От развития логического мышления, воображения,
коммуникативных навыков учащихся зависит их дальнейшая учеба, общение со
сверстниками и многое другое. Предложенные упражнения помогут классному руководителю организовать интересные для детей занятия.
Для выполнения некоторых упражнений потребуется предварительная
подготовка, изготовление необходимых карточек. Если занятия проводятся
регулярно, то дети могут работать в тетрадях, что позволит
контролировать развитие ребенка.
Предлагаемые упражнения могут быть использованы как в работе со
всем классом, группой детей, так и на индивидуальных занятиях и при
консультировании. Задания рассчитаны на учащихся начальных классов.
Каждому упражнению можно посвятить целое занятие или часть его.
Упражнение 1. Царство клякс
Задачи:
-
Развивать внимание, воображение и творческие способности.
-
Учить детей высказывать и отстаивать свою точку зрения.
-
Учить передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать герою.
Используемый материал: Фломастеры, карандаши, карточки с заготовками (рисунок).
Задание:
"Сегодня нам с вами предстоит отправиться в Царство клякс. В
этом царстве живут заколдованные кляксы, они ползают, прыгают, бегают,
летают, радуются и грустят. Посмотрите, кто спрятался в этих кляксах?
Лист можно переворачивать во все стороны, чтобы лучше увидеть
заколдованных зверюшек, человечков, предметы, машины – все, все, все.
Дорисуйте и раскрасьте кляксу так, чтобы мы смогли узнать, кого там
заколдовали. А потом придумайте про них историю".
Упражнение 2. Путешествие по волшебному городу
Задачи:
-
Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, воображение и творческие способности.
-
Учить детей высказывать и отстаивать свою точку зрения.
-
Учить передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать герою.
Используемый материал: листы в клетку, карандаши.
Задание:
Сегодня мы с вами будем путешествовать по волшебному городу. И
этот город будем рисовать все вместе. В этом городе живут хорошие,
добрые люди. Но почему-то их кто-то невзлюбил.Кто это мог быть? Почему?
И поэтому пришлось им построить вокруг города стену. Зачем?
Стена должна быть ровной и крепкой. Ваши ошибки – это лазейки для врагов.
Однако эта стена оказалась очень маленькой, и враги свободно преодолевали ее. Тогда жители города построили вторую стену.
Жили в этом городе люди как и мы в разных домах – маленьких деревянных и больших многоэтажках.
А чтобы домики были похожи на домики, дорисуем им крыши, окошки и т. д.
Было в этом городе много машин, но все они были одинаковые. Пририсуем им колеса и рули.
А различные грузы перевозили на больших машинах. Что можно перевозить на грузовых машинах?
Чтобы не было аварий, в городе поставили светофоры.
Около каждого светофора был пешеходный переход.
Однажды в городе произошло печальное событие – сломались все светофоры: постоянно горел только красный свет. Что делать?
На помощь пришел робот.
(Изобразив половину робота, попросить нарисовать вторую
половину по образцу в зеркальном отражении, при необходимости
поворачивая лист.)
Дорисуйте роботу все необходимое, придумайте про него сказку, а
также волшебные слова, которые нужно сказать роботу, чтобы он
отремонтировал светофоры.
Упражнение 3. Удивительный квадрат
Задачи:
Развивать внимание, логическое мышление.
Используемый материал: форма для заполнения, желательно на отдельном листе, разноцветные геометрические фигуры.
(До начала выполнения задания объясняется, что такое ряды, что такое столбцы на рисунке.)
1. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по форме.
2. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы в рядах лежали фигурки, одинаковые по цвету.
3. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые по форме.
4. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы в столбцах лежали фигурки, одинаковые по цвету.
5. Не двигая фигурки, сделайте так, чтобы фигурки, одинаковые по цвету, оказались снова в рядах (перевернуть листок с фигурками на 90º).
6. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок, одинаковых по цвету.
7. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок, одинаковых по форме.
8. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было фигурок, одинаковых ни по цвету, ни по форме.
9. Разложите фигурки по клеточкам так, чтобы ни в рядах, ни в
столбцах не было фигурок, одинаковых ни по цвету, ни по форме, если одна
или две фигурки уже стоят на своих местах. Упражнение 4. Хорошо ли мы знаем друг друга?
Задачи:
-
Развивать социальную наблюдательность и умения: замечать в
человеке наиболее характерные для него качества, давать объективную
характеристику человека, присоединения и чувствования.
-
Исследовать ведущие тенденции в классе.
-
Учить детей представлять и отстаивать свою точку зрения.
-
Способствовать единению класса.
Задание:
1. Каждому необходимо написать достаточно подробные
характеристики двух одноклассников (мальчика и девочки) и себя.
Характеристика может содержать описание черт характера, проявлений
поведенческих реакций без рассказа о внешних признаках человека – росте,
цвете глаз, волос и т. п. Каждая характеристика пишется на отдельном
листе бумаги, указывается, чья это характеристика и кто ее писал.
2. Далее зачитываются характеристики в случайном порядке, а дети отгадывают, кто бы это мог быть, и записывают их фамилии.
3. После этого списки сверяются. Тому, кто правильно отгадал,
к кому относятся более 80% характеристик (показатель можно изменять на
усмотрение психолога), присваивается звание "Юный психолог”.
Обсуждение. Все вместе обсуждают
трудности составления характеристик и отгадывания их. Можно провести
беседу о чертах характера и их проявлениях, спросить, что нового узнали
ребята о себе и других. Обсуждение можно завершить игрой "Узнай по
голосу, по прикосновению”.
Упражнение 5. Мой характер
Задачи:
-
Развивать способности самоанализа, самосознания у детей.
-
Определять личностные проблемы ребенка и находить возможные пути их преодоления.
-
Исследовать уровень развития рефлексии.
-
Учить детей высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Используемый материал: карточка для заполнения либо рисунок на доске.
Обсуждение. Все люди разные, и
отличаются они, прежде всего, своими характерами. Какие черты характера
вы знаете? Какие черты характера можно назвать положительными, а какие
отрицательными? Может ли одно и то же качество характера быть как
положительным, так и отрицательным? Приведите примеры. Какие качества
характера помогают нам в жизни, а какие мешают? В каких ситуациях одно и
то же качество может помочь нам, а в других ситуациях помешать? Можем
ли мы назвать качества характера, которые мешают нам в жизни,
отрицательными или нет и почему?
Задание:
1. Перед вами круг, символизирующий ваш характер. Разделите
круг на сектора в соответствии с мерой проявления каждой из черт вашего
характера.
2. Свободное пространство обозначьте как х – неизвестное, что пока в себе еще непонятно.
(Процесс заполнения можно продемонстрировать на примере
известного литературного героя, определяя присущие ему черты характера и
их долю вместе с детьми на доске.)
Например, это может выглядеть так:
3. Подумайте, хотелось бы что-либо изменить в себе? В
соответствии с этим переделайте схему: нужно заштриховать ненужное или
мешающее и прибавить недостающее. Например:
4. Как такие изменения могут отразиться в реальных ситуациях: на уроке, в общении с друзьями и т. д.? (Проигрывание ситуаций из разных позиций: такой, какой я сейчас; такой, каким я хочу быть.)
Общее обсуждение. На данном этапе
требуется обязательное согласие ученика на обсуждение его результатов
всем классом. Нужно ли, по мнению класса, что-то изменить в характере
конкретного ученика. Каждый ученик может высказать свое
мнение о соответствии заполнения формы характеру данного ученика. Кроме
этого, что более ценно, ученики могут высказать свои рекомендации по
коррекции характера данного ученика, чтобы классу было комфортнее с этим
человеком, а ученик был более успешен как в учебе, так и в общении.
Упражнение 6. Экспресс-газета класса
Задачи:
- Развивать умение работать в группе на общую цель коллектива, исследовать ведущие тенденции в классе.
- Развивать способности самоанализа, самосознания у детей, исследовать уровень развития рефлексии.
- Учить детей высказывать, представлять и отстаивать свою точку зрения.
- Способствовать единению класса.
Используемый материал: чистые листы, фломастеры, карандаши.
Задание:
Создайте совместными усилиями газету вашего класса.
Ее название необходимо придумать всем классом.
Для выполнения задания формируются группы по 2–3 чел. (возможен
вариант самостоятельной работы без группы), каждая группа выбирает 1–2
рубрики и создает свой проект.
Рубрики на выбор:
- Новости класса, школы
- Литературный уголок
- Поздравление
- Герой класса
- Страшилка класса
- Позор класса
- Просто финиш!
- Мой кумир
- Развлечения
- Учитель года
- Урок про урок
- О здоровье
- Фотовыставка
- Рисунки и карикатуры
- Объяснение в любви
- Детская страничка
- Криминальная хроника
- Слухи
- Своя рубрика
По мере завершения работы все готовые материалы объединяются в одном месте (на доске, на ватмане и т. д.). Класс обсуждает и анализирует материалы:какие
рубрики выбираются; насколько правдиво описываются реальные события; в
целом больше положительного или негативного пишется о классе и т. д. Те
рубрики, которые не понравились всему классу или необъективно обидели
кого-то, необходимо из общей газеты изъять.
Данное упражнение можно проводить с коррекционной целью. В этом
случае желательно жестко ограничить количество рубрик и давать им
соответствующие коррекционным целям названия. |