Согласно современной конфликтологической концепции
конфликт считается нормальным и естественным состоянием общества.
Однако это совсем не означает, что нужно всегда и всюду конфликтовать,
оправдывая свою несдержанность "естественным состоянием". Данная
концептуальная позиция основывается на знании особенностей природы
человека. Действительно, личность конфликтогенна, то есть обладает
определенным потенциалом противоречий. Это, с одной стороны, дает
возможность развиваться личности и обществу, а с другой – создает
непростые взаимоотношения между людьми и сообществами. Отсюда вытекает
вывод о том, что конфликт в обществе выполняет не только деструктивные,
но и конструктивные функции. Правда, для перехода конфликта в
конструктивное русло необходимо, чтобы члены общества обладали
соответствующими навыками, были способны отделить проблему от человека.
Научный подход к проблеме конфликтов позволяет
утверждать, что они в принципе управляемы, регулируемы, разрешаемы. Для
овладения конфликтологической компетентностью педагогу требуется
осознанное изучение человека и условий его развития, позволяющее в
конкретных взаимоотношениях в полной мере реализовывать опыт
гуманистического взаимодействия с людьми.
Механизм предупреждения конфликта не может
существовать без нравственных основ. Ученые-эксперты ООН из 87 стран
мира сделали общий вывод: рационализм ведет к отчуждению людей друг от
друга, разрушает в человеке человеческое начало. Сегодня именно
безнравственный рассудок становится разрушительной силой. Русский
философ Владимир Соловьев в своей работе "Оправдание добра" подчеркивает
три основы нравственного начала: стыд, жалость, благоговение перед
высшими ценностями. Причем, если стыд – чувство, присущее только
человеку, то жалость присутствует и в животном мире. На основе стыда
развивается совесть. А вот отсутствие жалости ставит человека по степени
развития ниже животного. К сожалению, в начале ХХI в. об этом
приходится говорить все чаще.
Предупреждение конфликтов требует
от человека напряжения собственных творческих сил, заставляет его
становиться более наблюдательным, сообразительным, находчивым и
ответственным. Это путь к личному творчеству и возможность помочь тому,
кто находится рядом.
Опыт нашей школы показал, что если на педагогическом совете перестает звучать
живая мысль о человеке, то педсовет превращается в простое скопление
народа, где можно решать только чисто прагматические вопросы.
Механизм предупреждения конфликта, на наш взгляд,
не статическое, но и не ситуационное явление. Он предполагает
постоянство работы по самосовершенствованию личности, улучшению
взаимодействия в рабочих группах, поиску оптимального решения.
Педагогический совет дает возможность коллективного размышления над
развитием каждой личности, снижения рутинности ежедневного труда,
настраивает струны человеческой души на высокое звучание, позволяет
сделать "набор некой высоты человечности". Ведь труд учителя – особая
духовная миссия.
Большую помощь администрации школы может оказать школьный педагог-психолог.
Регулярное проведение мини-тренингов на педагогических советах (пример
1), участие психолога в разрешении конфликтов внутри коллектива и
личные беседы с педагогами нередко оказываются весьма действенным
стимулом для создания благоприятного климата в коллективе. Главное, о
чем необходимо помнить, – побуждая в педагоге стремление работать над
собой, не допускать декларативности и назидательности. В связи с этим
существенную значимость приобретает работа психолога с философской,
духовной и художественной литературой. Используя примеры и выдержки из
произведений известных поэтов и писателей, цитируя великих философов и
мыслителей, он сможет наглядно проиллюстрировать ту или иную ситуативную
рекомендацию.
Пример 1
Проведение мини-тренинга на педагогическом совете
На доске (или листе ватмана) записываются две колонки процентов. Деление условное, и можно использовать любой набор чисел.
А: 100% – Б: 100% –
80% – 80% –
60% – 60% –
50% – 50% –
30% – 30% –
10% – 10% –
0% – 0% –
Первое задание: "Пожалуйста, подумайте, насколько хорошо Вы знаете свой внутренний мир. Попробуйте выразить это в процентах". Дается
1–2 мин на размышления. Число педагогов, которые соотнесли свое знание о
себе с процентами и подняли руки, записывается на доске (или листе
ватмана).
Второе задание, на первый взгляд, звучит
абсурдно, даже глупо, и часто вызывает недоумение у тестируемых.
Учителям предлагается ответить на вопрос: "Кто из присутствующих может из дуба сделать березу, из клена – сосну, из чертополоха – ландыш?" Как правило, мнение коллектива оказывается единодушным: все выбирают графу "0%".
Возникшее недоразумение снимается следующими объяснениями:
прозвучавшие названия растений: дуб, чертополох, береза – это образы
внутреннего мира человека, характеризующие его своеобразие,
неповторимость, предназначенность. Каждый из нас хорошо осознает
невозможность изменить особенность растений. Но почему-то многие
забывают об этом, когда речь идет о мире другого человека. По нашему
мнению, нужно помнить слова Януша Корчака, которому принадлежат
упомянутые образы: "Я могу утверждать нормы правдивости, чистоплотности,
трудолюбия и честности, но сделать этих детей другими, чем они есть, я
не способен. Береза останется березой, дуб дубом, чертополох
чертополохом. Возможно, мне удастся пробудить чтото спящее в их душах,
но создать нечто новое мне не дано".
Столь важное "новое" находится в полной власти самого человека.
Чтолибо изменить к лучшему в себе может только сам человек – и в этом
его огромная сила. Такая сила есть у каждого из нас, но только по
отношению к себе самому. Каждый из присутствующих здесь обладает
уникальным, неповторимым внутренним миром. В этом заключается истинная
красота разнообразия, непохожести людей друг на друга, уникальность и
неповторимость каждого учителя являются ступенькой к новым достижениям
педагогического коллектива.
"Каков результат нашего небольшого теста?"
– Даже при 100%м знании своего внутреннего мира мы не в силах изменить чужой.
– Общение! Именно общение не позволяет впасть в крайность:
"Не могу изменить тебя, да и шут с тобой!" или "Это твои проблемы".
Здесь есть опасность пойти по тропинке равнодушия. Тогда как сама
уникальность внутреннего мира побуждает превратить общение в искусство.
Еще древние подметили, что из всех искусств искусство общения
– самое сложное. Во-первых, оно всегда содержит в себе элемент
неожиданности. Никогда не известно точно, что и как скажет собеседник.
Во-вторых, чтобы правильно понять человека, необходимы проницательность
и чувство сострадания, ибо сострадание не даст человеком
манипулировать, а позволит принять его таким, какой он есть, со своим
индивидуальным внутренним миром. В-третьих, личность, владеющая
искусством общения, не может искать в нем выгоду для себя, это труд для
ближнего, результатом которого должно быть установление душевного
контакта. Искусство общения помогает подметить глубокий потенциал другой
личности, часто ею самой еще не осознаваемый.
В течение учебного года большинство учителей нашей школы с
готовностью принимают советы психолога. Во время школьных каникул они
посещают занятия, направленные на снятие напряжения после учебного
периода. Привычным атрибутом работы школы стали индивидуальные
консультации психолога по проблемам, связанным с поведением учеников,
занятиятренинги со всем классом и беседы с отдельными проблемными
детьми. В конце учебного года по традиции учителя отправляются в
коллективную поездку на ключ Гремячий, к источнику Сергия Радонежского.
Ключевая вода удивительным образом помогает смыть накопившуюся
усталость, забыть обиды и недоразумения, обрести новые силы для
душевного общения. Именно поэтому преподаватели с удовольствием
приезжают сюда вновь и вновь.
В существующей действительности довольно часто приходится
сталкиваться с психологией обыденности, которая твердит: "Мне мало
платят – значит, и работа моя никчемная, не имеет смысла напрягаться".
Но такие рассуждения упускают самое главное в учительской профессии –
путь совершенствования души. Огромный груз повседневных забот не всегда
позволяет вырвать сознание из круговерти неисчислимых дел. Не сразу
просыпается способность более глубокого осмысления учительской
профессии. Иные так и уходят из нее с обидой, стонами и унынием.
За многочисленными требованиями обыденности – программами,
планами, обязанностями педагога – происходит очень значимый, на первый
взгляд незаметный процесс – рост души. Рост души взрослого и ребенка,
администратора и нянечки. Успешное восхождение по социальной лестнице не
спасает от хамства, стяжательства. Порой кажется, что, заняв
определенный пост, человек уже многого достиг, тогда как испытания для
него только начинаются. По мнению заслуженного педагога
Ш.А. Амонашвили, математика, литература, химия, вообще наука нужны лишь
для того, чтобы люди стали лучше.
Организация учебно-воспитательного процесса в школе
предполагает наличие отношений, обусловленных подчинением одного
человека другому. Например, для профессиональной реализации педагогу
необходимо заставить ребенка усвоить предложенный материал, а в
обязанности администрации школы входит контроль деятельности
педагогического коллектива. На практике довольно часто требуемый
контроль превращается в фактор беспощадного ежедневного дистресса. В
результате этого ученик или учитель делают больше ошибок, теряя
способность разумно работать из-за повышенной тревожности. Подобные
ситуации довольно сложны для обеих сторон, участвующих в них. Для того
чтобы нормализовать обстановку в классе или педколлективе, следует
обратиться за помощью к компетентному психологу. В некоторых случаях
положительный эффект дает применение такого приема: психолог предлагает
аудитории по школьной характеристике известного человека угадать его
будущую социальную роль (пример 2). Результаты теста побуждают изменить
некоторые сложившиеся стереотипы. Таким образом, удается снять
негативную установку в отношении конфликтующих сторон.
Пример 2
Работа со школьной характеристикой известного человека
Предлагается характеристика, содержащая выдержки из автобиографической книги
Н.А. Бердяева "Самопознание":
– "А сейчас хотелось бы зачитать характеристику одного
ученика. После ее прочтения попробуйте предсказать будущее этого
человека, кем он может стать в жизни".
Зачитывается характеристика, без имени и фамилии:
«…С большим трудом решает математические задачи. Порой не
может выучить четырех строк стихотворения. Не может написать одной
страницы диктовки, не сделав ряд ошибок. Иностранный язык дается сложно
("Если бы я не знал с детства французский и немецкий языки, то,
вероятно, с большим трудом овладел бы ими").
В отношении сочинений можно отметить следующее: стиль неплох, но не способен овладеть орфографией.
Лучше других предметов знает историю и естествознание. При этом совершенно не может конспектировать книги.
У мальчика слабая способность к
приспособлению, не выносит никакого конформизма. Всегда разрывает со
всякой подобной средой, всегда уходит от нее. Проявляет саботаж
установленным правилам в учебном заведении. В обыденной жизни робок, неумел, не самоуверен, весьма брезглив. По наследству вспыльчивый, гневливый темперамент. Был замечен в битье стулом товарища по голове, что похоже на самодурство».
После того как учителя выскажутся о будущем "этого ученика", можно назвать его фамилию и обсудить причины различия в оценках.
Педагогический совет – это прежде всего разговор
о человечности, поддержка сотоварищей в проблемных ситуациях и только
потом совещание о делах технического плана, которые, несомненно, будут
успешнее решаться, если в основу положена возвышенная мысль о человеке.
Смена взглядов, убеждений, мировоззрения, обращение к чувствам педагога в
механизме предупреждения конфликта играют важную роль.
И здесь возникает другая трудность. Работа над
собой носит добровольный характер, за нее никто дополнительных льгот и
материальных благ не предоставит. Это бескорыстный труд. И надо сказать, очень тяжелый. Но и бескорыстный труд не исчезает бесследно. |