход учителей к обучающимся на уроке;
- составляется психологический портрет учителя;
- выявляется негативная установка педагогов по отношению к учащимся;
- определяется мотивационная и стимулирующая деятельность;
- уровень комфортности в педагогическом коллективе;
- стилевые особенности педагогов, речевое общение;
- выявляются взаимоотношения в педагогическом коллективе.
Диагностика позволяет выявить отклонения в психическом здоровье педагогов школы и дать им рекомендации по его сохранению.
Учитель работает в режиме постоянного внешнего и внутреннего
контроля. Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические
ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются.
Тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное
опустошение – вот цена ответственности, которую платит учитель.
Эффективным средством
сохранения психологического здоровья педагогов является использование
способов саморегуляции, рефлексии, восстановления. Это своего рода
техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и
интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности.
Упражнения на избавление от отрицательной энергии
Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в
себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться,
снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно
предупредить возникновение заболеваний. Психологические,
терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать хорошую
психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться,
положительно настраиваться на профессиональную деятельность.
Упражнение "Психоэнергетический зонтик"
Упражнение проводится в первые минуты урока или периодически в течение всего урока.
Учитель встает перед ребятами, желательно в центре классной
комнаты, и в процессе объяснения урока старается представить, что над
классом образуется своеобразный "зонтик", накрывающий всех учеников.
Цель учителя: уверенно и крепко держать ручку этого "зонтика"на
протяжении всего урока.
Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в классе.
Упражнение "Настроение"
Нужно взять цветные карандаши или мелки и чистый
лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет –
линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в
свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в
полном соответствии с настроением. Затем надо попробовать
"перенести"свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуя его.
Когда рисунок закончен, на другой стороне листа следует написать 5–7
слов, отражающих настроение. После этого нужно посмотреть на рисунок,
как бы заново проживая свое состояние, перечитать слова и эмоционально, с
удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно эмоциональное
состояние переносится на рисунок.
Упражнение "Пресс"
Его рекомендуется практиковать перед работой в "трудном"классе,
разговором с "трудным"ребенком или его родителями, перед любой
психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего
самообладания и уверенности в себе.
Представляем внутри себя на уровне груди, мощный пресс, который
движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и
внутреннее напряжение, связанное с нею. Теперь резко выталкиваем пресс
вместе с отрицательной энергией. Заканчивается упражнение расслаблением.
Упражнения на снятие психомышечного напряжения
Упражнение "Гора с плеч"
Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.
Упражнение "Замок"
Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях,
сомкнуты в "замок". Вдох – поднять руки в "замке"над головой, ладонями
вперед. Задержать на 2–3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки
падают на колени.
Упражнение на расслабление мышц рук
Педагоги часто сталкиваются с профессиональными заболеваниями
рук. Чаще всего они выражаются в нервно-мышечных болях в пальцах,
запястье, предплечье и плечевом поясе.
1. Широко раздвигаем пальцы руки. Все пальцы, кроме большого,
опускаем на ладонь с легким нажимом. Ногтевые фаланги при этом не
сгибать.
2. Упражнение направлено на выработку самостоятельных
движений каждого пальца. Ударяем по подушечке большого пальца
последовательно подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев
и мизинца.
3. Веерообразно раскрываем пальцы в воздухе круговым движением
от себя с одновременным раскрытием ладони. При возвращении в исходное
положение пальцы собираются, второй палец соприкасается с первым.
4. Описываем круги каждым пальцем поочередно несколько раз.
Сначала вниз, потом вверх. Это упражнение хорошо укрепляет ладонь и
межкостные мышцы.
5. Вытягиваем прямо перед собой одну из рук ладонью вниз,
пальцы сжаты в кулак при минимальном напряжении. Кисть при спокойном
положении руки делает круговое движение вправо, потом влево. То же
повторяют другой рукой.
Упражнения-настрои
У
учителя не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить
психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод
вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н. Сытиным. Он предлагает
речевые конструкции, которые учитель может произносить про себя или
вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня,
перед трудной беседой.
Настрой на работу
"Я с радостью иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни".
Настрой в течение рабочего дня
"Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе".
"Я очень люблю свою
работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь
радостью постоянных побед и большим смыслом".
"Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыт к диалогу с моими учениками".
Настрой перед сложным разговором
"Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию".
Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности
"Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться
после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя энергичным в
конце дня. Я чувствую бодрость во всем теле".
Настрой на уверенность в себе
"Я все умею. Урок у меня получится. Я справлюсь с ситуацией".
Настрой на любовь к профессии и детям
"Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих учеников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу".
Утренние и вечерние настрои
"Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь".
"Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими учениками".
Звуковая гимнастика
Звуковая
гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой
дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные
вибрации, которые влияют на наше самочувствие.
Звук "О"– воздействует на сердце, легкие;
Звуки "Я", "М"– воздействуют на работу всего организма;
Звук "ХА"– помогает повысить настроение.
Упражнение "Голосовая разрядка"
Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание.
На выдохе издать резкий звук "Ух!"
Учебно-оздоровительная программа "Мироток"
В 1993 г. И.Э. Бендицкий, хирург, ортопед-травматолог,
реабилитолог, разработал учебно-оздоровительную программу "Мироток",
направленную на восстановление здоровья человека.
"Мироток"позволяет обучить человека методикам самостоятельного
восстановления и поддержания стабильного состояния здоровья. С помощью
визуального восприятия сюжета, цвета и формы живописных полотен
Бендицкого запускается образный творческий процесс по восстановлению
здоровья.
Картина "Отраженная осень"
Зеркальное отражение жизненных процессов требует от нас
соблюдения правила: "не обманывай самого себя и принимай реальность
бытия". Живописное полотно нормализирует ритмические процессы в
организме при стрессовых ситуациях.
Картина "Горное озеро"
Глубина синей воды и чистый горный воздух создают пространство для гармонии внутреннего мира человека.
Картина "Роза и янтарь"
Гармония с прошлым, сегодняшним и будущим дарит энергию жизни и здоровья.
Картина "Морской берег"
На картине – балтийский берег, горячий песок и холодные воды
моря. Переход цвета на картине отражает оптимальный ритмический процесс в
организме. Картина помогает в поддержании стабильного здоровья каждого
человека.
Ослабить педагогический стресс можно, если:
- не прекращать самообразования, совершенствовать профессиональные навыки;
- планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные;
- быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведет к скуке и опустошению;
- в каждой стрессовой ситуации стараться находить что-то позитивное;
- представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.
Великая мудрость содержится в изречении: "Господи, дай мне силы
изменить то, что я могу изменить, терпение – принять то, что я не могу
изменить, и ум – отличать одно от другого". |