Психологическое обследование может преследовать различные цели, в
значительной степени определяющие как набор используемых методик, так и
характер выводов.
Скрининговое обследование
Цель проведения скринингового обследования – выявление детей группы
риска (например, недостаточно готовых к обучению в школе). Оно
проводится массово, с большими группами воспитанников определенной
категории. В процессе обследования используются высокостандартизованные
методики, позволяющие быстро получить общую оценку тех или иных
психологических особенностей воспитанников.
Результаты обследования не могут считаться окончательными. Низкий
результат служит основой не для окончательных выводов, а лишь для
проведения более углубленной (обычно индивидуальной) психологической
диагностики. Напротив, высокий результат, полученный в скрининговом
обследовании, – достаточное основание для заключения о соответствии
развития ребенка возрастной норме.
Определение подходящего ребенку типа образовательного учреждения
В ряде случаев целью психологического обследования является
определение типа учреждения (детского сада, школы), наиболее
соответствующего психологическим особенностям ребенка. Важнейшим
направлением обследования при этом становится выявление уровня
обучаемости ребенка, определение специфических трудностей в обучении
(дисграфии, дислексии, дискалькулии и т. п.). Опираясь на полученные
данные о нарушенных и сохранных психических функциях ребенка,
педагог-психолог помогает выбрать тип детского сада или школы, где
возможна максимальная компенсация дефекта. В психологическом заключении
указывают также выявленные противопоказания.
Психологическое обследование как этап консультирования родителей
Если обследование проводится в ходе консультирования родителей
ребенка, то важно конкретизировать их запрос. Для этого можно кратко
суммировать высказанные родителями жалобы, завершив свое резюме словами:
"Вряд ли вы рассчитываете на то, что в результате этой консультации все
проблемы сразу исчезнут. Вероятно, вы надеетесь получить какой-то
другой эффект. Попробуйте, пожалуйста, описать, какой именно – хотя бы
приблизительно".
Бывает, что в ответ на такую просьбу клиент начинает повторно
излагать жалобы (нередко добавляя к ним новые). В этом случае приходится
еще раз повторить вопрос, а иногда и предложить возможные варианты
ответа.
3 задачи, для решения которых в процессе консультирования используется диагностика
- Определение (уточнение) психологической проблемы.
- Выявление реакции ребенка на имеющуюся ситуацию.
- Определение тех психологических особенностей ребенка, которые
могут влиять на реализацию рекомендаций, связанных с основной проблемой.
Некоторые виды запроса клиенты формулируют сразу, без
специального вопроса педагога-психолога (получить помощь в решении
бытовых вопросов, определить уровень развития ребенка, научиться лучше
его понимать). Такой запрос редко сопровождается жалобами. Однако в
результате психологического обследования вполне может обнаружиться
какая-либо серьезная психологическая проблема, о существовании которой
клиент не подозревал.
Практика показывает, что чаще всего встречаются следующие виды запроса (по отдельности или в сочетаниях):
- получить рекомендации по общению с ребенком, его воспитанию в семье;
- наметить меры по преодолению поведенческих проблем;
- получить помощь в решении бытовых вопросов (как полезнее всего
провести летние каникулы; отдавать ли ребенка в летний лагерь; с кем из
родителей, находящихся в разводе, ребенку лучше жить и т. п.);
- выяснить прогноз дальнейшего развития ребенка;
- определить уровень развития ребенка, его соответствие или несоответствие возрастной норме;
- научиться лучше понимать своего ребенка.
Психологическое обследование как дополнительное средство медицинской диагностики
Если в обследовании преобладает диагностическая цель, то педагог-психолог:
- концентрируется на определении психиеского состояния
ребенка, выявляя особенности его познавательной деятельности,
мотивационно-волевой сферы, эмоциональных проявлений (тревожность, агрессивность и т. п.);
- определяет уровень интеллектуального развития в соотношении с возрастной нормой;
- выявляет симптомы тех или иных нарушений в психическом развитии
(психического недоразвития, искаженного, дисгармоничного развития,
неврозов, дебюта психических заболеваний и т. п.);
- определяет динамику улучшений в психической деятельности в связи с проводимым лечением или психокоррекцией.
Выявленные особенности
нарушений психической деятельности помогают установить правильный
диагноз, т. к. при различных заболеваниях нарушения имеют свою специфику
(например, особенности мышления существенно различны при олигофрении и
шизофрении).Обнаруженные симптомы нарушений в психическом
развитии позволяют своевременно направить ребенка к соответствующему
специалисту для уточнения или подтверждения диагноза или для
дифференциальной диагностики. Полученные данные служат объективными
показателями влияния терапии или коррекционного обучения.
Выявление направлений коррекции
Нередко целью психологического обследования является выявление
направлений коррекции и психотерапии. Результаты обследования
используются в ходе осуществления корригирующих воздействий. Для
достижения цели педагог-психолог выявляет потенциальные возможности
ребенка, его личностные ресурсы. Он определяет сохранные психологические
структуры, служащие опорой для коррекционной работы и, напротив,
обнаруживает признаки распада или регресса психических функций.
Предварительная беседа с родителями ребенка
Обычно индивидуальному психологическому обследованию ребенка
предшествует беседа с его родителями или воспитателем. Ее можно
проводить либо непосредственно перед обследованием, либо заранее. В
любом случае беседа не должна проходить при ребенке. Назначая встречу,
следует попросить взрослых принести побольше рисунков, которые сделаны
ребенком по собственному желанию.
Если беседа проводится непосредственно перед обследованием, то
ребенку можно дать осмотреться в экспериментальной комнате, поиграть,
порисовать, почитать. Особо активного ребенка иногда рискованно
оставлять одного: он может что-нибудь сломать или повредить. На этот
случай желательно наличие ассистента, который займет ребенка, пока
педагог-психолог беседует с его мамой или воспитателем. Если
присутствуют оба родителя, то можно одного из них пригласить для беседы в
отдельную комнату, а второго попросить последить за ребенком.
Уже во время предварительной беседы начинают вести записи,
которые будут продолжаться в течение всего обследования. В начале
следует указать фамилию и имя ребенка, дату его рождения, дату
обращения, состав семьи, отметить имеющиеся проблемы. В дальнейшем
каждый следующий лист, относящийся к данному обследованию,
желательно подписывать, указывая фамилию и имя ребенка и дату проведения
обследования (поскольку в будущем возможны повторные обращения с тем же
ребенком).
Психотерапевтическая составляющая обследования
Любое психологическое обследование должно иметь
психотерапевтическую составляющую. Так, улучшение в состоянии ребенка
следует использовать для выработки у него дальнейшей оптимистической
установки. В ходе обследования важно показать ребенку и родителям его
способности, потенциальные возможности. Родителям для более адекватной
оценки иногда необходимо наглядно показать также проблемы и трудности их
детей.
Не стоит сразу задавать много формальных вопросов. Лучше сначала
просто выслушать клиента. Полезно записывать детали, выясняющиеся по
ходу рассказа. Иногда имеет смысл дословно приводить использованные
родителем или воспитателем слова и выражения: "Во время занятий витает в
облаках...", "Всегда добьется своего...", "Сколько ни делаешь
замечаний, ничего не помогает..." – подобные высказывания содержат очень
полезную информацию, которая потеряется, если перевести их на более
строгий язык.
Трудности, возникающие в общении с педагогами и родителями, как
правило, противоположны. Педагоги обычно слишком кратко выражают свои
замечания ("Не хочет заниматься" – и все). Родители, напротив, часто
бывают чересчур многословны. В первом случае надо попросить рассказать
подробнее, задавая наводящие вопросы (какой именно материал наиболее
сложен для ребенка; что дается ему лучше и т. п.). Во втором случае
можно мягко указать на то, что пока вас интересует лишь общая картина, а
более подробный разговор предстоит позже – когда вы уже составите
собственное представление о ребенке. Вместе с тем сообщаемая информация,
даже при ее обилии, часто бывает очень неконкретной. Тогда полезно
попросить рассказывающего привести примеры. Допустим, если мама говорит,
что ребенок постоянно устраивает скандалы по ничтожному поводу, то
полезно спросить ее, по какому поводу был устроен последний скандал из
тех, которые она запомнила.
Сбор анамнестических данных лучше отложить на конец беседы. Некоторые
важные данные клиент, скорее всего, изложит сам в ходе свободного
рассказа о проблемах, с которыми он обратился к психологу. Для
дополнения анамнеза придется после окончания рассказа задать
дополнительные вопросы.
Основные задачи предварительной беседы:
- получение общего представления о том, как родитель (воспитатель)
воспринимает ребенка и сложившуюся ситуацию, что именно его беспокоит;
- знакомство с типичными поведенческими проявлениями ребенка и
выяснение того, как обычно реагируют на них окружающие его люди
(взрослые и дети);
- сбор анамнестических данных, сведений о семейной ситуации и ситуации в детском саду.
|