Жизнь так устроена, что детям порой приходится менять место
жительства и вследствие этого учебное заведение по независящим от них
причинам. Некоторым школьникам довольно сложно адаптироваться к новым
условиям и заводить новых друзей. В этом им должен помочь классный
руководитель, родители и учащиеся того класса, где они будут продолжать
свое обучение.
Когда в класс приходит новый ученик – это всегда большое
событие для всех. Но в первую очередь для самого новичка. "Мученик"
проходит через несколько фаз адаптации: сначала ребята к нему осторожно
присматриваются и держатся поодаль, затем находятся один-два ученика,
которые берут на себя разъяснительную функцию, далее формируется общее
коллективное мнение о новом ученике. В результате новенький либо
становится изгоем, либо "вливается" в общую тусовку. Многое зависит от
личностных качеств пришедшего, его коммуникабельности, а также от помощи
классного руководителя в данной ситуации. Как известно, коллектив,
сплотившийся за несколько лет совместного обучения, не сразу примет в
себя "инородное тело". Сначала новенькому придется несладко – ведь он
попал в совершенно неизведанную и не изученную им среду, не представляя,
что от кого ожидать. Тут возможно несколько развитий сюжета: либо
ученик стесняется, замыкается в себе и приобретает статус "белой
вороны", либо с самых первых дней старается стать "своим в доску", либо
может просто скромно держать нейтралитет, что, как правило, сложнее
всего. И в той, и в другой, и в третьей ситуации вмешательство классного
руководителя необходимо.
В любом случае новому человеку сложно адаптироваться в
незнакомом коллективе, даже если он избрал для себя бравадное поведение в
качестве защитной реакции. Роль классного руководителя в этом случае –
провести беседы: индивидуальную – с новичком и групповую – с классом. В
разговоре с новеньким стоит рассказать о системе работы, о досуговой
деятельности ребят, о порядках школьного процесса и кратко дать
характеристику класса. Заранее следует предупредить, что взаимоотношения
в коллективе не идеальные, поэтому при возникновении каких-либо проблем
всегда можно обратиться к вам за советом. Причем классный руководитель
гарантирует неразглашение такой беседы.
Необходимо нацелить новенького на плодотворную учебу,
дружелюбность и коммуникабельность по отношению к будущим "коллегам" по
учебе, а также сделать акцент на том, что любая ситуация всегда
разрешима!
Классу же стоит представить новичка, сказать о нем несколько
хороших слов, попросить всех его "любить и жаловать". Затем желательно
понаблюдать со стороны, как развиваются взаимоотношения между учениками,
постараться вовремя пресечь "дедовщину".
Есть очень хороший тренинг, который можно провести с ребятами после занятий. Много времени он не занимает.
Все ученики берут стулья и садятся в круг, в т. ч. и вновь
пришедший, который в нескольких словах рассказывает о себе, свою
биографию и историю, как он попал в эту школу. Буквально несколько слов.
Затем по кругу каждый из учеников называет свое имя и говорит ему слова
поддержки. Причем повторяться категорически запрещается. В данной
ситуации необходимо проследить, чтобы каждый говорил максимально
искренне, ирония – недопустима. После этого новичку все пожимают руку,
как бы принимая его в свои ряды. На следующий день новенькому будет
немного легче ориентироваться и привыкать к новым условиям.
Скорее всего, первое время новенький не будет проявлять особой
активности, и стоит дать ему возможность акклиматизироваться перед тем,
как вовлекать в работу на уроках.
Требуется проследить, чтобы новый ученик не стал "белой
вороной", для этого необходимо не только наблюдение за данным объектом,
но и разъяснительная беседа с классом, если есть предпосылки к этому.
Так же стоит помнить, что совместная деятельность способствует сплочению
коллектива, в т. ч. и такая, как совместная уборка класса после уроков.
Новенького желательно расспросить о его интересах, досуговой
деятельности, стремлениях, о "любимых" и "нелюбимых" школьных предметах.
Можно использовать анкетирование всего класса с целью определения
интересов и увлечений каждого ученика. Затем сравнить полученные
результаты с анкетой новичка и выявить учеников, разделяющих увлечения
вновь прибывшего. Таким образом, можно способствовать более близкому
знакомству и дружбе на основе общих интересов отдельных учеников.
Анкета должна включать в себя не более десяти-пятнадцати
вопросов, чтобы отвечать на них было не утомительно. Можно поделить
анкету на две части: одну озаглавить "Свободное время", а другую –
"Учебное время". Для первой части характерны будут такие вопросы, как:
- "Какое у тебя хобби?"
- "Какие книги ты читаешь кроме обязательной литературы?"
- "Какие смотришь фильмы? Перечисли названия".
- "Интересуешься ли ты музыкой?" и т. п.
А во второй части – вопросы такого плана:
- "Какой предмет по школьной программе тебе наиболее интересен?"
- "Что ты предпочитаешь делать на переменах?"
- "Тебе больше нравятся гуманитарные или технические науки?" и т. п.
Также на основе результатов анкетирования можно сопоставить
интересы новичка и остальных учеников и организовать мероприятие.
Например, это может быть поход в кино или музей. Желательно, чтобы
новенький ориентировался в выбранной теме мероприятия (например, если он
увлекается живописью, можно сводить весь класс в Пушкинский музей).
Чувствуя себя "в своей стихии" новый ученик может рассказать остальным
что-нибудь интересное о той или иной картине или скульптуре (сам или по
просьбе классного руководителя). Таким образом, этим ребенком
заинтересуется если и не весь класс, то хотя бы отдельная группа ребят.
Беседа с родителями новичка отнюдь не помешает, даже если его
внедрение в коллектив проходит вполне успешно. Родители должны
рассказать, как учился ребенок в предыдущей школе, были ли у него
проблемы в общении со сверстниками, какие у него интересы и т. п.
По статистике статус "новичка" держится примерно от 2–3 недель
до полугода, тут многое зависит от адаптационных качеств человека.
Бывает, что сам ученик не желает сближаться с коллективом и держится
особняком. В этом случае ему, возможно, необходима консультация
психолога, чтобы выявить причину такого поведения, в основе которого
могут быть разнообразные комплексы и страхи. Психолог может провести
тестирование ребенка с использованием разнообразных рисуночных методик:
"Дом, дерево, человек", "Несуществующее животное", "Триптих", "Моя
семья" и др.
Получается, что один человек легко привыкает к новым условиям, а
другой – нет. Существует мнение, что чем меньше ребенок, тем легче ему
адаптироваться. Хотя это бывает не совсем так. Всегда и везде,
практически в любом классе обязательно найдется свой "вышибала",
которому может не прийтись по душе "новый член общества". В таком случае
следует особо побеседовать с лидерами класса, попросить взглянуть на
себя глазами новичка, дать им задание ввести его в курс дела и
"подтянуть" по школьной программе. Как правило, младшие школьники
способны быстро сменить гнев на милость и взять вновь прибывшего под
свою "опеку".
Активное привлечение к сотрудничеству всего класса, родителей
ученика и психолога смогут ускорить адаптацию новичка в классе и
способствовать раскрытию его способностей и потенциала. |