В жизни Древнего Египта религия играла
очень важную роль. В давние времена каждое племя имело свой тотем —
священное животное, которое почиталось прародителем и покровителем этого
племени. Таким животным мог быть лев, павиан, кошка, даже крокодил. Со
временем их сменили похожие на людей божества, которые нередко сохраняли
черты своих тотемных предков, например, некоторые имели головы
животных. Одним из древнейших религиозных центров Египта был город Он
(или Иуну), лежащий неподалеку от дельты Нила, позднее он получил от
греков название Гелиополь, что значит «город солнца». Верховным богом
считался бог солнца Ра, который часто отождествлялся с древнейшим богом
египетского пантеона Атумом — творцом вселенной. Провозгласив свое имя,
Атум произвел себя на свет, а потом родил, выплюнув изо рта (аналогия
творения словом), близнецов Шу (воздух) и Тефнут (воду). От них родились
Геб (Земля) и Нут (небо), а у них, в свою очередь, было четверо детей:
Осирис (разливы Нила), Исида (плодородие), Сет (засуха) и Нефти да
(пустыня). Осирис был одновременно богом плодородия нильской земли и
главным судьей царства мертвых, а его жена Исида символизировала царский
трон. Правящий фараон при жизни являлся воплощением бога-сокола Гора, а
после смерти — Осириса. Согласно легенде, Гор (или Хор), сын Осириса и
Исиды, — это бог неба и света, сокол, с распростертыми крыльями летящий
сквозь мировое пространство, его глаза — это солнце и луна. Он сам
некогда правил Египтом, поэтому все фараоны — его наследники. Ра, бог солнца, создатель мира и людей. Осирис, бог производительных сил природы. Исида, богиня мудрости, материнства, плодородия. Гор, бог-покровитель фараона, сын Осириса и Исиды. Сет, тоже бог-покровитель фараона. Нефтида, сестра Осириса и Исиды. Хатор, богиня неба, кормилица мира. Тот, бог луны, владыка времени.
Загробная
жизнь, культ мертвых почитались населением долины Нила, как, пожалуй,
ни одним другим народом мира. Когда египтянин умирал, созывались
профессиональные плакальщицы, они намазывали себе лицо и волосы нильским
илом в знак горя и бродили по окрестностям, плача и громко причитая.
Затем тело умершего относили в Дом Смерти, там его бальзамировали.
Мумификация могла продолжаться до 70 дней. Наконец, родственники
получали мумию и помещали ее — в зависимости от своего достатка — в
каменный или деревянный саркофаг, а иногда просто заворачивали в
папирус, на котором писали религиозные гимны и своеобразную «исповедь»
усопшего.
Свои жилища египтяне строили из легкого и недолговечного материала, а гробницы, напротив, сооружали из камня, «на века».
Если же средств было недостаточно, то
мумию опускали в вырытую в пустыне яму, желательно неподалеку от
гробницы какого-нибудь знатного человека, а то и самого фараона. Как
правило, на похоронные обряды, на мумифицирование, сооружение гробницы
затрачивалось гораздо больше труда и средств, чем человек тратил на
себя, пока был жив. |