Цели: С помощью этого упражнения мы можем научить детей
поддерживать себя в ситуации, когда их обижают. Наряду с этим мы
обращаем их внимание на то, что имеет смысл воспринимать негативные
высказывания в свой адрес не с позиции жертвы, а с позиции победителя.
Благодаря на-правленному фантазированию дети преобразуют свое отношение к
обидной ситуации во внутреннее ощущение победы. Игра основана на идее о
значимости и важности позитивных представлений и мыслей о самом себе
для развития самосознания детей.
Инструкция: Кто из вас хотя бы однажды оказывался в такой
ситуации, когда другие дети не хотели с ним играть? Кого из вас
когда-нибудь обижал друг, ответив на вашу просьбу: "Мне сейчас некогда"?
Иногда нам приходится сталкиваться с тем, что другие не хотят с нами
общаться. В таких случаях нам может помочь наша фантазия. С ее помощью
мы можем сохранить хорошее отноше-ние к самим себе. И я сейчас покажу
вам, как это можно сделать.
Сядь, пожалуйста, поудобнее и закрой глаза. Представь себе, что ты
подходишь к группе играющих детей, чтобы попроситься поиграть с ними. А
эти дети кричат тебе: "Уходи, дурачок, отсюда!" Тогда ты принимаешь
решение поймать этих ребят на слове. Представь себе, как маленький
Иванушка-дурачок из сказки постепенно становится веселым и сильным
добрым молод-цем. Ты можешь представить себе Иванушку-дурачка из сказки
про Василису Прекрасную, про Серого волка или из сказки про
Конька-горбунка. Представь себе, что дети продолжают играть между собой,
повернувшись к тебе спиной. Пусть твой Иванушка-дурачок становится все
больше, сильнее и могущественнее. На нем появляются настоящие
богатырские доспехи, на которых огромными золотыми буквами написано твое
имя.
Теперь ты можешь увидеть, как дети поворачиваются к тебе и застывают в
сильном изум-лении и легком испуге, ведь "маленький дурачок"
превратился в такого большого и бравого молодца. Это настоящий богатырь,
самый большой из тех, кого они когда-либо видели в своей жизни. И
теперь представь себе, что этот богатырь и есть ты. И ты можешь
произвести на детей еще большее впечатление, превратив свои доспехи в
золотые. Послушай, как громко восхищаются дети: "Ах! Ох! Вот это да!"
Они подходят и спрашивают: "А можно к тебе прикоснуться? А можно
потрогать твой меч-кладенец? А можно поиграть с тобой?" И ты понимаешь
при этом, что они восхищаются тобой и мечтают просто постоять рядом с
тобой. (15 секунд.) А теперь ты снова можешь стать самим собой и надолго сохранить в
своей памяти образ этого богатыря — Иванушки-дурачка. Постарайся
почувствовать удовлетворение от того, что тебе, в конце концов, удалось
получить признание и интерес. Скажи самому себе: "Я важный и интересный
человек!"
А теперь потянись, попеременно напрягая и расслабляя все мышцы, и открой глаза...
Анализ упражнения:
§ Можешь ли ты представить себя в образе прекрасного Иванушки-дурачка в золотых доспехах и с мечом-кладенцом?
§ Как ты чувствуешь себя, когда окружающие восхищаются тобой?
§ Почему так важно хорошо думать о самом себе?
§ Что означает быть чутким и внимательным к другому?
§ Что значит "хорошо думать о самом себе"? |