У вашего ребенка все в порядке с самооценкой? А с
произвольностью поведения? Не слишком ли он импульсивен или, может быть,
наоборот - заторможен? Достаточен ли его словарный запас? Соответствует
ли уровень его интеллектуального развития возрастным нормативам?
Даже если вы не готовы с ходу ответить на все эти
вопросы, то, по крайней мере, вряд ли они вас удивили -столкнувшись с
ними, большинство современных родителей хорошо понимают, о чем идет
речь. И в этом отношении намного превосходят своих собственных
родителей, которые и понятия не имели о детских фобиях, гиперактивности,
аутизме, дефиците внимания и прочих премудростях, которыми переполнена
современная литература о детях. Правда, им каким-то чудом удалось
вырастить нас - своих детей - вполне приличными и душевно здоровыми
людьми. Не обошлось, конечно, и без «заусенцев», но уж мы-то, родители
современные, психологически «подкованы» гораздо лучше и любых ошибок
наверняка избежим. А в чем сами не разберемся — помогут профессионалы,
благо сегодня услуги детских психологов и психотерапевтов вполне
доступны, да и популярных книжек ими написано предостаточно.
Знакомая точка зрения, не правда ли?
Еще лет пятнадцать назад принято было сетовать на
массовую психологическую неграмотность родителей, не умеющих учитывать
закономерности психического ребенка в тонком деле воспитания. В наши дни
впору бить в набат по другому поводу. Поощряемые советами специалистов,
нынешние родители чутко присматриваются к поведению собственных детей и
подмечают всевозможные психологические проблемы, требующие
компетентного решения. Увы, такой взгляд нередко приводит к отысканию
проблемы несуществующей либо по крайней мере такой, которая и
проблемой-то не является. К тайной радости экспертов - «душеведов»,
родители осаждают их со всевозможными жалобами и вопросами, требующими
компетентного совета и помощи - прилично оплачиваемой, разумеется. К
сожалению, далеко не все выявленные проблемы удается решить даже
профессионалам, ибо, по меткому замечанию Марии Эбнер-Эшенбах,
«вымышленные болезни неизлечимы». К тому же иной раз желания отыскать
проблему оказывается достаточно, чтобы ее действительно создать.
Кому-то эти слова могут показаться брюзжанием
дремучего консерватора, упорствующего в своей домостроевской
ограниченности. Но в том-то и дело, что подобные суждения встречаются не
в лапотной глубинке, а в солидных западных изданиях и в книгах
авторитетных экспертов. На протяжении последних десятилетий западное
воспитание оказалось настолько «психологизировано», что это уже вызывает
тревогу даже у тех, кого должно бы радовать, то есть у самих психологов
и психотерапевтов. Разумеется, немало остается и тех, кто заинтересован
и дальше распалять массовую поп-психологическую истерию. Но все больше
находится и здравомыслящих специалистов, предостерегающих от излишнего и
вредного «психологизирования».
Одно из недавних свидетельств этого - выступление в
американской прессе семейного психотерапевта Джона Роузмонда из
Индианаполиса. По его мнению, полвека назад детям жилось психологически
намного более комфортно, поскольку их родители подходили к делу
воспитания проще и спокойнее. А сегодняшние родители, начитавшись
«полезных» советов, нередко сами создают проблемы себе и детям. Примеры,
которые приводит психолог, звучат просто анекдотически, не будь они по
большому счету печальны. Вот вопрос мамы двухлетней девочки: « Мы
столкнулись с проблемой приучения дочери к горшку. Как следует себя
вести, чтобы не поколебать ее самооценку и не сформировать у нее
негативного отношения к телесным отправлениям?»
Можете вы себе представить, чтобы таким вопросом, да
еще в такой формулировке, задавалась ваша мама? И вообще любая мама
четверть века назад? Для нее и проблемы такой не существовало, вернее,
решалась она самым простым и естественным способом. В положенный срок
ребенка начинали высаживать на горшок, всячески поощряя его успехи в
этом «деле» и терпимо относясь в тому, что успех будет достигнут не
сразу, после многих неловкостей - вполне естественных и простительных.
Кому-то удалось освоить эту премудрость за несколько дней, другому
потребовалось несколько недель, у третьего на это ушли месяцы, но во
всех случаях нужный результат был достигнут. Причем без особых душевных
терзаний, если только родители не принимались обостренно акцентировать
внимание на данной «проблеме». Те же, кто носился с горшком как с
писаной торбой, действительно могли ребенка психологически травмировать,
обеспечивая будущие гонорары его психоаналитикам.
Впрочем, таких «психологически озабоченных» родителей никогда не было много.
Сегодня их миллионы. И надо ли удивляться, что, по
оценкам американских специалистов, которые цитирует Роузмонд, за
последние четверть века втрое возросло количество детских неврозов и
депрессий?
Небезынтересно, что за то же время еще более возросло
количество специалистов по лечению этих недугов. Но как одно связано с
другим?
Из истории медицины известен примечательный факт:
было время, когда количество хирургов на душу населения в Соединенных
Штатах вдвое превышало такой же показатель в Великобритании.
Соответственно и хирургических операций на душу населения в Новом Свете
делалось в ту пору вдвое больше. Означает ли это, что несчастные
американцы вдвое больше англичан нуждались в ампутациях и трепанациях?
Разумеется, нет. Просто хирургам надо на что-то жить.
Психотерапевтам, понятно, тоже. Невольно
закрадывается подозрение, что не рост предложения психотерапевтических
услуг вызван возросшим спросом на них, а, скорее, наоборот.
Потенциальных потребителей любой услуги необходимо убедить, что она им
жизненно необходима. В случае детских психологических проблем это,
похоже, успешно удалось.
На самом деле — и для непредвзятого человека это
очевидно — большинство так называемых проблем относится либо к
индивидуально-психологическим особенностям того или иного ребенка, либо к
вполне естественным возрастным особенностям, которые могут доставлять
неудобства и производить неприятное впечатление (как, например, сыпь при
ветрянке), но при правильном отношении сами собой со временем проходят.
Но вот если начать сыпь расчесывать... А ведь именно чем-то подобным в
психологическом плане мы порой и занимаемся.
К примеру, интерес маленького ребенка к строению
своего и чужого тела, к естественным отправлениям и -о ужас! - к
вопросам сексуальности, заставляющий родителей с тревогой вчитываться в
писания фрейдистов, на самом деле не выходит за рамки общего
познавательного интереса. Ведь малышу еще неведом окружающий мир, в нем
интересно все - в том числе и ЭТО. Обостренным и даже нездоровым такой
интерес становится тогда, когда вызывает беспокойство и озабоченность
родителей, стремление бороться с якобы возникающими порочными
наклонностями.
А так называемая детская импульсивность? Истоки ее,
как правило, лежат в недостаточной сформированности произвольного
поведения, которой еще рано требовать от малыша. Конечно, предоставив
ребенка самому себе и умиляясь любому его капризу, как советуют иные
записные гуманисты, мы получим инфантильного невротика, не умеющего
держать себя в руках. Е с л и же с малолетства прививать ему понятия
«можно», «нельзя» и «надо» - как это происходило в нашей собственной
жизни, - то со временем внешние тормоза превратятся во внутренние и не
позволят подросшему человеку сорваться на жизненных виражах. Е с л и же
поверить иным проповедникам свободного воспитания и всеми силами
стараться не задеть ранимую детскую самооценку неодобрением или упреком,
то кого мы воспитаем в итоге? За ответом не надо далеко ходить.
Проблемы бывают у каждого ребенка, но это в большинстве случаев не мешает ему оставаться нормальным.
С этих позиций, наверное, и стоит подходить к
воспитанию наших детей. Как это делали в свое время наши родители, не
обремененные психологической эрудицией. Может быть, поэтому мы и выросли
душевно здоровыми людьми? Если же вы чувствуете, что ваши родители
допустили какие-то ошибки, осложнившие вам жизнь, то просто постарайтесь
не повторять их по отношению к своим детям. И это, пожалуй, тот главный
психологический совет, к которому, ей-богу, стоит прислушаться. |