Цели: Это очень поучительное упражнение, в ходе которого дети
могут попрактиковаться в невербальном общении — общении без слов. Многие
дети еще не научились тонко воспринимать свой собственный голос, и
поэтому еще не умеют в полной мере пользоваться им. Они еще не замечают,
к каким социальным последствиям приводит тон речи, громкость голоса,
интонация и т.п. В ходе этой игры мы можем обратить внимание детей на их
собственный голос и косвенным образом дать им толчок к более
осознанному, более ответственному и в тоже время более разнообразному
использованию собственного голоса, интонаций и произношения. Это,
однако, не означает, что мы собираемся отучить детей спонтанно выражать
чувство гнева или агрессию там, где эти эмоции оправданы. В данном
упражнении речь в первую очередь идет о том, чтобы дети увидели, каким
образом влияет на собеседника то или иное звучание голоса говорящего.
Инструкция: Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга.
Определите Первые и Вторые номера в парах. Игру начинают Первые номера.
Они должны говорить мягким, нежным и приятным голосом. При этом они
должны произносить соответствующие дружеские слова. Например: "Ты мне
симпатичен... Доброе утро... Я рад, что ты сегодня пришел в школу... Как
ты себя чувствуешь? У тебя такая симпатичная рубашка..." И так далее.
Произнося все эти фразы, постарайтесь прислушаться к тому, как вы
говорите, и почувствовать, что при этом происходит с вашим горлом.
Постарайся обратить внимание на каждый мускул шеи и горла. А Второй
номер в это время должен внимательно слушать и молчать. И только потом
Второй номер должен рассказать Первому, как звучал его голос в тех или
иных словах. (1 минута).
Первый номер продолжает говорить. В этот раз вы должны говорить
жестким, грубым, напряженным голосом. При этом говорите, пожалуйста,
грубые, жесткие и даже обидные слова. Например: "Исчезни! Кто тебе
сказал, что ты можешь сюда приходить? Чего тебе вообще здесь надо?
Смойся!" И снова постарайся почувствовать, что делает твое горло,
произнося все эти грубые и неприятные слова. Постарайся обратить
внимание на каждый мускул шеи и горла. И по-прежнему Второй номер должен
внимательно слушать и пока молчать. (1 минута). А теперь Второй номер пусть расскажет Первому, как звучал его голос
при произнесении тех или иных слов. Как звучал его голос в начале? Как
он звучал в конце? И как себя чувствовал Второй номер в обоих случаях?
(1-2 минуты.)
Теперь поменяйтесь ролями. (Повторите вновь инструкцию.)
А теперь я хочу, чтобы вы просто поговорили друг с другом. Поговорите
сначала о ком-нибудь, кто вам обоим не нравится, но кого сейчас точно
нет в классе. Рассказывая что-нибудь об этом человеке, внимательно
прислушивайтесь к своему голосу. Постарайтесь почувствовать, что ощущает
при этом ваше горло. (1-2 минуты.)
А теперь поговорите о ком-нибудь, кто вам обоим нравится. Расскажите о
ком-нибудь, кто вас восхищает или особенно приятен вам. И снова
внимательно прислушайтесь к своему голосу и ощущениям своего горла. (1-2
минуты.)
А теперь расскажите друг другу, что вы при этом заметили. (1-2 минуты.)
Анализ упражнения:
§ Как ты обычно говоришь?
§ Ты знаешь, когда твой голос бывает жестким, а когда — мягким?
§ Говоришь ли ты иногда "средним" голосом — не мягким, но и не жестким?
§ Нравятся ли тебе голоса других учеников в классе?
§ Чей голос тебе нравится слышать, а чей голос действует тебе на нервы?
§ Есть ли у кого-нибудь в классе голос такой же, как у учителя? Как у милиционера? Как у телефонистки?
§ Что тебе нравится в голосе учителя, а что не нравится? |