Индейцы Центральной Америки верили, что
через каждые 52 года наступает конец света, а затем мир полностью
обновляется. Этот временной промежуток был связан с заимствованным у
ольмеков календарем. Поэтому каждые 52 года все старое должно было по
возможности заменяться новым, даже старые храмы должны были уступать
место новым, или перестраиваться. Новый храм ставили на платформе
увеличенной пирамиды, по большей части точно над старым. Конец этого
цикла в 52 года каждый раз отмечался большим праздником. По окончании
двойного, а тем более четверного периода времени, то есть через 104 или
208 лет, празднества бывали особенно пышными.
Это постоянное обновление отражалось не
только в перестройке храмов. Оно определяло представления людей о
происхождении и развитии мира. По древнеиндейской мифологии, весь мир
уже несколько раз умирал и снова возрождался: первый мир был проглочен
священным ягуаром, второй — разрушен ураганом, третий — огнем, четвертый
— водой. Чтобы их теперешний мир — пятый, и последний, — не был
уничтожен землетрясением, как было предсказано, людям необходимо
поддерживать силы богов, которые защищают мир. Власть богов не
беспредельна; чтобы укрепить ее, надо приносить в жертву людей, чьи силы
при этом передаются богам.
|