"Если мои ученики плохо сдадут ЕГЭ – значит, я плохо
работаю", "Чем чаще я буду напоминать о ЕГЭ и говорить, как это сложно,
тем лучше ученики будут готовиться". Какие еще существуют
"педагогические мифы" о Едином государственном экзамене? Что в них
правда, а что ложь?
Для подготовки учащихся к выпускному экзамену используются все
ресурсы: временные – на подготовку выделяются дополнительные часы;
технические – учащиеся имеют возможность проходить пробное тестирование в
течение учебного года; кадровые – с выпускниками работают разные
специалисты: учителя, преподаватели вузов, психологи; методические –
опубликовано множество разных материалов для выпускников и учителей по
подготовке к экзаменам.
В результате такой работы у родителей и учащихся снижается уровень
волнения, связанного с ЕГЭ. Однако у педагогов напряжение только
нарастает и качественно меняется. Раньше волнение было связано со
страхом неизвестности, а сейчас – с "давлением" на педагога результатов
экзамена. Баллы по ЕГЭ активно обсуждаются родителями, педагогами и
школьниками: чьи ученики получили наивысший и наименьший баллы, кто из
учеников подтвердил свои оценки и т. п. Волнение педагога усиливают и
его внутренние установки относительно взаимосвязи уровня сдачи ЕГЭ
учениками и собственного профессионализма.
Мифы о ЕГЭ содержат в себе как правдивую информацию, так и ложные
суждения педагогов. Ложные утверждения, как правило, вытесняют
правдивые, усиливая состояние волнения и беспокойства у учителя.
Рассмотрим несколько таких "педагогических мифов".
"Учитель отвечает на 100% за успешность сдачи ЕГЭ"
Учитель действительно влияет на успешность сдачи ЕГЭ, но на уровне
подготовки учащихся. Он должен эффективно спланировать и организовать
подготовку к экзамену. Но есть факторы, влиять на которые педагог не
может, – физическое состояние ученика на экзамене (его самочувствие,
работоспособность), эмоционально комфортная обстановка в семье и т. д.
Ответственность за результат ЕГЭ справедливо делить между учеником,
родителями и учителем.
"Я – учитель, и я должен делать все, чтобы каждый мой ученик сдал ЕГЭ"
В должностные обязанности учителя входит работа со всеми учениками
вне зависимости от симпатий и успеваемости. Неправда в том, что учитель
должен делать абсолютно все (обеспечивать явку учеников на консультации,
гарантировать выполнение домашних заданий учащимися и т. п.). Если сам
учитель постоянно будет брать на себя повышенную ответственность, то
даже заинтересованному в результате выпускнику действительно не за что
будет отвечать.
"Если дети увидят, как сильно я волнуюсь, может, тогда они начнут заниматься"
Любому человеку, в т. ч. выпускнику, важно знать, что за него
переживают и что его работа на экзамене не безразлична педагогам.
Учителя должны говорить о своем волнении ученикам. Но сильные тревога и
беспокойство не помогут "заставить" кого-либо что-то делать, скорее,
ученик в ответ тоже начнет чрезмерно волноваться.
"Чем чаще я буду напоминать о ЕГЭ и говорить, как это сложно, тем лучше ученики будут готовиться"
Этот миф очень похож на предыдущий. Правда в том, что учитель
переживает за результаты сдачи экзамена. Неправда в том, что "давление
сверху" на учеников будет эффективным. Важнее установить с учеником
партнерские отношения для достижения общей цели – удачной сдачи ЕГЭ.
"Если мои дети сдадут ЕГЭ плохо – значит, я работаю плохо"
Учащиеся по-разному могут сдавать ЕГЭ. Если результаты были слабыми,
можно внести коррективы в план подготовки к ЕГЭ. Но итоги экзамена не
должны однозначно приравниваться к эффективности работы учителя. Если
сводить результаты своей работы только к баллам по ЕГЭ – стресса не
избежать.
"Мой предмет выбрали самые слабые ученики, с ними мы точно провалимся"
Ученики имеют право выбирать любой предмет. И результат ЕГЭ зависит, в
т. ч., от умения эффективно планировать время на выполнение заданий,
регулировать эмоциональное состояние и т. д. Поэтому нельзя
прогнозировать низкий результат на экзамене, исходя лишь из текущей
успеваемости выпускников. |