О, святая простота! Шапки
долой перед этой простой фразой! Великий борец за освобождение чешского
народа Ян Гус был возведен католическим церковным собором на костер как
опасный «еретик», враг истинной церкви. Стоя на костре, мученик заметил
дряхлую старушку, верующую католичку, которая, вполне уверенная, что
делает благое дело, принесла на площадь казни свою охапку хвороста для
костра. «О, святая простота!» — с горькой усмешкой воскликнул Гус: за
счастье старой женщины он боролся, и она же, с лучшими намерениями,
служила его мучителям. С той поры эти слова применяются ко всем
невежественным и темным лицам, которые, будучи обмануты своими же
врагами, по недомыслию выступают против настоящих друзей. Прославленный
вождь английской буржуазной революции XVII века Оливер Кромвель был
человек суровый и набожный, но обладал редким красноречием и грубоватым
остроумием. Рассказывают, что в день, когда его войска готовились
форсировать реку, чтобы схватиться с противником, Кромвель посоветовал
солдатам перед боем «надеяться на бога, но порох держать при переправе
сухим». Мудрый совет облетел сначала всю армию, потом всю Англию, а
затем и весь мир. Слова Держать порох сухим приобрели то более общее значение, в котором употребляем их и мы: быть готовым к борьбе, быть бдительным и хорошо вооруженным. Люди… будьте бдительны! Эта
мудрая мысль или, лучше, это суровое предостережение содержится в
удивительной книге чешского писателя-коммуниста Юлиуса Фучика.
Благороднейший патриот, Фучик был арестован и казнен во время второй
мировой войны гитлеровской полицией, после того как фашизм получил
возможность захватить и родину Фучика, и много других стран. Буквально
накануне смерти этот мужественный человек в тюремной камере писал свою
книгу — пламенный призыв никогда в будущем не допускать повторения
страшных событий его времени. Удивительно ли, что его тревожное
предостережение, стоящее в заголовке, стало лозунгом всех передовых
людей мира в наши дни! Триста
с лишним лет назад представители французского дворянства, горожан и
духовенства потребовали, чтобы их король Людовик XIV изменил свою
политику. «Зачем?» — удивился и насупил брови молодой король. «Она противоречит пользе государства», — был ответ. И тогда самодержец пожал плечами. «Государство — это я!» — высокомерно бросил он. Парламент отступил перед его высочайшей волей. Так
это было или нет, однако выражение это мы повторяем всякий раз, когда
хотим обрисовать человека самовлюбленного, наивно считающего себя самым
главным существом в обществе. Но вот уже в Советской стране на
пятом году победы Великой Октябрьской социалистической революции
В. И. Ленин сказал на съезде Коммунистической партии: «…когда мы говорим „государство", то государство это — мы, это — пролетариат, это — авангард рабочего класса». Так
В. И. Ленин поправил заносчивого и высокомерного монарха Франции. Сама
история убедительно доказала, какое из этих двух утверждений является
надуманным, какое — истинным. |