Суббота, 27.04.2024, 02:19                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ [32]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [18]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [93]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [22]
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ [27]
РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ [50]
ШКОЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ [11]
ВАШ НЕПОНЯТНЫЙ РЕБЕНОК. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОПИСИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [22]
РУКОВОДСТВО ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА ДЛЯ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ [42]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ » РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ

Социально-педагогическая поддержка семей группы риска

Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:

  • выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;
  • определение причин семейного неблагополучия;
  • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;
  • помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
  • профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения;
  • работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

В деятельности по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ "Об образовании";
  • письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образовния";
  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
  • Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  • Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008;
  • постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы";
  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.

Основные усилия социального педагога, классного руководителя и других специалистов должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа обычно ведется по трем основным направлениям:

  • непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая психолого-педагогическую поддержку ученика. В условиях общеобразовательной школы общение социального педагога с учащимися носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования;
  • работа с педагогическим коллективом (консультирование педагогов, участие в работе Совета профилактики, работа в составе психолого-медико-педагогической комиссии и т. п.). Основной задачей в работе с педагогами является формирование толерантности по отношению к ребенку (подростку), обучение технологиям конструктивного взаимодействия;
  • работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей, мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Взаимодействие с родителями строится на основе приемов семейного консультирования, которое представляет собой обучение родителей элементам коммуникативной культуры в общении с детьми, способствующее опосредованному влиянию на процесс социализации детей.

В целом решение проблем социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных:

  • на раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
  • определение причин неблагополучия семьи;
  • осуществление информационной помощи семье;
  • реализацию системы профилактики нарушений воспитания в семьях группы риска.

Семьи с признаками социального неблагополучия находятся в образовательном учреждении (далее – ОУ) на индивидуальном сопровождении.

Порядок постановки семьи на индивидуальное социально-педагогическое сопровождение регламентируется локальными актами ОУ.

Основными источниками информации о семье являются:

  • классный руководитель, педагоги ребенка;
  • социальные паспорта классов;
  • беседы с ребенком, его родственниками, сверстниками;
  • непосредственные контакты с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в ОУ);
  • наблюдение за ребенком в школе, особенностями его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, изучение его социального статуса в группе сверстников, анализ особенностей учебной, игровой деятельности, поведения.

Актуальные проблемы семейного неблагополучия и специфика деятельности по решению проблемы

Направления деятельности / формы помощи

Правовые основания деятельности

Субъекты взаимодействия по проблеме

Невыполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению ребенка, игнорирование потребностей ребенка

  • Беседа с родителями: предупреждение об ответственности за неисполнение родительских обязанностей;
  • постановка семьи на психолого-медико-социальное сопровождение в ОУ;
  • консультирование родителей по основным обязанностям по воспитанию ребенка (знакомство с Семейным кодексом РФ (далее – СК РФ), ст. 63–65, 69, 71, 73, 74, 77);
  • обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования (по необходимости).

Если ситуация в семье не меняется:

Подготовка ходатайств:

1. Ходатайство в Управление по социальным вопросам:

  • о занесении семьи в банк данных города или области;
  • об оказании помощи семье в решении экономических, материальных, психологических, юридических и других вопросов;
  • о привлечении специалистов социальных служб к работе с данной семьей.

2. Ходатайство в УВД о привлечении родителей к административной ответственности (по необходимости).

3. Ходатайство в КДН и ЗП об ограничении или лишении родительских прав (в соответствии со ст. 69, 73 СК РФ)

СК РФ (ст. 69–77); Федеральный закон 24.06.1999 № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее – ФЗ № 120)

  • Отдел охраны прав детей управления образования; органы опеки и попечительства; территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • судебные органы (иски ОУ, органов опеки, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, родственников ребенка, самого ребенка по достижении 14 лет)

Нахождение ребенка в социально опасном положении в семье (жизнь и здоровье ребенка находятся под угрозой – семейное насилие, безнадзорные дети, смерть родителей)

  • Уведомление органов опеки и попечительства, КДН и ЗП, служб социальной защиты о факте нахождения ребенка в социально опасном положении в семье;
  • обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования (по необходимости);
  • обращение в органы опеки и попечительства с ходатайством об изъятии ребенка из семьи;
  • ходатайство в управление образования о помещении ребенка в реабилитационный центр для несовершеннолетних "Феникс";
  • контроль и/или участие в дальнейшем устройстве ребенка

СК РФ (ст. 69–77); ФЗ № 120 (ст. 13)

Отдел охраны прав детей управления образования; территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; участковые уполномоченные по месту жительства

Насилие в семье по отношению к ребенку

Обращение в подразделения по охране прав детства, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел

СК РФ (гл. 12, ст. 77); ФЗ № 120

Участковые уполномоченные по месту жительства; отдел охраны прав детей управления образования; управления (отделы) внутренних дел по месту жительства; территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; территориальные центры социальной помощи семье и детям; реабилитационные центры для детей и подростков

Организация и ведение патронажа семьи ребенка "группы риска"

  • Изучение статуса семьи и условий жизни ребенка;
  • определение позитивных воспитательных ресурсов семьи;
  • обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи;
  • выявление служб, ранее работавших с семьей;
  • определение совместно с семьей, социальным окружением содержания дальнейшей работы: форм социальной, социально-психологической, правовой помощи;
  • заключение соглашения на патронаж (между органами опеки и попечительства и семьей ребенка);
  • привлечение (по необходимости) других служб и ведомств для оказания помощи семье;
  • представление интересов ребенка (семьи) в различных инстанциях (КДН и ЗП и др.);
  • содействие (по необходимости) организации занятости членов семьи, оформлению социальных льгот и пособий;
  • текущие и контрольные посещения семьи (согласно условиям, отраженным в соглашении на патронаж)

СК РФ; ФЗ № 120

Отдел охраны прав детей управления образования; территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; территориальные центры социальной помощи семье и детям; детские поликлиники по месту жительства

Профилактика правонарушений несовершеннолетних

  • Представление интересов несовершеннолетних при рассмотрении дел в КДН и ЗП, судах;
  • работа с семьями (патронаж) несовершеннолетних правонарушителей;
  • постановка на внутришкольный учет учащихся, совершивших правонарушения;
  • повышение правовой компетентности учащихся по вопросу ответственности за совершение правонарушений;
  • повышение правовой компетентности родителей (законных представителей) по проблемам ответственности за правонарушения несовершеннолетних детей

ФЗ № 120

Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; комиссии территориальных органов УВД, в т. ч. По месту жительства (участковые пункты милиции, территориальные отделы внутренних дел); органы опеки и попечительства


Правовой основой социально-педагогической работы является получение социальным педагогом разрешения руководителя ОУ на проведение профилактической работы с семьей (в соответствии с ФЗ № 120).

Основная работа с семьей включает несколько этапов.

1. Изучение семьи и условий жизни ребенка

На предварительном этапе проводится диагностика на предмет выделения детей группы риска, воспитывающихся в семьях с разными формами социального неблагополучия.

Приоритеты работы социального педагога на данном этапе:

  • раннее выявление детей, имеющих различные социальные, психологические или педагогические проблемы;
  • выявление характера проблем;
  • изучение причин социального неблагополучия обучающихся.

Изучение социальным педагогом семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов (групп). Социальные паспорта, как правило, содержат информацию о количестве в конкретном классе (группе) детей из семей, по тем или иным показателям попадающих в группу риска.

В дальнейшем дети группы риска обследуются в зависимости от выявленного "фактора риска" семейного неблагополучия, с использованием подобранных диагностических средств. Такая углубленная диагностика проводится совместно с психологом. Уровень социальной адаптированности/дезадаптации, степени риска форм отклоняющегося поведения ребенка может быть выявлен с помощью методик, например методики диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда. По необходимости может запрашиваться и анализироваться информация из медицинских учреждений, из подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органов социальной защиты.

Работа по первичному изучению семьи проводится социальным педагогом с использованием различных методов: беседы с членами семьи, наблюдения за детьми вне дома (ОУ, среда сверстников и т. п.), беседы с социальным окружением семьи (соседи, педагоги ребенка и др.).

Выделим основные рекомендации по использованию диагностического инструментария для изучения социальной ситуации семьи.

Диагностический инструментарий социального педагога

Наименование методики

Назначение методики

Категория (с кем проводится)

Форма проведения

Изучение социальной ситуации развития ребенка

Социальный паспорт класса (группы)

Выявление детей группы риска, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении.

Проводится анализ социальных паспортов классов (групп) ОУ

Классы (группы), классные руководители

Бланк-анкета заполняется воспитателем, классным руководителем

Социальная карта личности

Получение информации о личности ребенка: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения. Проводится в отношении учащихся (воспитанников), имеющих проблемы поведения, находящихся в ситуации социального неблагополучия (семейное, внесемейное окружение, социальная среда и т. п.)

Педагоги, классные руководители, работающие с детьми школьного возраста

Заполняется классным руководителем; возможен вариант беседы

Анализ факторов социального неблагополучия

Матрица определения социального благополучия ребенка (Беличева С.А., Дементьева И.Ф.)

Выявление факторов (сфер) социального неблагополучия ребенка, определение принадлежности ребенка к группе риска.

Проводится в комплексе с другими методиками, выявляющими индивидуальные особенности и социальную ситуацию детей "группы риска"

Дети дошкольного и школьного возраста

В форме беседы, экспертных опросов

Карта (акт) обследования жизненного пространства ребенка

Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье.

Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье

Жилищные условия, среда проживания ребенка

Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т. д. условиях)

Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений

Паспорт семьи

Составление социально-психологического портрета семьи, выявление "проблемных сфер" для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье

Семья ребенка

Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи

Выявление нарушений поведения, социальной дезадаптации

Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних: анализ условий воспитания и социального развития подростка (Беличева С.А., Дементьева И.Ф.)

Выявление условий воспитания, факторов семьи и внесемейного окружения. Выявление проблем поведения, волевой сферы, социальных отношений, ценностных ориентаций, общей культуры, склонностей к употреблению ПАВ.

Позволяет выявить "проблемное поле" личности, риск социальной дезадаптированности

Учащиеся подросткового и юношеского возраста

Экспертный опрос, беседа с педагогами, родителями

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Орел А.Н.)

Выявление склонности лиц мужского пола к различным формам девиантного поведения


Индивидуально с учащимися старшего подросткового и раннего юношеского возраста; обработка и интерпретация результатов – с помощью психолога

Изучение личности ребенка

Методика диагностики социальнопсихологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда

Анализ уровня социально-психологической адаптированности подростков, выявление сферы социальной дезадаптации.

Анализ результатов диагностики дает возможность социальному педагогу выявить подростков, нуждающихся в социально-педагогической поддержке

Учащиеся подросткового и юношеского возраста

Индивидуальная работа с бланком опросника. Обработка и интерпретация результатов проводится с помощью психолога

2. Обследование жилищных условий проживания семьи

Анализ жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи проводится социальным педагогом во время посещения семьи, беседы с ее членами.

Основная цель этой работы – выявление проблемы жизненного пространства детей и взрослых членов семьи с целью снижения степени риска негативного влияния условий жизни на ребенка, его семейную социальную ситуацию.

В процессе обследования жилья ребенка социальный педагог анализирует санитарно-гигиеническую обстановку, условия организации питания ребенка, наличие у него места для сна, обеспеченность сезонной одеждой и обувью.

По результатам изучения условий жизни семьи составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи. Данный акт оформляется в случаях:

  • если есть информация о том, что условия проживания неблагоприятны для нормального существования ребенка (несоблюдение санитарно-гигиенических норм; нет нормальных условий для сна, занятий, досуга ребенка; в квартире родители и посторонние постоянно распивают спиртные напитки; родители не заботятся о бытовых условиях для ребенка);
  • жилье непригодно для проживания из-за его состояния (аварийное, ветхое).

3. Выявление служб, ранее работавших с семьей

На этом этапе социальный педагог получает информацию по проблеме от педагогов ОУ, которое посещает ребенок, по поводу обращения к ним родителей, близких родственников.

Целесообразным становится взаимодействие с психологом – в том случае, если он знает ребенка или его окружение, т. к. любая информация может стать полезной в установлении контакта с ним и семьей.

Возможно также получение необходимых данных по месту жительства ребенка, в учреждениях дополнительного образования, если он их посещает. Важно иметь информацию о получении ребенком (семьей) социальной помощи в центре социальной помощи семье и детям, других учреждениях социальной защиты.

Необходимым может стать и анализ информации о проводимой работе с данной семьей участковыми уполномоченными, сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних, специалистами по охране прав детства.

На данном этапе, как правило, социальный педагог не обходится без взаимодействия со школьным медицинским работником, участковым педиатром.

В случае необходимости направляется запрос в наркологический, психоневрологический диспансер по месту жительства для получения сведений о возможной постановке родителей на учет.

На основе анализа информации о службах, ранее работавших с семьей, планируется следующий этап работы социального педагога по реабилитации семьи, определяется функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.

По результатам изучения семьи и социальной ситуации ребенка заполняются "Карта семьи" и "Социальная карта личности".

Содержание реабилитационной работы с конкретной семьей планируется и осуществляется, исходя из основной проблемы семьи. Рассматриваются все возможные варианты помощи: социальной, психолого-педагогической, форм медицинской, трудовой реабилитации, восстановления воспитательного потенциала семьи.

4. Реализация программы сопровождения семьи

Приоритеты работы социального педагога на данном этапе:

  • раннее выявление детей, нуждающихся в индивидуальном социально-педагогическом сопровождении;
  • охрана и защита прав несовершеннолетних;
  • взаимодействие со службами (в школе и вне школы), которые могут и будут помогать социальному педагогу в решении проблем детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи;
  • работа школьного совета профилактики по профилактике правонарушений среди обучающихся;
  • систематическое проведение мониторинга эффективности профилактической и коррекционно-развивающей работы;
  • профориентационная работа и трудоустройство обучающихся;
  • социально-правовое просвещение учителей, обучающихся и родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости;
  • создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе и формирование гуманистического отношения к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Особенности профилактической и коррекционно-развивающей работы

Основные принципы индивидуальной профилактической и коррекционной работы:

  • приоритет интересов ребенка;
  • положительный характер обратной связи. Большинство детей этой категории нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих;
  • непрерывность сопровождения.

При организации групповой работы с детьми и подростками важно учитывать принцип добровольности и личной заинтересованности.

Основные приоритеты индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий связаны с формированием коммуникативной и правовой компетентности, профессиональным самоопределением подростков.

Осуществляется реализация программ индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий:

  • по развитию социальных навыков;
  • по формированию компетентности в сфере межличностного общения;
  • профессиональному самоопределению;
  • развитию социально-правовой компетентности подростков.

Развивающие и профилактические программы, которые могут быть использованы в практике работы социального педагога

Наименование программы

Назначение

Источники

Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний

Формирование основ правовых знаний, ответственного поведения подростков среднего и старшего подросткового возраста

Макартычева Г.И. Профилактика девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. СПб: Речь, 2007. С. 140–230

Ценности людей и законы общества

Формирование ценностных ориентаций, навыков самоанализа поведения у обучающихся среднего и старшего подросткового возраста

Беглова Т. Ценности людей и законы общества // Школьный психолог. 2002. № 32

Тренинг самоопределения и достижения жизненных целей

Развитие навыков самопознания, самоорганизации, постановки жизненных целей у обучающихся среднего и старшего подросткового возраста

Макартычева Г.И. Профилактика девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. СПб: Речь, 2007. С. 231–260


Данные программы могут быть реализованы с учащимися в процессе групповой профилактической работы.

5. Текущие и контрольные посещения семьи

Данный этап работы, как правило, предполагает реализацию технологии социального патронажа.

Патронаж это посещение семьи с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, что позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, определять необходимую помощь, как плановую, так и экстренную.

Диагностическая цель патронажа предусматривает ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска, анализ сложившихся проблемных ситуаций.

Контрольная цель направлена на оценку состояния семьи и ребенка, динамики проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения семьей рекомендаций.

Адаптационно-реабилитационная цель оказание конкретной образовательной, психологической, социальной, посреднической помощи.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях.

Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, регулярно посещаются семьи с детьми-инвалидами – с целью помочь преодолеть психотравмирующие ситуации, реализовать и контролировать систему реабилитационных мероприятий, разрешать социально-правовые вопросы.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и, прежде всего, асоциальных семей, наблюдение за которыми в определенной мере дисциплинирует их, а также позволяет выявлять возникающие кризисные ситуации и противодействовать им, защищая интересы ребенка.

В целом возможно патронирование любой семьи с любым типом неблагополучия, низкого ситуационно-ролевого статуса.

Один из вариантов регистрации посещений семьи (патронажа) социальным педагогом:

Дата

Причина посещения (в т. ч. указать – плановое в ходе патронажа или внеплановое)

Ф. И. О, должности специалистов, посетивших семью

Описание ситуации

Результат посещения






В период патронажа изучение динамики ситуации может проводиться не только во время посещения семьи непосредственно на дому, но и в процессе встреч с родителями в ОУ (по инициативе социального педагога, специалиста по охране прав детства). Проводятся беседы с ребенком в ОУ, наблюдение за его социальными контактами, особенностями поведения в школе, а также беседы с педагогами о нем в ОУ.

6. Оценка эффективности работы с семьей

На данном этапе осуществляется анализ проделанной работы:

  • принимается решение о необходимости и возможности продолжения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения семьи в следующем учебном году;
  • специалистами разрабатываются рекомендации для классных руководителей по дальнейшей работе с семьей или ребенком.

Анализ результатов работы с отдельной семьей определяет динамику

  • ситуации, содержание дальнейшей работы по сопровождению семьи. Позитивная динамики ситуации может характеризоваться следующими показателями:
  • уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
  • родители проявляют заботу о детях;
  • дети посещают ОУ;
  • уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
  • семья поддерживает контакты с ОУ, центром социальной помощи и т. д.;
  • в социальном окружении семьи появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает, позитивно настроена на взаимодействие с ними;
  • семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

Таким образом, в ситуации, когда семья по своему статусу определяется как неблагополучная или асоциальная, в деятельности социального педагога на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации. Основные усилия направляются на то, чтобы риск отрицательного влияния на него в такой семье стал минимальным. С родителями, ближайшим окружением семьи проводится работа, направленная на изменение поведения, смену установок на воспитание ребенка, поддержку семьи. В любом случае действия социального педагога и других специалистов направляются на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранение воспитательного ресурса.

Категория: РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ | Добавил: admin (14.01.2013)
Просмотров: 4251 | Теги: Отцы и дети, Родители и дети, советы психолога родителям, Советы психолога, психологическая помощь, школьный психолог, воспитание ребенка в семье | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru