Рассмотрим, что подразумевается под таким сложным названием, как
«самоконтроль». Если ребенок научился сознательно планировать и
регулировать свою деятельность (ликуйте, родители!) у ребенка развит
самоконтроль. Успешное обучение в школе предполагает развитие двух
основных направлений самоконтроля: самоконтроля поведения и самоконтроля
учебной деятельности.
Отсутствие или недостаточное развитие самоконтроля поведения
превращают школьную жизнь ребенка в настоящий ад — ему сложно
соответствовать требованиям режима и переносить нагрузку учебной
программы. Самоконтроль поведения должен быть сформирован у ребенка еще
до школы. В первом классе он совершенствуется, стабилизируется и обычно
ребенок справляется со стрессом адаптации к школьной жизни, приобретает
новые навыки общения с одноклассниками, втягивается в новый режим.
Развитие самоконтроля в учебной деятельности проявляется в умении
выполнять работу, действовать по определенному образцу, соблюдать
последовательность действий, находить в работе допущенные ошибки и
самостоятельно исправлять их. Для этого ребенку необходимо идти путем
проб и ошибок, а родителям — обсуждать с ним результаты ошибочных
действий, не ругая, а делая выводы.
Развитие самоконтроля зависит во многом от реакции родителей на
ошибки, допущенные в домашнем задании. Нередки ситуации, когда ребенок,
торопливо выполняя домашнее задание, делает много ошибок, злится, все
зачеркивает, и, не зная, что делать дальше, ищет помощи у родных. В
таких ситуациях надо поддержать ребенка.
Мама успокаивает: «Петя, ты поспешил с решением, не подумал. Не
расстраивайся, злиться можно только на самого себя, но это не поможет
решению задачи. Успокойся, подумай, и у тебя все получится правильно».
Петя справился с задачей. Мама поступила мудро — не огорчала сына, не
отругала, а оказала ему поддержку в осмыслении происходящего.
Родители и учителя, иногда не желая того, порождают в детях боязнь
ошибочных действий, страх наказания за ошибки. Поэтому у ребенка и
затормаживается внутреннее желание действовать самостоятельно,
контролировать себя, брать ответственность за выполняемую работу. Когда
слишком силен контроль взрослых, личность ребенка «задавлена» и долго
будет неспособна к развитию самоконтроля.
Важно помнить!
• Формирование у ребенка самоконтроля во многом зависит от умения
родителей своевременно предоставить ему возможность действовать
самостоятельно, достигать результата, брать на себя ответственность за
достижение цели.
• Самое сложное для родителей во взаимоотношениях с ребенком —
признание и развитие его инициативы, передача ответственности в его
руки, предоставление ему определенной свободы действий, способствующей
развитию самостоятельности и самоконтроля.
• Уделите внимание выработке у ребенка адекватной эмоциональной
реакции на допущенные ошибки. Вместо огорчения, злости и агрессии надо
вырабатывать умение спокойно принимать ситуацию, ее осмысливать и делать
выводы в будущем. |