Верно замечено: «Человек, которому повезло, — это тот,
кто делал дело, пока другие собирались». Успеха в жизни добиваются
активные, упорные, предприимчивые. Причем предприимчивые в истинном
смысле — способные что-то предпринимать, а не уклоняться от полезной
деятельности. Люди склонны объяснять чужие успехи чем угодно - везением,
исключительными способностями, благоприятным стечением обстоятельств...
Однако в основе большинства высоких достижений лежит организованное
целенаправленное усилие, способность практически решать поставленные
задачи. И наоборот, в отстающих оказываются не столько те, кому
недостает способностей, сколько те, кто не желает проявлять достаточной
активности. Ничего, кроме неприязни, не вызывает брюзгливый лентяй,
считающий, будто судьба чего-то ему недодала. На самом деле такой
человек просто научился полагаться не на себя, не на заслуженную
награду, а на счастливый случай.
Ленивыми не рождаются. Каждому ребенку присуща
потребность в активности (которая, конечно, более или менее выражена в
зависимости от унаследованных особенностей темперамента). Лишь
постепенно у ребенка формируется способность своими усилиями добиваться
цели либо, наоборот, уклоняться от деятельности и искать удовольствий за
счет стечения обстоятельств или расположения других людей. И то и
другое - результат воспитания. Никто, конечно, не ставит задачу
вырастить ребенка бездельником. Но именно к такому итогу приводят
некоторые ошибки родителей.
Младенец появляется на свет абсолютно беспомощным, и
задача его жизнеобеспечения всецело ложится на родителей. Они с первых
дней понимают, что им необходимо делать, и осознают тот бесспорный факт,
что сам младенец ни на какие полезные действия не способен. Но время
идет, ребенок подрастает. С каждым днем растут и его возможности. Это
стремительное развитие порой ускользает от внимания старших. Однажды
осознав беспомощность малыша, они продолжают пребывать в этом убеждении.
Приняв установку (поначалу единственно верную), что за него приходится
делать абсолютно все, родители упускают момент, когда малыш уже способен
кое-что предпринять сам. В результате активность ребенка спонтанно
направляется на что угодно, только не на полезные конструктивные
действия, которые монополизированы родителями.
Если тебя кормят с ложечки, то зачем учиться самому
ее держать? Ведь можно в это время поиграть с яркими игрушками или
рассматривать веселые картинки. Наступит день, и родителям покажется:
ребенок уже достаточно большой, чтобы есть сам. А он не хочет! Е м у
интереснее другое. Начинаются нервотрепка, слезы, конфликты. А дело
всего лишь в том, что упущен момент, когда ребенку интересно освоить
новое действие и самому (хотя сначала и с поддержкой взрослых) научиться
достигать желаемого результата. Педиатры советуют при кормлении даже
совсем маленьких детей накладывать их ручки на чашку или бутылочку.
Пусть они еще не в силах ее удержать, но путем многократных повторений
закрепляется стереотип целесообразного действия. Ребенок, таким образом
приученный держать чашку, легко будет делать это сам, как только
наберется сил, и даже с недоумением воспримет попытку помочь ему в столь
элементарном акте.
Главное условие предупреждения детской лени - никогда
не делать за ребенка того, что он в состоянии делать сам. Даже в раннем
детстве. Ребенок уронил игрушку -пусть сам поднимет. Никак не может
поднять, не слушаются пальчики? Это вовсе не значит, что надо такое
простое действие выполнить за него. Лучше покажите, как удобнее взять
игрушку. И не забудьте похвалить за успех.
Ребенок должен научиться прежде всего обслуживать
себя: разбирать и застилать постель, умываться и чистить зубы,
одеваться, зашнуровывать ботинки, завязывать узлы и бантики. Перед сном
он должен привести в порядок свою одежду и обувь. Лучше всего, если эти
действия выполняются сообща, весело, ибо воспитывают не упреки и
брюзжание, а личный пример взрослых, их отношение к делу. Ребенок может и
должен поддерживать порядок в своем уголке, своей комнате. Важно, чтобы
у него было собственное рабочее место, уголок для игр. Ведь кроме
обязанностей у растущего человека должны быть и определенные права. В
своем уголке он полновластный хозяин, на своем рабочем месте он может
лепить, вырезать, выпиливать, шить.
В воспитании трудолюбия важно не упустить один
ответственный момент. В три-четыре года малыши буквально рвутся к
самостоятельности: «Я сам! Хочу сам сделать!» Тут родителям следует
набраться терпения. Дайте ребенку возможность делать его дела самому,
развивать и совершенствовать движения, учиться преодолевать препятствия.
Пусть вначале все идет вкривь и вкось. Не подстраховывайте каждое
движение, берегите нервы свои и малыша. Лучше на это время уйдите в
другую комнату и займитесь чем-то иным. Чтобы научиться что-либо делать,
надо прежде всего делать! И пусть малыш пыхтит, но делает. Научится, да
так, что станет со временем делать лучше вас.
Но не только самообслуживанием и играми следует
ограничивать круг обязанностей растущего человека. Дети вполне могут
многое делать по дому, а если есть сад или садовый участок, то многие
работы там можно выполнять вместе с детьми. Работая, дети приучаются
ценить плоды своего и чужого труда.
В воспитании трудолюбия важно не переусердствовать.
Лень может развиться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные
обязанности. Убедившись в том, что с работой ему все равно не
справиться, ребенок стремится избежать ее или делает кое-как. То же
самое бывает и тогда, когда дело ребенку по силам, но цель не ясна.
Конечно, роль родителей заключается в том, чтобы
научить, поддержать и помочь. Первые шаги всегда делаются с опорой. Но
жизненный путь долог, и пройти его человек должен сам. Так поможем ему
научиться твердо стоять на своих ногах. |