ПРОГЛОТИТЬ ПИЛЮЛЮ
Лекарства, принимаемые в пилюлях, далеко не всегда приятны на вкус.
Поэтому в старину аптекари иной раз покрывали их сладким веществом
красивого золотистого цвета, имея в виду пленить этим главным образом
малых детей. Становясь привлекательней на вид, пилюли отнюдь не теряли
горечи. Отсюда пошло немало насмешливых образов: Позолотить пилюлю — расписать привлекательность или безобидность чего-нибудь неприятного; Подсластить пилюлю — сдобрить дурную весть сладкими словами; Проглотить пилюлю — значит испытать неприятность, иногда — услышать горькую истину; Поднести пилюлю — доставить внезапное огорчение другому лицу, высказать вдруг нечто неприятное и ядовитое. ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА
Зеленая улица. Это
сочетание слов великолепно показывает, как быстро и сильно меняется наш
язык. Лет сто назад оно вызывало у всех дрожь ужаса: «зеленой улицей»
называли тогда две шеренги солдат, каждый из которых был вооружен
зеленой палкой — точнее, гибким прутом, «шпицрутеном». По такой «улице»
прогоняли или протаскивали несчастных осужденных. На них с обеих сторон
сыпались жестокие удары и нередко в конце этой страшной «улицы» человек
умирал. Каждый, кому сказали бы в те дни: «Тебе уготована „зеленая
улица"», содрогнулся бы от ужаса. А когда в наши дни
железнодорожному машинисту обещают: «Мы тебе дадим зеленую улицу», он
понимает это как непрерывную цепь зеленых семафорных огней перед идущим
поездом, возможность мчаться вперед без всякой задержки. В широком
переносном значении Зеленая улица сейчас — прямая, свободная, широкая дорога. В
царской России повсюду в людных местах собирались толпы нищих, калек,
слепцов с поводырями, выпрашивавших со всевозможными жалкими
причитаниями милостыню у прохожих. Просящие милостыню особенно часто при
этом распевали сочиненную по одному евангельскому рассказу песню «О
богатом и Лазаре». Лазарь был беден, а его брат — богат. Лазарь питался
остатками пищи богача, вместе с собаками, но после смерти попал в рай,
тогда как богач оказался в аду. Песня эта должна была устрашить и
усовестить тех, у кого нищие выпрашивали деньги. Так как далеко не
все попрошайки в действительности были такими уж несчастными и нередко
жалобные стоны их являлись притворством, выражение Лазаря петь стало означать: клянчить, ныть, преувеличенно жаловаться на судьбу, стараясь вызвать сочувствие окружающих. |