Собственно говоря, это были две идеи: до
тех пор считалось, что все три надписи на камне имеют разное значение.
Шампольон предположил, что они означают одно и то же. Кроме того,
думали, что иероглифы являются лишь изобразительными элементами, где
каждый рисунок соответствует одному слову или понятию. Шампольон
предположил, что иероглиф может обозначать и отдельный звук, подобно
букве в любом из современных европейских алфавитов. (Прообразом
иероглифов действительно было рисуночное письмо — так называемая
пиктография, когда одним знаком обозначалось целое слово.) В
иероглифическом тексте Розеттского камня определенное сочетание знаков
обрамлялось овалом — картушем. Шампольон решил, что этот картуш содержит
имя фараона. Какое же другое слово, кроме имени божественного
правителя, могло быть удостоено такой чести? (Потом выяснили, что имя
окружали картушем для защиты фараона от злых чар.) На
Розеттском камне (слева) Шампольон нашел имя Птолемея (по-египетски
Птольмис), написанное по-гречески и иероглифами. И на обелиске с острова
Фили было высечено это имя и имя Клеопатры, тоже по-гречески и
иероглифами. При сравнении иероглифических надписей (их могли писать как
слева направо, так и справа налево) Шампольон обнаружил несколько
одинаковых знаков в именах Птолемея и Клеопатры, видимо, они обозначали
одинаковые буквы: «п», «г», «о», «л». Таким образом был найден ключ к
расшифровке древнеегипетской письменности.
Тем
временем на нильском острове Фили был найден обелиск со второй
двуязычной надписью, так называемая Фильская стела. На ней были, правда,
только две надписи — греческая и иероглифическая, но имелись те же
картуши. Однако в овалах были помещены две различные группы иероглифов.
Одна из них была идентична знакам Розеттского камня, которые Шампольон
счел именем Птолемея; другая же, предположил ученый, отталкиваясь от
греческого текста, должна была содержать имя египетской царицы
Клеопатры. Раскрашенная
статуэтка писца, IV династия. Грамотные люди пользовались в Древнем
Египте большим уважением. Поэтому важные особы нередко желали, чтобы их
изображали писцами, даже в том случае, если они совсем не умели писать. Папирусы
изготавливались так: стебель папируса очищали от кожуры, затем
разрезали сердцевину на тонкие полоски и укладывали их крестообразно
друг на друга. После легких постукиваний плоским камнем или колотушкой
оба слоя склеивались в один лист. Его сушили и полировали. |