Как развивать интерес к обучению у детей?
Развитие интереса к обучению — сложный многогранный процесс. С одной
стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что
многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес
к школьным предметам. Попробуем разобраться почему. Какова роль
родителей в развитии интереса ребенка к учебе?
В дошкольном возрасте ребенок задает много вопросов. За день родители
слышат многократно: «что?», «как?», «почему?», «зачем?». В связи с этим
большинство родителей почему-то считают, что их ребенок будет
отличником. «Мой Петя очень умный и сообразительный мальчик, я думаю,
что он будет учиться лучше всех в классе!» — радостно заявляют они.
Когда оказывается, что ребенок не справляется со школьными требованиями,
многие родители чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих
ожиданиях. На детскую голову обрушивается град упреков: «неусидчивый»,
«не стараешься», «растяпа». Но ведь не только родители, но и сам ребенок
предполагал, что будет хорошо учиться. Ребенок тяжело переживает, если
не оправдывает ожидания родителей. Желание учиться, узнавать что-то
новое пропадает с первых же дней обучения, появляется тревожность.
Это одна из причин, удерживающая ребенка в игровых фантазиях, не
позволяющая взрослеть, прочно закрепляющая страх перед преодолением
трудностей и познанием нового. Надо помнить, что отношение родителей к
дочери или сыну ни в коей мере не должно изменяться в связи с их
школьными успехами или неудачами. Более того, родители должны пытаться
подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он
по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым. Некоторые родители
отмечают: ребенок не желает кропотливо усваивать предметные знания —
любит заниматься только тем, что ему интересно. К величайшему
разочарованию родителей, это происходит достаточно резко,
демонстративно, а к учебной деятельности ребенок усердия не проявляет.
Как же так происходит? Куда подевалось желание учиться и познавать
новое? Ведь хотел идти в школу, а когда пошел — увы. Ребенок говорит:
«Учиться — это совсем не интересно, скучно! Надо сидеть, постоянно
делать что-то, а мне играть хочется!» Он сознает, что безмятежно играть,
как раньше, ему больше не дадут — ни в школе, ни дома. Родители
ежедневно повторяют: «Ты сделал уроки? Садись за уроки!» Все это кажется
ребенку постоянным кошмаром. И он начинает мечтать о беззаботном
дошкольном времяпрепровождении, вспоминает все, что было — мир игр и
увлекательных приключений! По мнению психологов, именно у младших
школьников закладывается интерес к познанию нового. От уровня
познавательной активности зависят результаты в учебе, желание выполнять
домашние задания. Где же тот механизм, который включает интерес к
усвоению учебных знаний? Здесь родителям надо набраться терпения и
ждать, так как познавательная активность у детей в этом возрасте
формируется медленными темпами и только в том случае, если усвоение
ребенком учебной программы не вызывает больших сложностей.
Познавательная деятельность ребенка очень медленно вытесняет игровую.
Поэтому чаще всего мы видим не очень радостную картину: дети продолжают
активно играть вместо прилежных занятий школьными предметами! В школьный
портфель вместе с учебниками не забывают положить любимые игрушки.
Для развития познавательного интереса детей:
• внесите разнообразие в их жизнь. Вместе с детьми посещайте музеи,
художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте по
городу. Все это оказывает положительное влияние на развитие
познавательных процессов младшего школьника: значительно расширяются
объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но
необходимыми для него приемами запоминания и сохранения информации в
памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения
оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования;
• научите ребенка находить необходимую информацию. Ребенок задал
вопрос. Не жалейте времени, не уходите от ответа. На первых порах
найдите ответ вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе.
Приобщайте его к энциклопедическим знаниям. Так вы создадите условия для
развития у ребенка познавательных интересов, он будет стремиться к
размышлению и поиску, появится чувство уверенности в своих силах, в
возможностях своего интеллекта. В дальнейшем он справится без вашей
помощи. Постепенно у ребенка происходит становление развитых форм
самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются
тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается
познавательная и творческо-поисковая активность ребенка, создаются
необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного
протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.
Важно помнить!
• Развитие познавательного интереса у младшего школьника сначала
происходит через посредство взрослых — родителей, учителей. В будущем
ребенок сам начинает проявлять интерес к тому или иному предмету. То,
что заложено взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка.
• Не надо забывать, что развитие учебного интереса — процесс
многосторонний, он тесно взаимосвязан с личностью педагога, его умением
заинтересовать детей, творчески подойти к изложению материала. Поэтому
надо реально смотреть на данную проблему, понимая, что дело не только в
ребенке. |