Цели: Это упражнение направлено на то, чтобы побудить детей
смотреть на собеседников во время взаимодействия с ними. Многие дети
избегают визуального контакта с собеседниками, вызывая у тех чувство
неуверенности и дискомфорта. Мы хотели бы приучить детей обращать
внимание на то, как проявляются эмоции у других людей, поскольку это
развивает способность к эмпатии. Позже это поможет им устанавливать и
поддерживать приятные и глубокие социальные контакты.
Инструкция: Что вы делаете, когда разговариваете с кем-нибудь?
Смотрите ли вы в лицо собеседнику или отводите глаза в сторону? Можете
ли вы по глазам понять, что сейчас чувствует ваш собеседник?
Я хочу попробовать сыграть с вами в игру, во время которой вы по
очереди будете то смотреть в глаза другу, то отводить взгляд. Встаньте
все, пожалуйста, и начните разгуливать по классу... Остановитесь
напротив кого-нибудь и расскажите, чем бы вы хотели заняться в ближайшие
выходные. Во время разговора не смотрите друг на друга... (2 минуты.)
Ну а теперь разойдитесь, походите по классу и подойдите к кому-нибудь
другому. Теперь расскажите о чем-нибудь наиболее интересном из того,
чем вы занимались в прошлые выходные. В этот раз внимательно смотрите в
глаза друг другу или просто в лицо... (2 минуты.)
Теперь снова разойдитесь, погуляйте немного по классу и снова
встаньте попарно. Решите, кто в вашей паре будет номером А, а кто —
номером Б. Пусть А расскажут о том, что могло бы их испугать. Б не
должны ничего говорить, а должны только внимательно смотреть в лицо
рассказчику. (2-3 минуты.)
Теперь завершите, пожалуйста,свой рассказ. Пусть теперь рассказывают
номера Б. Расска-жите о тех ситуациях, в которых вы испытали громадную
радость. Номера А не должны при этом ничего говорить, а должны лишь
внимательно слушать, глядя в глаза рассказчику. (2-3 минуты.)
Удается пи вам определить по лицу своего собеседника его чувства?
Порой глазами мы передаем что-то такое, что очень трудно выразить
словами. Давайте мы поиграем еще в одну игру, во время которой вы
сможете поупражняться в установлении контакта с помощью глаз. Эта игра
называется "Монстр", и протекает она следующим образом. Мы все становимся в один общий круг, а один из вас выходит в центр
круга. Он и будет нашим Монстром. Монстр голоден и хочет на нас напасть.
Он выбирает себе Жертву и медленно подходит к ней с грозным видом. Его
пасть раскрыта, и он готов уже наброситься. Для Жертвы есть лишь одно
спасение: установить глазами контакт с кем-то из детей, чтобы тот громко
выкрикнул свое имя и отвлек внимание Монстра на себя. Тогда Монстр
медленно и ужасающе приближается уже к этому ребенку. Спаситель должен
теперь сам посмотреть на всех и поймать чей-нибудь взгляд, чтобы теперь
кто-нибудь спас уже его и отвлек внимание Монстра на себя... Так игра
продолжается дальше. После трех попыток напасть на жертву Монстр устает и
отправля-ется спать, а его место занимает кто-нибудь другой из круга.
Может получиться так, что кого-то из Жертв не удастся спасти, и
ужасные челюсти Монстра несильно сомкнутся на ней. Тогда Монстр может
издать свой жуткий крик победы. Пой-манный ребенок освобождает Монстра
от его проклятия и занимает его место, став Монстром вместо него. Вы
поняли правила игры?
Анализ упражнения:
§ Любишь ли ты во время разговора смотреть собеседнику в глаза?
§ Что ты думаешь, когда твой собеседник вообще не смотрит на тебя?
§ Знаешь ли ты таких людей, которые взглядом вынуждают своего собеседника стесняться?
§ Есть ли в классе дети, по глазам которых ты можешь сказать, что они чувствуют?
§ Легко ли прочитать по твоему лицу, что ты чувствуешь? |