Подростковый возраст представляет собой сложный этап бурных перемен
во всех сферах жизни ребенка. В силу различных биологических и
психологических особенностей все мы переживали и переживаем этот период
по-разному: для кого-то он проходит относительно спокойно, другие
ощущают, что "почва уходит из-под ног".
Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система
взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его
психического развития. Эта система отражается в социальной ситуации
развития. В отрочестве она представляет собой переход от зависимого
детства к самостоятельной и ответственной взрослости, между которыми
подросток занимает промежуточное положение. Своеобразие социальной
ситуации его развития состоит в том, что он включается в новую систему
отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое
место, выполняя новые функции.
Для того чтобы процесс приема и передачи информации перешел
в процесс общения, необходимо доверие, которое также осуществляет и
функцию связи между взаимодействующими индивидами, превращая общение в
ведущее условие развития детской личности.
Центральным моментом жизни подростков становится общение с
ровесниками. Любой подросток стремится занять удовлетворяющее его место в
коллективе сверстников, хотя и не всегда может это сделать. Причем для
него важен не просто процесс обмена информацией, а именно
интимно-личностное общение. Для того чтобы процесс приема и передачи
информации перешел в процесс общения, необходимо доверие, которое также
осуществляет и функцию связи между взаимодействующими индивидами,
превращая общение в ведущее условие развития детской личности. Однако
для многих современных подростков остро стоит проблема недоверия. Причем
это недоверие может быть всеобъемлющим: подростки не доверяют ни себе,
ни родителям, ни учителям, ни ровесникам. Таким образом, центральный
момент жизни подростка ставится под сомнение.
Изучение доверия в отечественной психологии
В отечественной психологии доверие впервые стало предметом
самостоятельного социально-психологического анализа в теории Т.П.
Скрипкиной. По ее мнению, психологическая сущность доверия позволяет
полнее осмыслить способы связи индивида с миром, закономерности освоения
того культурного пространства, внутри которого он только и может
обрести свою родовую человеческую сущность и в то же время оставаться
самостоятельным истинным "субъектом жизни" (С.Л. Рубинштейн), а не
субъектом "отчужденной активности" (Э. Фромм). Его сущность представлена
в соотношении меры доверия к миру и к себе. Основными условиями
возникновения доверия являются актуальная значимость объекта доверия и
оценка его как безопасного. В работах Т.П. Скрипкиной феномен недоверия
отдельно выделен не был.
Доверие – форма веры, представляющая в социально-психологическом плане самостоятельный вид установки-отношения к миру и к себе
Недоверие включает следующие основные элементы:
- осознание рисков;
- чувство опасности, страха в сочетании
с негативными эмоциональными оценками партнера и возможных результатов взаимодействия; - настороженность и напряженность;
- готовность прекратить контакт, ответить на агрессию или проявить опережающую враждебность – нанести "превентивный удар".
А.Б. Купрейченко рассматривает явления доверия и недоверия. По ее
мнению, доверие как психологическое отношение предполагает интерес и
уважение к объекту или партнеру, представления о потребностях, которые
могут быть удовлетворены в результате взаимодействия с ним, эмоции от
предвкушения их удовлетворения в результате взаимодействия с ним,
позитивные эмоциональные оценки партнера, расслабленность и безусловную
готовность проявлять по отношению к нему добрую волю, а также совершать
определенные действия, способствующие успешному взаимодействию.
Исследования зарубежных психологов феномена недоверия
В зарубежной психологии доверие является объектом активного
внимания ученых, работающих в разных направлениях. При этом
рассматриваются три аспекта доверия: доверие к миру, доверие к себе и
доверие к другим.
В рамках интеракционизма, бихевиоризма, гуманистической психологии и
гештальтпсихологии исследуется феномен доверия. И лишь в
психоаналитическом направлении выделяется отдельно феномен недоверия.
Недоверие наряду с доверием описал Э. Эриксон. Согласно его
концепции в первый год жизни у ребенка складываются или базовое доверие,
или недоверие к миру, которые являются установкой личности, связанной
со становлением идентичности. По мнению Э. Эриксона, доверие формируется
в том случае, если мать удовлетворяет потребности ребенка и последний
чувствует комфорт от их удовлетворения, например, если ребенок голоден,
мать кормит его по первому требованию.
Первым индикатором установки на доверие к миру служит готовность малыша спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.
Для появления установки на доверие необходимо "установить
равновесие между потребностью ребенка получать и потребностью матери
давать… Мать должна обращаться с ребенком на безошибочном языке
внутренней связи…, таким образом, возникает первое "я”, называемое
чувством базового доверия – это первая и основная ценность, которая,
по-видимому, подразумевает, что внутри и извне должен находиться опыт,
взаимосвязанный с добротой". Этот опыт позволяет ребенку сформировать
уверенность в том, что он не один. Даже если матери нет рядом, он
чувствует себя в безопасности, т. к. она "стала для него внутренней
уверенностью и внешней предсказуемостью".
Ребенок должен чувствовать, за какое поведение его хвалят, а
за какое наказывают, и верить в то, что в реакции родителей на его
поведение есть определенный смысл. Только в этом случае он сможет
предсказать поведение родителей, что послужит основой уверенности в
безопасности, стабильности и предсказуемости мира.
Среди причин, определяющих формирование базового доверия, Э.
Эриксон также отмечает умение родителей "управлять запрещением и
разрешением", и "репрезентировать ребенку глубину определенного
внутреннего убеждения, что есть смысл в том, что они делают". Ребенок
должен чувствовать, за какое поведение его хвалят, а за какое
наказывают, и верить в то, что в реакции родителей на его поведение есть
определенный смысл. Только в этом случае он сможет предсказать
поведение родителей, что послужит основой уверенности в безопасности,
стабильности и предсказуемости мира. В случае, если младенец не получает
отклика в ответ на свои потребности, у него развивается базовое
недоверие к миру, которое, по мнению Э. Эриксона, в детстве
сопровождается тотальной злостью, фантазиями разрушения и вандализма, а
во взрослой жизни проявляется в отчуждении, неумении ладить с собой и
другими. Если ребенок в младенчестве видит мир противоречивым,
причиняющим боль, он навсегда решает, что жизнь опасна, непредсказуема и
не заслуживает доверия.
Если ребенок в младенчестве видит мир противоречивым,
причиняющим боль, он навсегда решает, что жизнь опасна, непредсказуема и
не заслуживает доверия.
Таким образом, недоверие человека к себе, основанное на противоречии
сознания и бессознательного, мыслей и чувств закладывается в детском
опыте, когда ребенок получает любовь родителей лишь при условии усвоения
определенных форм поведения. Постепенно это приводит к игнорированию
собственных переживаний, а также к различным рассогласованиям в личности
ребенка. Таких рассогласований может быть целое множество. Типичным
примером является рассогласование социальной роли подростка и его
внешнего облика. Например, когда отличник, которого все привыкли видеть
тихим и спокойным, вдруг неожиданно становится представителем какой-либо
агрессивной субкультуры.
В подростковом возрасте могут актуализироваться все те трудности,
которые были у ребенка на предыдущих этапах развития. Среди них вероятно
и появление проблем, связанных с недоверием. А, как известно, доверие
играет важнейшую роль в общении подростков: без первого второе теряет
всякий смысл.
Для нормального развития личности подростка важна адекватная
самооценка, которая формируется в процессе его контактов с другими
людьми. Но это общение не всегда складывается должным образом, причем
причина часто кроется в самом подростке. Он может слишком сильно
переживать о своей внешности, характере или некомпетентности в чем-либо.
При этом ему кажется, что партнер по общению обязательно думает об этих
его "трудностях". Можно предположить, что такого рода "трудности"
возникают у подростков в том случае, если онине доверяют тем, с кем
общаются. Ведь доверие всегда предполагает ценностное отношение к
личности другого. Доверяя другому, человек рассчитывает, что тот не
поступит ему во вред.
Работа психолога с подростком с проблемой недоверия
Итак, в случае если у ребенка преобладает сформированное с раннего
детства недоверие, общение со сверстниками не может выполнять значимой
для подросткового возраста функции. У него начинаются психологические
проблемы с одноклассниками, и с этими проблемами ему необходимо
обратиться к школьному психологу.
Рекомендации школьным психологам для работы
с проблемой недоверия в подростковом возрасте
1. Цените решение недоверяющего подростка обратиться к психологу; сам факт того, что он смог пересилить себя, говорит о многом.
2. Следует помнить, что подросток уже не ребенок. Индивидуальная
психологическая работа с ним похожа на работу со взрослым. Большую часть
времени занимает общение, а не игры.
3. Во время работы необходимо создать для ребенка атмосферу доверия, показать ему, что бояться нечего.
4. По возможности избегать прямых вопросов. Сама форма общения "вопрос – ответ" неприемлема.
Чаще всего подростки не хотят идти к педагогу-психологу потому, что:
- боятся вопросов, которые будут задавать;
- боятся, что их неправильно поймут, что кто-то узнает о встрече;
- волнуются о том, какое произведут впечатление.
5. Исходя из психологических особенностей подросткового возраста,
можно сделать вывод, что достаточно эффективно вовлекать подростков с
проблемой недоверия в групповую работу, направления которой могут быть
совершенно разными. Главное, чтобы на подобных занятиях царила
доброжелательная атмосфера.
Установление доверительных отношений между учителем и подростком
Еще одна категория людей, с которыми подросток взаимодействует в
школе, – учителя. Установившиеся доверительные отношения между ними
означают, что:
1) ученик уверен в том, что учитель никогда не будет злоупотреблять его чувствами, и он их может свободно выражать;
2) учитель никогда не станет причинять боль сознательно, намеренно, и подросток, в свою очередь, тоже;
3) подростку дается возможность быть самим собой;
4) стабильность, которая гарантирует, что завтрашнее поведение и учителя, и ученика в сходных обстоятельствах не изменится.
Рекомендации учителям для развития доверительных отношений с учащимися подросткового возраста:
1. Общение должно быть честным и открытым, без искажения информации.
2. Следует чаще говорить подросткам об их способностях, не забывать хвалить, когда они этого заслуживают.
3. Во время проведения занятий обращать внимание на ответную реакцию учеников, прислушиваться к их мнению.
4. Следовать обязательствам и обещаниям, данным ученикам.
5. В ходе общения избегать противоречивых указаний, из которых подростку невозможно понять, как поступить.
Эти рекомендации школьный психолог может дать учителям во время
просветительской работы, предварительно рассказав о важности
доверительных отношений с учениками подросткового возраста.
Доверие – это преданность в отношениях.
Бесспорно, учитель несет детям знания. Но как бы ни был
профессионально он подготовлен, при отсутствии доверия со стороны
учеников эти знания просто не будут эффективно восприниматься и
усваиваться.
Как известно, учитель для подростков не является таким
непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки
предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности
педагога. Они оценивают его, и отношение к нему строят на основе своих
оценочных суждений. А если у подростка изначально есть проблема
недоверия, то все эти аспекты выражены во много раз сильнее.
Взаимоотношения подростка с родителями
Существенное значение для развития подростка имеет то место,
которое он занимает в семье. Если родители учитывают возросшие
возможности ребенка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают
преодолевать трудности в учении, других видах деятельности,
устанавливать конструктивные взаимоотношения с товарищами, сохраняют
контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то тем самым они
создают благоприятные условия для его дальнейшего развития. В противном
случае, когда базовое недоверие было сформировано еще в младенчестве,
подросток не сможет найти поддержки в своей семье, и будет стремиться
искать ее на стороне. В лучшем случае он обратится с этой проблемой к
психологу. А в худшем?
Если во время работы с подростком мы видим, что основная причина
проблемы недоверия кроется во взаимоотношениях подростка с родителями,
не следует сразу обращаться к ним. Так можно подорвать то хрупкое
доверие, которое сформировалось у ребенка по отношению к психологу.
Возможно, со временем удастся прийти к тому, что подросток сам захочет
пригласить родителей к нему, и на этой встрече лучше присутствовать всем
– и родителям, и самому подростку. В противном случае он может
заподозрить, что у родителей и психолога есть какие-то свои тайны, и
проблема недоверия снова обострится.
Подростковый кризис
Отдельно следует указать на подростковый кризис,
связанный с духовным ростом и изменением психологического статуса
субъекта в этом возрасте. Несмотря на то что в этот период происходит
объективное изменение социального положения подростка, наиважнейшим
фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на
внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности
с самим собой, несоответствие прежних представлений о себе нынешнему
образу – основное содержание переживаний подростка в состоянии
психологического кризиса. Неудовлетворенность может быть столь сильной,
что появляются непреодолимые, угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.
При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям , что
усугубляет состояние ребенка.
Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях
негативизма: бессмысленном противодействии другому, в первую очередь
взрослому, немотивированном противостоянии (чаще всего родителям).
Задача близких и психологов здесь однозначна – необходимо включиться в
проблемы подростка и постараться облегчить его жизнь в этот период. И
если подросток все-таки научится доверять окружающим, он сможет гораздо
легче преодолеть возрастной кризис. |