Конечно, кое-что о Древнем Египте было
известно и до открытия французского ученого. Еще за 250 лет до Р.Х.
Манефон, верховный жрец храма бога солнца в Гелиополе на Ниле, создал
свою историю Египта, написав ее по-гречески, где рассказал о
возникновении государства и его жизни за прошедшие 30 веков. Но он
сообщал о событиях, свидетелем которых сам быть не мог. Да и создавал он
свой труд не столько с целью установления исторической истины, сколько
стремясь с его помощью оказать политическое влияние на своих
современников. Поэтому его сочинение не могло быть объективным.
К тому же сама книга полностью до наших
дней не сохранилась, она известна лишь частично в пересказах и отрывках,
которые приводили в своих трудах другие авторы.
Не очень надежны и сведения греческого
историка Геродота, который около 450 г. до Р.Х. совершил путешествие по
долине Нила. Многое из того, что он рассказывает, основано на египетских
легендах о боге Горе, поэтому не имеет исторической ценности.
Напротив, иероглифические надписи на
стенах храмов и гробниц, на обелисках и заупокойных стелах, на свитках
папируса и на коже отражали современную им жизнь. Как правило, это
достоверные и надежные свидетельства. Теперь история и культура долины
Нила последних тысячелетий лежала перед учеными, как раскрытая книга.
Благодаря Шампольону Древний Египет начал сам рассказывать о себе. И
пирамиды, эти грандиозные, величественные и загадочные сооружения, стали
понемногу выдавать свои тайны. В
1972 г., к 150-летию расшифровки иероглифов, во Франции выпустили
специальную марку в честь Жана Франсуа Шампольона с его портретом.
|