1. Название: "Новоселье”.
2. Задачи игры: создать условия для
взаимодействия ребят друг с другом,
способствующие формированию навыка
сотрудничества; развитие рефлексии.
3. Описание проблем или задач развития, на
решение которых направлена данная игра:
В моём классе всего 7 человек. Это
пятиклассники. Двое детей пришли к нам в школу в
этом году. Каждый из учеников претендует на
лидерство и не замечает одноклассников. Очень
сложно договориться в силу постоянной
личностной и учебной конкуренции между детьми.
Ябедничают. Поделиться друг с другом вкусной
едой, школьными принадлежностями, работать по
одному учебнику – это чаще всего проблема.
4. Предполагаемый психологический результат:
данная игра должна способствовать формированию
понятия сотрудничества, дать возможность детям
увидеть друг друга в неучебных ситуациях и
осуществить перенос возникших отношений за
пределы игры в повседневную жизнь.
5. Описание сюжетной канвы, тип сюжета.
Данная игра представляет собой игровую оболочку,
на фоне которой решаются развивающие и
коррекционные психологические задачи.
Сюжет. Все ребята получают квартиры в
только что построенном доме. Естественно, всё
создано по последним тенденциям архитектурного
дизайна. Участники игры одновременно заселяются
в дом и обживаются в квартирах. (В классе
передвигаются парты, каждый сам себе создаёт
"жилое” пространство: некоторые стараются
украсить "квартиру” реальными вещами,
находящимися под рукой в классе, некоторые –
воображаемыми изысками).
Даётся некоторое время, чтобы дети смогли
сходить друг к другу в гости, познакомиться с
соседями. Далее начинается "жизнь”. Ребятам
предлагаются разные ситуации, в которых надо
принимать решение и осуществлять выбор (похоже
на социометрию). Вот какие ситуации возникают:
1. Уже поздно, закрыты магазины, очень нужен
хлеб. К кому из соседей пойдёшь с просьбой
угостить тебя хлебом?
2. Ты уезжаешь в командировку на несколько дней.
Кому из соседей доверишь котёнка?
3. Хочется устроить вечеринку. Кого пригласишь?
4. Сосед с верхнего этажа залил потолок в большой
комнате. Выясни ситуацию.
Ситуаций может быть много, всё зависит от
времени на игру и текущей межличностной
обстановки в классе. Хочется отметить, что ребята
играют по-настоящему. Задания раздаются по ходу
игры персонально, а я фиксирую, как удалось
разрешить проблему, кого из участников игры
включили в процесс.
6. Время на игру и на обсуждение: 60 минут
игра, не менее 10 минут обсуждение.
7. Участники: 7 учеников пятого класса.
Ведущим может быть один взрослый. Хотелось бы
обойтись без наблюдателей. Если взрослый не
включён в игровой процесс, он не может
присутствовать на игре.
8. Возможное продолжение игры в деятельности
психолога и педагогов: естественно, в качестве
игры на улице во время прогулки, групповой формы
работы на уроке можно повторить идею. Но, как мне
кажется, необходимо по-другому расставлять
акценты в игре, не провоцировать, уходить от
конфликтных ситуаций, если взрослый не уверен,
что сумеет их разрешить. В качестве
психологической игры, или, как я представляю эти
игры ребятам, "игры с двойным дном”, проведение
эффективно только на соответствующих уроках с
тренером.
9. Подробный сценарий игры с указанием задач
каждого этапа.
№ этапа |
Время на проведение |
Содержание каждого этапа |
Задачи, решаемые на
каждом этапе |
Материалы, необходимые
для проведения каждого этапа |
1. |
10 минут |
Начало игры. Ведущий рассказывает о
правилах, вводит детей в ситуацию новоселья |
Способствовать созданию игровой
атмосферы, отслеживать принцип равноправия во
время "благоустройства квартир” |
Класс, парты, стулья – всё, что
находится в помещении и в портфелях учеников (по
их желанию) |
2. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 1 |
Социометрия. Наблюдение над способами
разрешения проблемных ситуаций. Создание и
фиксация модели сотрудничества в каждой
ситуации |
3. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 2 |
Социометрия. Наблюдение над способами
разрешения проблемных ситуаций. Создание и
фиксация модели сотрудничества в каждой
ситуации |
4. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 3 |
Социометрия. Наблюдение над способами
разрешения проблемных ситуаций. Создание и
фиксация модели сотрудничества в каждой
ситуации |
5. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 4 |
Социометрия. Наблюдение над способами
разрешения проблемных ситуаций. Создание и
фиксация модели сотрудничества в каждой
ситуации |
6. |
10 минут |
Завершение игры. Наводим порядок в
классе |
Переключение с игровой атмосферы на
реальность. Перенос навыков взаимодействия |
7. |
10–15 минут |
Обсуждение |
Формирование навыков рефлексии |
10. Формы обсуждения игры: В заключение мы
расставляем парты по местам, тем самым
переносимся из игровой ситуации в реальность.
Процесс наведения порядка очень важен. Он даёт
возможность постепенно переключиться на работу
"здесь и сейчас” и перенести создавшиеся формы
взаимодействия во время игры на реальную
ситуацию. Затем я предлагаю ребятам обсудить то,
что мы делали, как играли. Конечно же это вопросы
плана "понравилось – не понравилось”, "какие
чувства вызывало то или иное действие?” и т.д.
Затем вопросы посложнее: чему научился во время
игры? Что нового узнал о ком-то из класса? Чему был
приятно удивлён в процессе игры, а что тебя
огорчило? Что нужно сделать, чтобы играть стало
интереснее? Можно ли какие-то элементы
взаимодействия во время игры использовать в
повседневной жизни? Что это нам даёт?
Под конец высказываю своё мнение о игре, говорю
по несколько слов поддержки о каждом участнике.
Материалом, собранным в процессе игры,
обязательно делюсь с коллегами. Знание
межличностной ситуации в коллективе детей и
перспективы развития даёт возможность более
эффективно строить учебно-воспитательный
процесс, учить детей сотрудничеству. |