Суббота, 27.04.2024, 05:14                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ [32]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [18]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [93]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [22]
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ [27]
РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ [50]
ШКОЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ [11]
ВАШ НЕПОНЯТНЫЙ РЕБЕНОК. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОПИСИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [22]
РУКОВОДСТВО ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА ДЛЯ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ [42]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ » РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ

Психологическая поддержка учащихся при переходе в среднюю школу

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5­м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными", чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4–5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).

Основные задачиработы психолога на этапе перехода обучающихся из начального в среднее звено школы:

  • формирование психолого-педагогической готовности школьников к успешной адаптации и дальнейшему развитию в средней школе;
  • создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации (помощь классному руководителю в формировании классного коллектива и установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, совместно с педагогами выработка единой системы последовательных требований к учащимся);
  • адаптация учебных программ, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным и возрастным особенностям пятиклассников.

Данные задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности психолога, педагогов, администрации школы и родителей. Поэтому еще одна задача психологической службы школы – наладить такое сотрудничество.

Для нахождения возможных средств решения проблемы "переходного периода" необходимо определить, какие психологические новообразования младшего школьника – будущего пятиклассника обеспечат успешную адаптацию в среднем звене.

Для грамотного планирования профилактической работы психологу необходимо опираться на сильные стороны ученика, представляемые в таких основных психологических новообразованиях, как:

  • произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование;
  • осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии.

Центральное и важнейшее новообразование – это так называемое "чувство взрослости" школьника как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в сфере самосознания. Проявляется это новообразование в новой личностной позиции:

  • в учебной деятельности. Предпосылкой успешной адаптации к обучению в средней школе является решение главной задачи учения школьника – стать субъектом собственной учебной деятельности. Для этого необходимо понять смысл учения для себя, научиться осуществлять волевые учебные усилия, регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием и др. Собственно познавательный учебный мотив становится ведущим;
  • по отношению к школе и педагогам. Новое отношение к школе – это, прежде всего, ответственная осознанная позиция субъекта внутришкольных отношений. Другое отношение к педагогам заключается в переходе от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка отношений к отношениям межличностным;
  • по отношению к сверстникам. Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.

Формированию этих позиций учащихся способствует психологическая работа по развитию навыков общения, повышению уровня социальной зрелости и специально организованных тренингах.

В целом готовность ребенка к переходу к обучению в средней школе можно представить в психолого-педагогическом статусе пятиклассника (таблица).

Психолого-педагогический статус пятиклассника

Психологические параметры школьного статуса ребенка

Психолого­педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик

Познавательная сфера

Произвольность психических процессов

  • Принятие целей, заданных учителем.
  • Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем.
  • Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации.
  • Поддержание концентрации внимания на учебной задаче

Уровень развития мышления

  • Владение приемами установления причинно­следственных отношений меж­ду изучаемыми учебными и житейскими понятиями

Сформированность важнейших учебных действий

  • Ориентация на всю систему требований задачи.
  • Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др.
  • Систематизация знаний, перенос учебных навыков

Уровень развития речи

  • Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращений к школьнику.
  • Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств).
  • Грамотность и богатый словарный запас устной речи

Уровень развития тонкой моторики

  • Понятность письма.
  • Аккуратность оформления письменных работ.
  • Способность к различным видам ручного труда

Умственная работоспособность и темп умственной деятельности

  • Сохранение умственной активности и работоспособности в течение всего урока.
  • Адаптация к учебной нагрузке.
  • Способность работать в едином темпе со всем классом

Коммуникативная сфера

Взаимодействие с педагогами

  • Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю.
  • Способность к установлению межличностных отношений с педагогом

Соблюдение социальных и этических норм

  • Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения

Активность и автономность поведения

  • Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности

Мотивационно­личностная сфера

Наличие и характер учебной мотивации

  • Ориентация на освоение способов получения знания.
  • Проявление интереса к закономерностям, принципам.
  • Предпочтение трудных заданий.
  • Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний

Устойчивое эмоциональное состояние в школе

Отсутствие выраженных противоречий между:

  • требованиями школы (педагога) и родителей;
  • требованиями взрослых и возможностями ребенка

Система отношений школьника к миру и самому себе

Отношения со сверстниками

  • Эмоционально­положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками.
  • Ориентация на мнение товарищей

Отношения с педагогами

  • Эмоционально­положительное восприятие ребенком своих отношений с педагогами и воспитателями

Отношение к значимой деятельности

  • Эмоционально­положительное восприятие школы и учения.
  • Понимание смысла учения "для себя"

Отношение к себе

  • Устойчивая положительная самооценка

При изменяющихся условиях обучения предъявляются более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, степени освоения ими определенных учебных знаний и действий, уровню развития произвольности, саморегуляции и т. п. Однако этот уровень развития учащихся далеко не одинаков. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны ("не огорчались и не переживали", "радовались", "чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала"), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, "разочарование" в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Вот почему так важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.

Первой причиной трудностей могут стать недостатки учебной подготовки. У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания – с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово. Проблема заключается в том, что такие пробелы не всегда легко определить. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно добиться, чтобы он досконально понял мельчайшие детали выполнения трудного задания. Можно попросить школьника выполнить одно­два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

Второй возможной причиной сложностей, возникающих у школьников
в процессе обучения в среднем звене, может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание заставить себя постоянно заниматься.

Хотя пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

Для них характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к изучению того или иного учебного предмета, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему.

Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Необходимо, чтобы учебные занятия вызывали у пятиклассников положительные эмоциональные переживания.

В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе и течение психических процессов.

В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкая или, напротив, защитно-высокая самооценка, прямая или оборонительная агрессивность, чувство беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.

В целом, можно выделить следующие психологические факторы, обуславливающие недостаточную эффективность процесса обучения в средней школе:

  • в интеллектуальной сфере отмечается недостаточное развитие самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы;
  • у многих учащихся недостаточно развиты познавательные интересы;
  • не развита познавательная потребность как потребность в приобретении новых знаний;
  • многие учащиеся не обладают достаточно развитыми качествами, необходимыми для успешного осуществления учебной деятельности: умением владеть собой, ответственностью, организованностью, трудолюбием;
  • у значительной части пятиклассников не развита способность к самовоспитанию, не сформированы умение планировать свою деятельность и мотивация учения.

Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий: понимании администрацией школы необходимости серьезной работы по организации преемственности, методического сотрудничества между педагогами начального и среднего звена.

Особенно важным является организационно-управленческий аспект деятельности психолога по решению данной проблемы.

Специалист не добьется успеха, если будет работать автономно. Лучше, если он окажется в команде, прилагающей те или иные усилия по решению проблемы. В ряде ОУ складывается опыт работы специалистов в составе творческих групп с разной тематикой, в т. ч. и по сопровождению адаптации, по работе с детьми группы риска и т. п. Руководство этими группами, как правило, возлагается на заместителя директора школы. На основе плана работы группы психолог конкретизирует свой индивидуальный план.

Основным координирующим органом, как правило, выступает консилиум. Возглавляет консилиум директор, непосредственное руководство возлагается на заместителя директора. К достоинствам этого органа следует отнести то, что он служит неплохой формой объединения усилий психолога со всем педагогическим составом, задействованным в решении проблемы. Например, консилиум по адаптации к 5­му классу предполагает взаимодействие педагогов начальной и средней школы, психологов, социальных педагогов, медицинских работников.

Психологическая помощь учащимся на этапе перехода из начального звена в среднее осуществляется на двух основных этапах.

Первый – работа с учащимися 4-х классов. Цель:выявление и профилактика вероятных факторов дезадаптации в среднем звене.

Второй– сопровождение учащихся 5-х классов. Цель:психологическое обеспечение успешности адаптации к среднему звену.

Основные направления работы психолога по сопровождению готовности и адаптации детей к новой школьной жизни представим следующим образом.

Доадаптационный период 4-й класс:

  • участие в рабочей группе по обеспечению системы адаптации в ОУ;
  • просвещение родителей по проблеме готовности обучения в среднем звене. Проведение родительских собраний, разработка памяток;
  • диагностика готовности к обучению на следующей ступени;
  • групповое консультирование педагогов и родителей по итогам диагностики;
  • консультирование индивидуальных случаев дезадаптации;
  • коррекционно-развивающая работа по проблеме готовности;
  • участие в психолого­медико-педагогическом консилиуме (далее – ПМПК) по проблеме готовности к обучению в среднем звене.

Адаптационный период– 5-й класс:

  • участие в рабочей группе по обеспечению системы адаптации в ОУ;
  • диагностика адаптации к обучению в среднем звене;
  • групповые консультации родителей и педагогов;
  • совместное проведение с педагогами адаптационных классных часов для пятиклассников;
  • участие психолога в проектировании учебных и воспитательных занятий;
  • консультирование индивидуальных случаев дезадаптации;
  • участие в ПМПК по проблеме адаптации к обучению в среднем звене;
  • реализация программ сопровождения адаптации;
  • оценка эффективности адаптации.

Оценка эффективности сопровождения носит системный характер и осуществляется на разных уровнях:

  • индивидуальном (определяется динамика индивидуального развития);
  • групповом (на уровне класса, параллели).

Помимо этого могут использоваться данные эффективности отдельных коррекционных программ, в т. ч. субъективные оценки детей и оценки экспертов. Как пример анализа результатов адаптации можно предложить схемы экспертной оценки адаптированности детей к школе, которые заполняют педагоги (приложение 1) и родители (приложение 2) в конце первой четверти.

Каждая схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе.

Схема для учителей включает в себя 4 критерия адаптированности и 7 характеристик (шкал) для их оценки.

В качестве критериев выбраны:

  • эффективность учебной деятельности;
  • усвоение школьных норм поведения;
  • успешность социальных контактов;
  • эмоциональное благополучие.

Схема для родителей включает в себя 6 характеристик (шкал):

успешность выполнения школьных заданий;

  • степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий;
  • самостоятельность ребенка при выполнении заданий;
  • настроение, с которым ребенок идет в школу;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • общая оценка адаптированности.

Схемы можно заполнять как один раз, так и в течение определенного времени:

  • при одноразовом применении схем педагогов и родителей просят выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент (каждое утверждение имеет свой балл).

На основании суммы полученных баллов по каждой схеме можно оценить адаптированность ребенка к школе;

  • при многоразовом применении схем педагоги и родители в каждый день наблюдения в регистрационном бланке (приложение 3) отмечают номера утверждений, соответствующих наиболее часто встречающимся формам поведения и учебной деятельности. На основании этих данных получают суммарный показатель адаптированности ребенка, а также составляют график динамики процесса адаптации за определенный период.

Приложение 1

СХЕМА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
социально­психологической адаптации детей к школе
(для педагогов)

Инструкция. Уважаемые педагоги! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние учащегося.

Ф. И. О. учащегося _________________________ Класс _____________________

Показатели

Оценка показателя в баллах

Критерий 1. Эффективность учебной деятельности

Шкала 1. Учебная активность

Учебная активность отсутствует (ребенок не включается в учебный процесс)

0

Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски

1

Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса

2

Редко поднимает руку, но отвечает правильно

3

На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются

4

Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно

5

Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость)

Плохое усвоение программного материала по всем предметам – грубые ошибки, большое их количество (низкая успеваемость по всем предметам, средний балл ниже 3,3)

0

Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений, зачеркиваний (непостоянство оценок, средний балл 3,5 и ниже)

1

Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок (средний балл по этому предмету 3,5 и ниже)

2

Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой (средний балл 3,9–3,6)

3

Небольшие помарки, единичные ошибки (средний балл 4,5–4)

4

Правильное безошибочное выполнение школьных заданий (средний балл 5–4,6)

5

Критерий 2. Усвоение школьных норм поведения

Шкала 3. Поведение на уроке

Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами

0

Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает

1

Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах

2

Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами

3

Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока

4

Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя

5

Шкала 4. Поведение на перемене

Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой)

0

Пассивный, движения скованные, избегает других детей

1

Не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой

2

Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс)

3

Активность выражена в малой степени – предпочитает занятия в классе с кем­нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры

4

Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх

5

Критерий 3. Успешность социальных контактов

Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками

Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят)

0

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему)

1

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт

2

Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами

3

Малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

4

Общительный, легко контактирует с детьми

5

Шкала 6. Отношение к учителю

Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании

0

Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается

1

Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным

2

Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам

3

Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью

4

Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним

5

Критерий 4. Эмоциональное благополучие

Шкала 7. Эмоции

Преобладание депрессивного настроения. Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляются в отношениях с детьми (может ударить, что­то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем

0

Отдельные депрессивные проявления, плач без всяких на то причин. Агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос

1

Отрицательные эмоции:

  • тревожность, огорчение, иногда страх;
  • обидчивость, вспыльчивость, раздражительность

2

Эпизодически проявление сниженного настроения

3

Спокойное эмоциональное состояние

4

Хорошее настроение, часто улыбается, смеется

5

Спасибо!

Обработка результатов

Суммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально-психологической адаптации детей:

  • нормальная адаптация – 22–35 баллов;
  • неполная адаптация – 15–21 балл;
  • дезадаптация – 0–14 баллов.

Приложение 2

СХЕМА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
социально-психологической адаптации детей к школе
(для родителей)

Инструкция.Уважаемые родители! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние вашего ребенка.

Ф. И. О. учащегося _________________________ Класс _____________________

Показатели

Оценка показателя в баллах

Шкала 1. Успешность выполнения школьных заданий

Плохое усвоение программного материала по всем предметам

1

Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий

2

Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой

3

Небольшие помарки, единичные ошибки

4

Правильное безошибочное выполнение школьных заданий

5

Шкала 2. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий

Ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию

1

Выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения

2

Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения

3

Выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений

4

Ребенок работает легко, свободно, без напряжения

5

Шкала 3. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий

Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого

1

Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого

2

Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам

3

Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого

4

Ребенок сам справляется со школьными заданиями

5

Шкала 4. Настроение, с которым ребенок идет в школу

Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости)

1

Случаются проявления отрицательных эмоций:

  • тревожность, огорчение, иногда страх;
  • обидчивость, вспыльчивость, раздражительность

2

Иногда бывают проявления сниженного настроения

3

Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения

4

Ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу

5

Шкала 5. Взаимоотношение с одноклассниками

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один. Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется

1

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт

2

Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами

3

Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

4

Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых

5

Шкала 6. Общая оценка адаптированности ребенка

Низкий уровень адаптированности

1

Уровень адаптированности ниже среднего

2

Средний уровень адаптированности ребенка

3

Уровень адаптированности выше среднего

4

Высокий уровень адаптированности

5

Спасибо!

Обработка результатов

Суммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально­психологической адаптации детей:

  • нормальная адаптация – 19–30 баллов;
  • неполная адаптация – 13–18 баллов;
  • дезадаптация – 0–12 баллов.

Приложение 3

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК НАБЛЮДЕНИЙ
социально-психологической адаптации детей к школе

Инструкция. В течение адаптационного периода (сентябрь – ноябрь) педагог проводит 3 замера по классу. Первый замер рекомендуется сделать в начале адаптационного периода (2­я или 3­я неделя сентября).

Балльные оценки согласно схеме выставляются по каждой шкале на основе наблюдений педагога (например, на одном из уроков, на перемене).

Аналогично заполняется регистрационный бланк наблюдения во 2­м (в конце октября) и 3­м замерах (последняя неделя ноября).

Объективность результатов замеров повышается, если наблюдение и замеры в динамике проводят несколько педагогов, работающих в классе.

Класс ____________ дата замера ______________

Ф. И.
учащегося

Критерии

1. Эффективность учебной деятельности

2. Усвоение школьных норм поведения

3. Успешность социальных контактов

4. Эмоциональное благополучие

Общий балл

Шкалы

Учебная активность

Усвоение знаний

Поведение на уроке

Поведение на перемене

Взаимоотношение с одноклассниками

Отношение к учителю

Эмоции



















Обработка результатов

Показатели адаптации/дезадаптации сравниваются в динамике (таблица).

Динамика социально­психологической адаптации детей к школе

Ф. И. учащегося

Показатели адаптации (в баллах)

1­й замер

дата ____

2­й замер

дата ____

3­й замер

дата ____

Общий вывод по адаптации (полная, неполная, дезадаптация)






В соответствующие графы заносится общий балл по каждому замеру.

Выделяются индивидуальные проблемы школьников, затрудняющие адаптацию в целом. Например, у ученика выявлены низкие показатели по шкалам "учебная активность" и "отношение к учителю" в первом замере, следовательно, они рассматриваются как основные причины, затрудняющие адаптацию.

В обобщенном виде, как анализ условий успешной адаптации, результаты замеров могут быть представлены на педагогическом совете, ПМПК школы, посвященным проблемам адаптации.

Категория: РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ | Добавил: admin (17.06.2012)
Просмотров: 17881 | Теги: работа школьного психолога с ученик, школьный психолог, система работы школьного психолога, детский психолог, советы школьного психолога | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru